Теоретические аспекты финансового контроля

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

В условиях рыночных отношений повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.

Финансы по своей сути выполняют три функции, в том числе и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.

В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданной экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты- это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний использует практически одни и те же приёмы и способы.

Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности работы контрольных органов зависит возможность государства выполнять свои функции.

Цель настоящей работы – анализ финансового контроля и его особенностей в рыночной экономике. Объектом исследования в курсовой работе является финансовый контроль. Предметом исследования выступает развитие финансового контроля в рыночной экономике. На основе этого можно определить задачи данной работы:

1) раскрыть содержание, значение, виды, формы, методы финансового контроля;

2) проанализировать особенности и направления развития финансового контроля в Республике Беларусь;

3) изучить особенности финансового контроля в Республике Беларусь.

Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как белорусских, так и зарубежных авторов. Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.

Теоретические аспекты финансового контроля

1.1 Необходимость, содержание и задачи финансового контроля

Эффективное управление хозяйственно-финансовой деятельностью любых субъектов во многом зависит от рациональной организации контроля, который позволяет определить степень выполнения намеченных заданий и достижения экономического эффекта, законность осуществления мероприятий, рациональность использования ресурсов.

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования [17, с. 324].

Финансовый контроль — одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и управления. Организовав формы финансовых отношений, государство контролирует их исполнение и. получая информацию о результатах хозяйствования и взаимоотношениях с бюджетом, анализирует ее, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.

Объектом финансового контроля, в широком смысле слова, являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и фондов денежных средств. В сферу финансового контроля входят практически все операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях — и без них, например, бартерные сделки. При этом финансовый контроль это контроль рублем, своего рода стимулирующий механизм, заложенный в тy или иную форму денежному отношения. Понятие "контроль рублем" шире, чем понятие "финансовый контроль", гак как контроль рублем осуществляется не только посредством финансов, но и другими экономическими рычагами (ценой, прибылью, кредитом и др.).

Материальную основу контроля образуют факты, причем не отдельные факты, а совокупность, т.е. систематизированные в определенном порядке по анализируемому объекту, которые позволяют видеть механизм действия, выявляя его положительные и отрицательные стороны [8, c. 121].

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке правильности и соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, которые осуществляют специальные уполномоченные на госорганы с целью изучения положительных и отрицательных сторон, устранения недостатков, наказания виновных, возмещения ущерба, предупреждения аналогичных нарушений в будущем.

При этом обнаружение нарушений, установление, их причины - не самоцель. Как правило, финансовый контроль нацелен на идентификацию нежелательных нештатных режимов функционирования проверяемой системы.

Финансовый контроль, его результаты должны способствовать формированию научно обоснованной финансовой политики, совершенствовании финансового механизма.

Финансовый контроль можно рассматривать на макро- и микроуровне [8, c. 121].

Объектом контроля на макроуровне выступают государственные финансы. Субъектом финансового контроля здесь являются законодательные органы власти и государственные органы управления. Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного, валютного, таможенного, банковского, страхового контроля, контроля за целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, контроля за деятельностью органов, осуществляющих финансовый контроль. При этом каждый элемент (часть общего) имеет свою область применения, самостоятельные специфические задачи в управляющей системе, свои функции.

Финансовый контроль на микроуровне позволяет контролировать и решать проблемы, касающиеся конкретной экономической ситуации на уровне среднего и низшего звена. К органам среднего звена в отраслевом аспекте относятся министерства, ведомства, другие республиканские органы государственной власти, в территориальном - органы местного управления и самоуправления. Органы низшего звена образуют отдельные субъекты хозяйствования. Объектом контроля па данном уровне выступаем финансово-хозяйственная деятельность конкретных министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

Субъектами финансового контроля на микроуровне являются специально уполномоченные на то контрольные органы, а также экономические службы самих субъектов хозяйствования. Кроме того, для осуществления финансового контроля на этом уровне субъекты хозяйствования могут также привлекать в общеустановленном порядке независимых аудиторов.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

К задачам финансового контроля относятся [8, c. 124]:

- обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

- создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового права;

- контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;

- повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

- оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее, организация и деятельность контрольно- ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д. [16, с. 415].В наиболее концентрированном виде подходы к организации финансового контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы. Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации также в указанных целях рекомендуется создавать высшие для данного государственно-территориального образования независимые органы финансового контроля.Например, французская система внешнего контроля государственных финансов характеризуется наличием общенациональной структуры государственных бухгалтеров, работающих в административно-территориальных единицах страны (коммунах, департаментах и округах). Они наделены полномочиями управлять государственными денежными средствами, ответственны за правильность осуществляемых ими операций и обязаны возмещать за свой счет ошибочно выплаченные или невостребованные денежные средства. Учет государственных финансовых операций основывается на двух основных принципах: с одной стороны, на законом установленном разделении функций распорядителей кредитов (министры, руководители других государственных органов, председатели или мэры органов местного самоуправления, управляющие или директора государственных учреждений) и государственных бухгалтеров, а с другой стороны – на персональной денежной ответственности государственных бухгалтеров.

Во Франции государственный бюджетный контроль осуществляет Счетный суд, глава которого назначается президентом страны. Счетный суд в соответствии с Конституцией 1958 г. и законом о высшем контрольном органе страны от 22 июня 1967г. дает оценку эффективности финансовой отчетности и деятельности государственных бухгалтеров, реагирует на апелляции региональных счетных палат по вопросам финансовых нарушений. Для Росси именно это из опыта работа высшего контрольного органа представляет наибольший интерес, поскольку в России пока не сложилось формы эффективного взаимодействия контрольных органов федерального центра и регионов. При Счетном суде Франции функционирует служба обер-прокурора, выступающего в качестве представителя интересов государства в этом контрольном органе. Члены этого контрольного органа, имея статус судей, независимы в своей деятельности при проведении контроля государственных корпораций, системы социального страхования, при подготовке заключений по проектам ежегодных законов о бюджете и об исполнении бюджета. Счетный суд представляет ежегодно Президенту страны отчет, распространяемый в Парламенте с приложением отзывов министров, в ведении которых находятся проверенные и отмеченные в отчете организации. Во Франции также существенное значение придается аудиту эффективности использования бюджетных средств [5, с. 276].

