Метод цепных подстановок и абсолютных разниц
Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности
АФХД – это один из разделов курса финансового менеджмента. Анализ переводится как выделение, разделение. Предмет АФХД – деятельность предприятия в целом либо ее составляющие. Существует анализ проектов, анализ внешней среды и другие виды анализа. В зависимости от предмета и объекта исследования выбираются различные методы исследования и используемая информационная база.
1. Виды анализа ФХД.
1.По времени:
- ретроспективный
- текущий
- перспективный
2. В зависимости от потребителей результатов:
- внутренний
- внешний
3. В зависимости от периода:
- статический (2 периода);
- динамический (ряд лет).
4. Основанный на:
- данных финансового учета
- данных управленческого учета.
Финансовый анализ использует общепринятые методы и наиболее устоявшиеся показатели (доход на акцию, коэффициенты платежеспособности и др.). В качестве информационной базы финансового анализа используется финансовая отчетность предприятия.
В управленческом анализе используются все возможные методы, одобренные руководством. Информационной базой является официальная статистика, отчетность предприятия и данные экономической разведки.
1Вертикальный – анализ структуры, не подвержен влиянию цен, недостаточно информативен.
2Горизонтальный – анализ динамики, показывает во сколько раз изменился отчетный показатель по сравнению с базовым, зависит от изменения уровня цен.
Особенности информационной базы:
1. Информация – дорогостоящая
2. Постоянное изменение цен
3. Постоянное изменение методики расчетов
4. В настоящее время должен проводиться многовариантный анализ для снижения возможных рисков
5. Необходимо учитывать изменение учетной политики.
Основные направления финансового анализа
Можно выделить два направления финансового анализа деятельности предприятия: анализ финансового состоянияи анализ финансовых результатов.
Анализ финансового состояния предполагает оценку:
- имущества и капитала;
- финансовой устойчивости;
- ликвидности и платежеспособности;
- деловой активности;
- денежных потоков;
- финансового рычага;
- вероятности банкротства;
- инвестиционной привлекательности (проводится для акционерных обществ).
Анализ финансовых результатов предполагает проведение оценки:
- прибыли;
- рентабельности;
- безубыточности (применяется не всегда).
Финансовый анализ можно проводить как экспресс-анализ или как углубленный анализ. В экспресс-анализе применяются специальные методы, один из которых – анализ по формуле Дюпона, который заключается в разложении финансового результата на составляющие и проверке положения предприятия по опорным точкам.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности включает в себя следующие основные направления:
анализ выполнения договорных отношений;
ресурсов;
издержек;
финансовых результатов.
Также в рамках анализа хозяйственной деятельности могут проводиться:
- анализ качества (иногда его включают в анализ договорных отношений);
- социального развития коллектива;
- другие виды анализа.
В анализ финансовых результатов входят анализ прибыли и анализ
рентабельности.
Издержки можно анализировать по элементам, статьям, подразделениям или видам продукции. Также для анализа издержек может применяться факторный анализ, предельный (маржинальный) анализ, расчет точки безубыточности.
В ходе анализа ресурсов оцениваются основные ресурсы предприятия (кадры, основные и оборотные средства) по таким аспектам, как состояние, движение и использование (кадры – еще и с точки зрения оплаты). Они могут оцениваться также с помощью предельного и факторного анализа.
Анализ договорных отношений включает в себя анализ производственной программы по номенклатуре, качеству и срокам выполнения, поскольку она обеспечивает выполнение договорных обязательств, и анализ ритмичности.
Анализ социального развития коллектива можно объединить с анализом кадров или же проводить отдельно.
ГлаВнАя задача анализа – провести цепочку причинно-следственных связей, т. е. определить, как выявленное изменение анализируемого фактора влияет на конечный результат. Например, как состояние кадров, характеризуемое количественным и качественным составом, уровнем квалификации, величиной потерь рабочего времени, отражается на использовании работников по выработке, по времени, как это, в свою очередь, отразится на себестоимости продукции, объеме производства, выполнении договорных обязательств. При этом возможное влияние должно быть оценено количественно. При анализе кадров, например, количественная оценка может состоять в том, чтобы рассчитать, сколько в денежном выражении предприятие теряет от недостатка N работников или снижения фонда рабочего времени.
