Финансовая система Российской Федерации. Ее структура и характеристика основных звеньев
Понятие финансовой системы. Финансовая система РФ, ее основные звенья. Взаимосвязь звеньев финансовой системы Российской Федерации.
Финансы государства и органов местного самоуправления. Финансы коммерческих организаций. Финансы некоммерческих организаций. Особенности финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов и других финансово-кредитных институтов. Финансы домашних хозяйств.
Особенности финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов и других финансово-кредитных институтов.
Финансовая система государства— это денежные отношения между субъектами, функционирующими в государстве.
Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансовая система включает в свой состав сферы централизованных и децентрализованных финансов, основным признаком выделения которых является характер образуемых денежных фондов.
Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Звеньями централизованных финансов являются: бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.
Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев финансовой системы, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Звенья децентрализованных финансов включают в свой состав: финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств.
Рассмотрим отдельные звенья финансовой системы более подробно.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В последние годы особое значение в финансовой системе России стали играть финансы государственных и муниципальных предприятий, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании. Государственные корпорации обладают целым рядом особенностей:
1. создаются на основании федерального закона; 2.имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации, в результате чего контроль за имуществом выведен из под надзора Счётной палаты;
3.государственные корпорации по своему статусу отличны как от ОАО с преобладающим государственным участием (на них не распространяются положения о раскрытии информации), так и от государственных унитарных предприятий (они выведены из под контроля ряда государственных органов);
4. государственные корпорации подотчетны только Правительству РФ, в то время как другие органы государственной власти местного самоуправления не вправе вмешиваться в их деятельность.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В Российской Федерации создаются и действуют два вида унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Экономические:Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др
Социальные:Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.
Несмотря на значительную долю государственного сектора в экономике любого государства, и России в том числе, ведущую роль в создании валового внутреннего продукта играют, тем не менее, финансы коммерческих предприятий.
Финансы кредитных учреждений (КО) – совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и накоплений на основе оказания денежных услуг. Деятельность КО характеризуется двойственностью. С 1 стороны, она ориентирована на извлечение прибыли. С др. стороны, деятельность КО направлена на обслуживание нал. и безнал. денежный оборот, т.е. предполагает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, своевременности расчетов и сохранности средств клиентов.
Особенности финансов КО: 1. высокая степень гос. регламентации их операций и процессов формирования ими фин. ресурсов. 2. перераспределительный характер финансов КО - денежные доходы, накопления и поступления у КО формируются в процессе проведения операций с фин. ресурсами гос. органов, юр. лиц. 3. создание и функционирование системы резервов.
Основной задачей инвестиционных фондов является привлечение и объединение средств физ. и юр. лиц с их последующим инвестированием в ценные бумаги или другое имущество. В силу рискованности деятельности инв. фондов государство предъявляет к таким организациям доп. требования, чтобы обеспечить устойчивость фин. системы страны. Инв. фонды в РФ м. обр. в форме акц. и паевых инв. фондов.
Финансам страховых организаций (СО) присущи общие признаки, характерные для всех коммерческих организаций, а также специфические признаки: 1) СО работает в условиях двойного риска. 1-ый риск – тот, который она приняла от страхователя и 2-й риск – собственный, связанный с инвест. деятельностью; 2) между моментом страх. премии и страх. выплатой может проходить знач. промежуток времени, поэтому СО может инвестировать страх. премии, получая инв. доход. 3) существуют особенности в источниках средств и структуре денежных ресурсов СО: структуре денежных ресурсов значительный удельный вес принадлежит страх. резервам; специфическим источником средств СО является страх. премия.
Финансы коммерческих предприятий – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности. Роль финансов коммерческих организаций в функционировании финансовой системы страны заключается в том, что они являются: основным источником образования централизованных денежных фондов; главным направлением регулирующих действий государственных органов власти; ведущим источником образования финансовых ресурсов домашних хозяйств; основой для организации непрерывного процесса удовлетворения общественных потребностей; ключевым звеном в распределении и потреблении произведенного валового продукта.
Финансы некоммерческих организаций - это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в рамках решения поставленных перед ней задач.
Финансы домашних хозяйств – система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместного потребления и накопления. Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством, которое обладает небольшим инструментарием их регулирования.
Финансы индивидуальных предпринимателей совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск.
3. Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления.
Состав государственных и муниципальных финансов. Управление государственными и муниципальными финансами. Объекты и субъекты управления. Уровни управления: федеральный, региональный, местный.
Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции. Государственная финансовая политика, ее содержание и задачи. Инструменты реализации финансовой политики государства. Финансовая политика России в современных условиях.
Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.