Выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг),особенности ее учета и основные направления распределения
Выручка является важнейшей финансовой категорией, которая выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товара, продукции (работ, услуг). Выручка от реализации основной регулярный источник собственных финансовых ресурсов и денежных поступлений предприятия. Выручку можно определить как сумму отпускных цен (без НДС, акцизов и других аналогичных налогов) по всем реализованным товарам. Причем выручкой считаются поступления, получение которых связано с основной деятельностью организации. Особенности учета выручки.В рамках учетной политики для целей налогообложения предприятия могут предусматривать следующие методы учета выручки: 1) кассовый метод (по оплате), при котором доходы от реализации признаются по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.2) метод начисления (по отгрузке),при котором доходы от реализации признаются по мере отгрузки готовой продукции и предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов. В основе этого метода, являющегося основным для целей бухгалтерского и налогового учета, лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар в соответствии с условиями договора купли-продажи, мены, поставки. Выручку от реализации определяют исходя из объема реализации продукции, товаров (работ, услуг) и применяемых цен (тарифов) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных таможенных пошлин и других аналогичных налогов.Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а также формирует валовой и чистый доход. Поступление выручки на расчетный счет предприятия завершает кругооборот средств, одновременно происходит дальнейшее распределение чистого дохода в интересах собственников, государства, физических лиц и других заинтересованных лиц. Алгоритм указанных выше процессов включает следующую последовательность этапов:
1. Из общей суммы денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (выручка-брутто), уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы и др. аналогичные налоги) в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы;
2. Оставшаяся в распоряжении предприятия выручка-нетто (без НДС, акцизов и т.д.) направляется на возмещение материальных расходов (оплату счетов поставщиков сырья, материалов, топлива и энергии), возмещение износа основных производственных фондов, оплату труда и уплату ЕСН.
3. формирование прибыли предприятия
4. распределение и использование прибыли предприятия в порядке установленном действующим законодательством (гл.25 НК РФ) и положениями Устава предприятия.
Факторы, влияющие на объем и своевременность поступления выручки от продажи товаров, продукции (работ, услуг). Резерв сомнительных долгов.
Выручка является важнейшей финансовой категорией, которая выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товара, продукции (работ, услуг). Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование выручки, является уровень применяемых в экономике цен. Цена является основой распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости. Свободные рыночные цены, величина которых определяется спросом и предложением, а также цены, регулируемые государством, могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыль. По оптовым ценам предприятия продукция реализуется другим хозяйствующим субъектам или торгово-сбытовым организациям. Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, НДС и акцизы. По оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализуется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оптовую цену промышленности включается наценка для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций. Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую наценку (скидку). По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю – населению. Резервы по сомнительным долгам. Дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, при составлении бухгалтерского баланса отражается на отчетную дату за минусом резерва по сомнительным долгам. Резервы по сомнительным долгам определяются отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично и образуются за счет финансовых результатов (операционные расходы) коммерческой организации. При списании невостребованного сомнительного долга его сумма относится в уменьшение соответствующего резерва по сомнительным долгам. Неиспользованные суммы резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты (операционные доходы) коммерческой организации.
Планирование выручки от продажи товаров, продукции прямым методом, его преимущества и недостатки.
Выручка является важнейшей финансовой категорией, которая выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товара, продукции (работ, услуг). В рыночных условиях хозяйствования плановую выручку от реализации продукции можно определить на основе изучения рынков сбыта продукции, оценки их емкости, по портфелю заказов, используя сравнительный анализ с ожидаемой реализацией в предплановом периоде. На начальных стадиях планирования можно использовать:
Метод прямого счета.
При методе прямого счета выручка определяетсяв зависимости от ассортимента выпускаемой продукции и степени колебания потребительского спроса по каждому виду изделий (группе изделий) в отдельности подсчитывается объем реализации в отпускных ценах путем умножения объема реализованной продукции в натуральном выражении на цены соответствующих видов изделий (без НДС, акцизов и др.) и результаты суммируются:
Вп = Σ(О1i + ТПi – О2i)*Црi, где
Вп –выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) в плановом периоде;
О1i – ожидаемые остатки нереализованных изделий i –го вида на начало планового периода в натуральном выражении;ТПi – плановый товарный выпуск изделий i –го вида в натуральном выражении;
О2i - остатки нереализованных изделий i –го вида на конец планового периода в натуральном выражении;
Црi – плановая отпускная цена единицы изделия i-го вида. Данный метод применяется при небольшом ассортименте, он прост, но достаточно трудоемок, ориентирован на стабильные условия хозяйствования.Сфера применения прямого метода планирования прибыли: промышленные предприятия с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции Достоинства прямого метода планирования прибыли: методически прост, наиболее точен в условиях отсутствия инфляционного роста цен.Недостатки прямого метода планирования прибыли: не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде; при большом ассортименте продукции очень трудоемок.
18.Экономический метод планирования выручки от продажи товаров, продукции (работ, услуг), его преимущества и недостатки.
Выручка является важнейшей финансовой категорией, которая выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товара, продукции (работ, услуг). В рыночных условиях хозяйствования плановую выручку от реализации продукции можно определить на основе изучения рынков сбыта продукции, оценки их емкости, по портфелю заказов, используя сравнительный анализ с ожидаемой реализацией в предплановом периоде.В рыночных условиях хозяйствования плановую выручку от реализации продукции можно определить на основе изучения рынков сбыта продукции, оценки их емкости, по портфелю заказов, используя сравнительный анализ с ожидаемой реализацией в предплановом периоде. На начальных стадиях планирования можно использовать:1.Метод прямого счета. 2. Экономический (расчетный) метод. При экономическом (расчетном) методе плановая величина выручки определяется исходя из величины ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода, а также величины прогнозируемого выпуска товарной продукции в ценах реализации (без НДС,акцизов и др.):
Вп = О1цр + ТПцр – О2цр, где О1цр – остатки готовой продукции на начало планового периода в действующих ценах реализации; О1цр = К1*З1.; ТПцр – плановый товарный выпуск в плановых ценах реализации; О2цр – остатки готовой продукции на конец планового периода в плановых ценах реализации; О2цр = К2*З2. Для пересчета переходящих остатков готовой продукции на начало планируемого периода из производственной себестоимости в цены реализации используют коэффициенты пересчета: К1 = Товарная продукция в ценах реализации отчетного периода/Товарная продукция по производственной себестоимости отчетного периода ;К2 = Товарная продукция в ценах реализации планового периода/Товарная продукция по производственной себестоимости планового периода. Расчетный метод эффективен при большом ассортименте продукции и отсутствии инфляционных процессов. На предприятии, выпускающем широкий ассортимент продукции, строятся перспективные прогнозы по каждому ее виду, которые затем суммируются и сравниваются с агрегированным прогнозом по данной группе. После согласования расхождений составляется прогноз объема реализации для всей компании с разбивкой на части, соответствующие видам продукции и главным сегментам рынка.