Задачи и методика проведения анализа поступления товаров в торговое предприятие по общему объему, ассортименту и источникам
Выполнение плана товарооборота и бесперебойное снабжение населения товарами зависит в первую очередь от товарного обеспечения, т.е. от выполнения плана поступления товаров и изменения товарных запасов.
Анализ поступления товаров начинают с проверки степени выполнения плана товарного обеспечения как в целом, так и по отдельным товарным группам. Затем анализируют поступление товаров по источникам и поставщикам, т.к. перебои в завозе товаров нередко возникают в результате нарушения договорных отношений с поставщиками.
Нарушения по вине поставщиков:
Ø невыполнение сроков отгрузки товаров;
Ø невыполнение договора по количеству;
Ø несоответствие ассортимента поставляемого товара;
Ø поставка некачественного товара и т.д.
Нарушения по вине покупателя:
Ø нарушения сроков и условий оплаты поступающих товаров;
Ø несвоевременное заключение договоров;
Ø несвоевременная высылка документов поставщику;
Ø необоснованный отказ от товаров.
Задачи анализа поступления товаров:
· Оценитьвыполнение плана товарного обеспечения в общем объеме и по ассортименту;
· Проверитьпланомерность завоза товаров и выполнение договорных обязательств поставщиками;
· Оценитьстепень соответствия поставок товаров спросу населения;
· Выявитьвозможности изыскания и вовлечения в товарооборот дополнительных источников товарных ресурсов и денежных средств.
Последовательность анализа поступления товаров:
1. Определяют степень выполнения плана поступления товаров по всему ассортименту и по каждой товарной группе. Это дает возможность установить, насколько поступление товаров по объему и структуре обеспечивало выполнение плана продажи товаров, создание нормальных товарных запасов, удовлетворение спроса.
2. Проверяют выполнение договорных обязательств поставщиками. Анализ поступления продаж проводят методом сравнения фактических (ожидаемых) показателей с плановыми и фактическими показателями за прошлый год (или ряд лет) в динамике.
Более точные результаты дает анализ поступления товаров в сопоставимых ценах.
Анализ поступления товаров необходимо увязывать с состоянием товарных запасов и выполнением плана товарооборота (по данным товарного баланса).
Успешное развитие товарооборота требует, чтобы товары поступали в торговую сеть планомерно, бесперебойно, в необходимом количестве, в соответствии с запланированным по кварталам и месяцам года. Поэтому важным моментом является анализ поступления товаров по отдельным кварталам и месяцам.
Сегодня, в условиях рынка, торговые предприятия (фирмы) с учетом финансового положения самостоятельны в выборе источников поступления товаров (промышленные предприятия, оптовые базы, оптово-розничные предприятия, импорт, частные предприятия и т.д.).
Поэтому в процессе анализа поступления товаров большое внимание должно быть уделено проверке выполнения поставщиками договоров поставки товаров, а также определить изменения поставок товаров по другим источникам в динамике.
В ходе анализа уточняют, какие конкретно товары и от каких поставщиков не были получены и почему, как это сказалось на выполнении плана товарооборота.
Табл. 12
Анализ поступления товаров в отчетном году по ООО «Минимаг»
(без учета изменения цен)
Товарные группы | Поступление, всего | Отклонение от плана (+,-) тыс. руб. | % выполнения плана | В % к прошлому году | ||
Тыс. руб. (прошлый год) | План тыс. руб. | Фактич. Тыс. руб. | ||||
Ткани | +249 | 126,7 | ||||
Швейные изделия | +662 | 123,6 | 130,8 | |||
Обувь | +314 | 124,2 | ||||
Бытовая техника | +1425 | 127,1 | 128,5 | |||
Теле радиотовары | 130,7 | 139,7 | ||||
Итого: | +4447 | 126,7 | 133,7 |
Табл. 13
(с учетом изменения цен)
Товарные группы | Поступление всего | Отклонение от плана (+,-) тыс. руб. | % выполнения плана | В % к прошлому году | ||
Прошлый год тыс. руб. | План тыс. руб. | Факт. в сопост. ценах тыс. руб. | ||||
Ткани | +168 | 111,5 | 102,7 | |||
Швейные изделия | +84 | |||||
Обувь | +104 | 125,3 | ||||
Бытовая техника | -117 | 97,8 | 98,9 | |||
Телерадиотовары | +30 | 100,5 | 107,5 | |||
Итого: | +269 | 101,6 | 107,3 |
Расчеты (без учета изменения цен) табл. 12
1.Определяют отклонение фактической суммы поступления от плана по каждой товарной группе и в целом по предприятию.
а)ткани 1710 – 1461 = +249 и .т.д.
б)в целом 21129 – 16682 = +4447
2.Определяют процент выполнения плана поступления товаров.
а)ткани 1710 * 100% = 117% и т.д.
б)итого (в целом по магазину)
21129 * 100% = 126,7%
3.Определяют фактическое поступление в % к прошлому году (динамику роста).
а)ткани 1710 * 100% = 126,7%
б)итого 21129 * 100% = 133,7%
Расчеты (с учетом изменения цен) табл. 13
1.Определяют фактическую сумму поступления по каждой товарной группе в сопоставимых ценах.
а)ткани 1710 1629
1,05
б)швейные изделия 3466 2888
1,2 и т.д.
2.Определяют процент выполнения плана поступления товаров в сопоставимых ценах.
а)ткани 1629 * 100% = 111,5%
б)итого 16951 * 100% = 101,6%
16682 и т.д.
3.Определяют фактическое поступление товаров в сопоставимых ценах в процентах к прошлому году.
а)ткани 1629 * 100% = 120,7%
б)итого 16951 * 100% = 107,3%
15800 и т.д.
Вывод.
План поступления по ООО «Минимаг» перевыполнен как в целом, так и по каждой товарной группе.
Темпы роста поступления товаров в % к прошлому году без учета изменения цен высоки - от 26,7% до 44% по разным группам товаров, а по итогу составляют – 33,7%.
Приведя суммы поступления товаров по отдельным группам в сопоставимый вид (ткани 1710 1629 и т.д.), наблюдаем другую картину, т.е. темпы роста
1,05
поступления против плана гораздо ниже (по тканям – 11,5%, по швейным – 3%, по итогу – 1,6%), а по бытовой технике план поступления не выполнен на 2,2%, что в сумме составляют 117 тыс. руб. и это сказалось отрицательно на выполнении плана товарооборота - по данной группе, он не выполнен на 7,3%, т.е. в сумме на 396,2 тыс. руб.
Отрицательным моментом явилось и образование сверхнормативных товарных запасов по группам товаров «Бытовая техника» (218 тыс. руб.), по «Телерадиотоварам» (291,6 тыс. руб.).
Эти товары были завезены в конце декабря месяца и оказались не проданы.
Более 70% товаров поступили в централизованном порядке от поставщиков (промышленных предприятий, оптовых баз) по договорам, с нарушением сроков поставки.
На планируемый год часть договоров с поставщиками пролонгирована, а часть договоров расторгнута.
Был найден другой путь закупа товаров по группам «Бытовая техника», «Телерадиотовары» – заключен договор на прямые поставки импорта.