Стратегия развития организации, как важнейший элемент его развития
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии организации.
Стратегия развития организации, как важнейший элемент его развития
Стратегия является связующим звеном между целями организации и существующими проблемами, а стратегическое планирование призвано формализовать процедуру достижения целей, привлечь все необходимые ресурсы с учетом требований внешней среды.
Термин[1] «стратегия» (от греч. Stratis - войско + ago - веду) или (strategos - искусство генерала) идет из военного лексикона, где он озна чает планирования и внедрения в жизнь политики государства с использованием всех возможных средств .
Понятие «стратегия» вошло в управленческих терминов в пятидесятых гг., Когда стало ясно, что необходимо быстро реагировать на неожиданные изменения во внешней среде. Чаще всего стратегией называют политику предприятия, которая реализуется, и представляет собой набор возможных решений.
М.Х. Мыскина, М. Альберт, Ф.Хедоури определяют стратегию как план или программу действий по достижению целей предприятия[2].
Американские исследователи Г. Стейнер и Дж. Майер[3] определили стратегию, как формулировка миссии организации, ее целей и целей, политики, программы и методов их достижения. По нашему мнению, такое определение «стратегии» не является корректным, поскольку процесс формулирования миссии, целей политики, программы и методов их достижения - являются элементами страте-вания управления.
Согласно определению В.С. Соловьева: «Стратегия - это генеральное направление достижения цели, то есть основной, ведущий направление движения для поэтапного достижения любых целей»[4].
П. Дойль определяет стратегию, «... как комплекс решений, принимаемых менеджментом по размещению ресурсов предприятия и достижению дов-гострокових конкурентных преимуществ на целевых рынках. Стратегия определяет поставленные задачи »[5]. «Стратегию лучше всего рассматривать как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы», считает ют А. Томпсон и А. Стрикленд.
Понятие «стратегия» В. Глюк[6] определил, как унифицированный, интегро-ный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия.
А. Виханский видит стратегию, «как долгосрочное качественно» направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позы-ции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целей »[7].
И многие ученые как отечественных, так и зарубежных по разному тракта ют понятие «стратегия» (табл. 1).
Если обобщить, то стратегия представляет собой совокупность действий, есть необходимость для достижения целей предприятия путем рационального исполь-ния ресурсов.
Таблица 1. Анализ определения понятия «стратегия»
Автор | Определение |
Ансофф | Набор правил для принятия решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности. метод установления долгосрочных целей предприятия, программы его действий и приоритетных направлений размещения ресурсов |
М. Портер | Способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны |
М.Минцберг | Последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений. |
В.О.Винокуров | Система управленческих решений, определяющих перспективные направления развития предприятия, сферы, формы и способы его деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей |
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Б.Б. Стародубцева | Долгосрочные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятия по отношению к производства, доходов и расход, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты |
Р.А. Фархутдинов | Программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности |
Л.В.Балабанова | Модель принятия решений, определяет и раскрывает цели и задачи предприятия, задает его основную политиков и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность предприятия, тип экономической и человеческой организации, которой придерживается или для которой подвержено производство, а также природу экономических достижений, которые оно намерено предложить акционерам, наемным служащим, покупателям и обществу в целом |
Анализ понятия «стратегия» показывает, что разные точки зрения на стратегию как отечественных, так и зарубежных ученых, дают в общем случае разные по смыслу трактовки. Это свидетельствует о сложности, многоаспектности и многие плановость понятия «стратегия».
Вопреки несходству формулировок всех авторов, во всех определение понятия «стратегия предприятия» они рассматривают, во-первых, возможность решения определенных проблем и достижения целей; во-вторых, определенный план действий, реализация которого предполагает выбор из множества вариантов стратегических альтернатив и координацию достижения целей. Таким образом, стратегия предприятия определяет реальное направление развития предприятия, которое обеспечит ему достижение стратегических целей и конкурентные преимущества на рынке.