В развитых странах государственные органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. В США суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных органов (Главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным контролером; Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных министерствах; президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях («Совет честности и эффективности»)), по данным исследовательской группы конгресса США, за последние 50 лет исчисляется примерно в 500 миллиардов долларов.

В Германии принята следующая система финансового контроля. Проблематика организации государственного финансового контроля в Германии и деятельности Федеральной Счетной палаты представляют большой интерес с точки зрения использования этого опыта в Беларуси. Как показывает анализ, германская система государственного финансового контроля является достаточно эффективной, позволяет выявлять большую часть нарушений налогового законодательства и достаточно жестко наказывать виновников, что имеет профилактическое значение. В Германии хорошо понимают, что только такими мерами решить проблему соблюдения финансово-налоговой дисциплины невозможно, что нужен комплекс мер. Именно этим в значительной степени обусловлено проведение в Германии радикальной налоговой реформы, которая должна облегчить налоговое бремя на физические и юридические лица, существенно улучшить рамочные условия для бизнесменов, сделать Германию привлекательнее для инвесторов [4, с. 209].

Принципы организации системы финансового контроля и инструменты реализации соответствующих целей в России и Германии во многом сходны. Это в значительной степени определяется федеративным типом государства и общностью социальных проблем, связанных с трансформационным процессом в России и процессом объединения восточных и западных земель в Германии с исходно различным уровнем социально- экономического развития. Германия как федеративное государство предполагает единство федерации, земель и коммун. Эти субъекты федерации наделены четко обозначенными в Конституции полномочиями. Федерации касаются все проблемы, связанные с существованием государства как единого Целого. При этом на переднем плане стоят социальная защищенность граждан внутри страны, представление и защита общегосударственных интересов на международной арене. Важной государственной задачей является регулирование экономики в соответствии с конъюнктурной и структурной политикой.

Высшим контрольным органом в Германии в области государственных финансов является Федеральная счетная палата (ФСП). Конституционная компетенция ФСП в вопросах контроля связана с правовым статусом федерации, от имени которой ФСП контролирует:

- высшие федеральные учреждения (федеральная служба президента, управления германского бундестага и бундесрата, а также федерального конституционного суда);

- канцелярию федерального канцлера, федеральные министерства (высшие федеральные службы) и подчиненные службы (федеральные верховные службы, среднее и низшее звено);

- прочее имущество федерации (федеральная железная дорога и федеральная почта);

- федеральные предприятия (например, федеральная типография).

Законом предусмотрено также выполнение ФСП и других задач. Проверке со стороны ФСП подлежат органы социального страхования (по болезни, от несчастного случая, пенсионное страхование), если они на основании федерального закона получают от федерации выплаты или если гарантийное обязательство федерации законно обосновано (например, федеральная страховая служба для служащих, федеральное горняцкое товарищество, страховые службы земель). Большое значение имеют также полномочия ФСП контролировать службы федерального руководства, если они исполняют части федерального бюджета, получают от федерации компенсацию расходов, распоряжаются федеральными средствами или предметами собственности федерации или получают дотации из бюджета федерации.

Предметом проверки являются учет, ведение бюджета и рентабельность федерации или юридических лиц общественного и частного права. В ходе проверки рентабельности изучаются соотношения между преследуемой целью и затраченными средствами. Самые существенные цели ФСП состоят в том, чтобы на основе регулярных проверок избежать финансового ущерба, уменьшить его или противодействовать необоснованным преимуществам. Проверки предполагают анализ причин просчетов и ошибок, неэффективного использования средств, разработку рекомендаций по улучшению работы. Широко практикуется проверка реализации ранее предложенных мер по улучшению управления использованием бюджетных средств [16, с. 322].

Ежегодно президент Федеральной счетной палаты представляет бундестагу, бундесрату и правительству отчеты о результатах ревизий с выводами и оценками, а также с формулировкой перспективных проблем. В ежегодных докладах ФСП обобщает результаты своих проверок в виде «Замечаний», что очень существенно для оценки бюджетной и хозяйственной деятельности федерации. Замечания служат:

1) законодательным органам в качестве основы для обсуждения и решений при списывании средств со счетов, а также как инициатива и информация для консультаций для предстоящих или будущих решений;

2) федеральному правительству в качестве обзора наиболее существенных сведений, полученных в результате проверок ФСП, и в качестве ссылок на проблемы и недостатки в управлении, а, следовательно, на необходимые в ном направлении меры. Принято парламентское обсуждение замечаний.

В итоге отметим, что международный опыт показывает, что наличие органов финансового контроля тем более необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий. Для Беларуси это еще более актуально, поскольку если в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономические процессы, то в государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному, степень государственного регулирования экономики и государственной ответственности в социальной сфере неизмеримо более высоки.

В качестве вывода отметим, что финансовый контроль – важнейший этап управления финансовыми ресурсами в процессе из образования, распределения и использования. Его главное назначение – обеспечить выполнение принятых программ, проектов и решений в соответствии с принципами законности и экономической целесообразности. Это одна из основных форм контроля за эффективностью экономических процессов, поскольку всем хозяйственным процессам сопутствуют денежные отношения, а конечные итоги деятельности находят отражение в финансовых результатах.

Наши рекомендации