Самоуправление в России до 1917 г
Прообразом самоуправления в России можно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и т. д.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая приглашение князя, игравшего только роль военачальника. В сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли, которая могла перераспределяться между ее членами.
Однако со времен Ивана Грозного, уничтожившего Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 г. в России установилась жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. Но и в этот период самоуправленческие начала в российской государственной системе то усиливались, то ослабевали.
Так, при том же Иване Грозном «земские» и «губные» старосты, избираемые населением, имели достаточно широкие полномочия, хотя и выполняли по преимуществу поручения центральных властей. Позднее выборное начало в местном управлении было вытеснено аппаратно-бюрократическим.
При Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах — земские избы и выбранные бурмистры. Однако после смерти Петра I все вернулось к назначению чиновников.
Следующий крупный шаг в сторону самоуправления был сделан при Екатерине II, принявшей специальный акт — «Грамоту на права и выгоды городов Российской империи». Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Однако вся система самоуправления, как и прежде, строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников: городничих, полицмейстеров и др. С завершением правления Екатерины II процесс снова пошел вспять.Этапными моментами в развитии местного самоуправления в России оказались земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т. п. Властное влияние общины («мира») на жизнь крестьян было исключительно велико. Общинные (артельные) традиции прочно укоренились в сознании русского и близких ему народов.
Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа. Но одновременно с ними па местах существовали и органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной государственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.
Таблица 1
Органы земского и городского самоуправления
Органы самоуправления губернии | Органы самоуправления уезда |
Губернское земское собрание Состояло из гласных, избираемых Уездными земскими собраниями из своих составов. Численность от 29 до 62 человек. После 1890 г. в состав Губернского земского собрания по должности стали входить управляющий государственным имуществом, депутат от епархии, городской голова главного уездного города и др. Председательствовал губернский предводитель дворянства. Собрание одного созыва действовало три года и созывалось ежегодно на 20 дней. Члены губернского земского собрания исполняли свои обязанности безвозмездно. Губернская управа Состояла из председателя и двух (до 6) членов. Председатель утверждался министром внутренних дел, члены - губернатором. Председателем мог быть только тот, кто имел право поступления на госслужбу (дворянин или лицо с высшим образованием) | Уездное земское собрание Формировалось из гласных, избираемых на избирательных собраниях землевладельцев и представителей городской общины, а также крестьян на волостных сходах. Право выбора имели лица с определенным земельным/имущественным цензом. Выборы проводились раз в три года. Собрание созывалось ежегодно на 10 дней. Гласные исполняли свои обязанности безвозмездно. После 1890 г. в состав Уездного собрания стали по должности входить чиновники от местных учреждений, а также представитель духовенства и городской голова. Земская управа Состояла из избираемых Уездным собранием председателя и двух (могло быть до 6) членов, утверждавшихся губернатором. Избирались не только гласные, но и просто лица, обладающие избирательными правами. После 1890 г. подконтрольна и губернатору. |
Специальные комиссии cостояли как из гласных, так из лиц, имеющих право присутствия на избирательных собраниях. Помогали управе по вопросам, отнесенным к земству. Губернские и уездные земские учреждения ведали одними и теми же делами, но губернские ведали делами, если они касались всей губернии или нескольких уездов, а уездные — если они относились только к одному уезду.
При Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.
После февральской революции 1917 г. 21 мая Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысяч волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось, наступил октябрь 1917 года.
Самоуправление в СССР
После установления советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.
В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой соподчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем коммунистической партии. Однако необходимость скорейшего преодоления разрухи после гражданской войны вызвала к жизни новую экономическую политику (НЭП) с определенным допущением рыночных методов хозяйствования, некоторой децентрализацией власти и организацией хозяйственного самоуправления на местах. В 1920-1923 гг. при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.
В 1925 г. было принято Положение о городских советах, а в 1926 г. — Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л. Велихов. Его фундаментальный труд «Основы городского хозяйства», изданный в 1928 г., и сегодня сохраняет свою актуальность.
С 1927-1928 гг. в СССР наступил новый период развития, период «великого перелома» и ускоренной индустриализации, характеризующийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все самоуправленческие зачатки в городах и в деревне были ликвидированы, а сам термин «самоуправление» надолго исчез из употребления. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 г. и сохранилась почти без изменений до конца 1980-х гг.
Формально советская власть была вполне демократичной. По Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. советы избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Был введен институт «наказов избирателей» своим депутатам и система отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей. Из числа депутатов создавались постоянные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на сессии советов. Совет избирал из своего состава исполнительный комитет, его председателя и заместителей, подотчетных совету. В подготовленные исполкомами проекты бюджетов можно было вносить поправки на сессиях местных советов.
Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатура единственного претендента по каждому избирательному округу подбиралась партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т. д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. «Сценарии» сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не была ни истинным народовластием, ни самоуправлением.