В современных условиях внешняя среда организации очень быстро изменяется. Поэтому разработка и реализация стратегии развития, которая позволяла бы организации адекватно реагировать на изменения, происходящие в ее окружении, является актуальной задачей для руководства каждого предприятия.
Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность. Планирование − это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Процесс планирования охватывает ряд направлений. Он начинается с определения миссии предприятия и целей его функционирования с учетом анализа внешней среды и ресурсного обеспечения, затем разрабатываются прогнозы деятельности на долгосрочную перспективу, которые служат основой для выбора экономических стратегий.
Отличительной чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная подвижностью плановых горизонтов, т.е. периодов времени, на которые вырабатывается перспективная политика. Для определения планового горизонта применяются различные критерии: жизненный цикл продукта; цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию; период времени, необходимый для реализации стратегических целей, и прочее. Плановый горизонт зависит от масштабов предприятия, его размеров[8].
Обобщение и систематизация всего вышесказанного позволяет увидеть алгоритм разработки стратегии развития предприятия:
1) Анализ внешних возможностей и опасностей выражается через силу воздействия групп факторов: экономических, политических, рыночных, конкурентных, международных, социальных и производственно-технологических (состояние производства на внешних для предприятия участках технологических цепей, уровень технологии конкурентов, возможности новых технологических разработок и т.д.).
2) Анализ внутренних ресурсов, необходимых для того, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Рассматриваются структура и организационный потенциал предприятия, использование имеющегося производственного потенциала, состояние каналов сбыта и сети послепродажных услуг.
3) Разработка миссии и цели предприятия. Миссия – это концепция бизнеса, где кратко изложено главное предназначение предприятия на достаточно длительную перспективу его существования. Просто и четко сформулированная, чтобы быть понятной и своим сотрудникам, и потребителям. Миссия будет изменяться в соответствии с требованиями рынка, так как она в первую очередь предусматривает удовлетворение запросов потребителей. После формулировки миссии определяются долгосрочные и краткосрочные цели предприятия.
4) Разработка нескольких вариантов стратегий развития предприятия, направленных на выполнение поставленных целей. Подбирается индивидуально для решения задач конкретного бизнеса.
5) Выбор стратегии. При выборе стратегии решающим фактором является ее эффективность. В качестве результата от реализации стратегии может выступать показатель:
− экономического эффекта (рост массы и нормы прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж).
− социального эффекта (улучшение условий труда, его привлекательности, развитие культуры и образования).
− технического эффекта (повышение качества и конкурентоспособности продукции).
Решение о выборе наиболее подходящей стратегии принимается после проведенного анализа и оценки. Далее выбранная стратегия развития предприятия реализуется с учетом требований рынка. Предприятия могут одновременно осуществлять не одну, а несколько стратегий [2].
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
В результате проведенного анализа внутренней и внешней среды предприятия, руководство получает информацию, необходимую для разработки или совершенствования стратегии. Существует четыре основных типа стратегий:
− стратегии концентрированного роста: стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта;
− стратегии интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции;
− стратегии диверсификационного роста: стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации;
− стратегии сокращения: стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов[9].
В группу стратегий концентрированного роста входят те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка. В случае следования этим стратегиям предприятие пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то предприятие ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Вторую группу стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение предприятия путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегии интегрированного роста. Обычно предприятие может прибегать к осуществлению таких стратегий, если оно находится на подъеме развития бизнеса, не может осуществлять стратегию концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит его долгосрочным целям.
Третьей группой стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Четвертым типом стратегии развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях предприятия прибегают к использованию стратегии целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую происходит не безболезненно для предприятия, однако при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса[10].
Таким образом, используя все имеющиеся инструменты и методы стратегического анализа, можно с большой точностью определить имеющиеся и возможные проблемы внутренней и внешней среды предприятия. Полученные данные служат основой для разработки стратегии развития предприятия, которая позволит предприятию поддерживать свою конкурентоспособность на высоком уровне и своевременно реагировать на изменения во внешней среде.