Индексный метод
Индекс представляет собой соотношение каких-либо величин. Он позволяет разложить показатель на составляющие, т. е. определить, за счет каких факторов изменился анализируемый показатель.
Широкое использование индексов в анализе объясняется их свойствами: 1) взаимосвязью частных и общих индексов (образующих систему из трех индексов – качественного, количественного и общего); 2) сохранением между индексами такой же взаимосвязи, как и между анализируемыми показателями. Эти свойства обеспечивают возможность определять расчетным путем изменение какого-либо показателя, если известно изменение других показателей. Например, если объем производства Q выразить как произведение часовой выработки Вч, продолжительности рабочего дня t, количества рабочих дней n и среднесписочной численности работников Ч, то индексы показателей, входящих в данную модель производства, будут взаимосвязаны аналогично: . Это позволяет определить, например, изменение часовой выработки если известны изменения (индексы) остальных факторов, составляющих модель, по формуле .
Основное правило построения индексов, используемых для анализа, заключается в следующем: количество qменяется при старом качестве - р, а качество – при новом количестве .Следует помнить, что данное правило не применяется для индексов потребительских цен. Также важным положением индексного метода является то, чтопроизведение качественных индексов ( ) и количественных ( ) индексов дает в результате общий индекс (т. е. ). Эта взаимосвязь обусловлена тем, что произведение цены и количества (объема реализации) дает выручку, т. е. , а между индексами сохраняется такая же взаимосвязь, как и между анализируемыми показателями.
Для анализа используют систему взаимосвязанных индексов, в которую входят количественный, качественный и общий индексы.
Индексы подразделяют на агрегатные, средневзвешенные и средние. Агрегатныеисредневзвешенныеиндексы характеризуют изменение объемных показателей (всех затрат на производство продукции, прибыли от реализации всего объема продукции и т. п.), а средние– изменение средних величин (например средних заработной платы, выработки на одного работника, затрат на производство единицы продукции, цены продаж и т. п.).
В целях анализа могут применяться следующие виды агрегатныхиндексов:
1) общий (здесь меняются и количество (объем реализации), и качество (цена единицы каждого вида продукции) с базисного значения на отчетное или с планового на фактическое);
2) количественный (объем реализации меняется при цене, закрепленной на базисном уровне):
3) качественный (влияние цен определяется для объемов отчетного периода):
.
При анализе могут применяться средние взвешенные индексы (средние гармонические, средние арифметические), которые рассчитывают на основе агрегатных индексов. Они называются взвешенными, потому что учитывают индивидуальные индексы цен или объемов, взвешенные по выручке. В качестве весов можно использоватьдолю выручки данного вида продукции в общей выручке, например, – .
Средние взвешенные индексы включают:
1) общий (рассчитывается по такой же формуле, как и общий агрегатный индекс): ;
2) количественный (средний арифметический):
, где – индивидуальный индекс физического объема по каждому виду продукции; – индекс, показывающий общее изменение физического объема;
3) качественный (средний гармонический):
, где - индивидуальный индекс цен по каждому виду продукции; – индекс, показывающий изменение цен в среднем по группе продукции. Среднее изменение цен рассчитывают по данной формуле, если известна выручка от реализации каждого вида продукции и изменение его цены.
Средние взвешенные индексы используют, когда нет абсолютных значений цен или объемов по видам продукции, а известны лишь их относительные изменения.Средние индексы рассчитывают для однородной продукции по формулам:
1) индекс переменного состава (общий индекс):
;
2) индекс фиксированного состава (качественный индекс):
. Поскольку здесь - доля какой-либо продукции в общем объеме, то можно записать этот индекс так: , где - доля определенного вида продукции в отчетном периоде.
3) индекс структурных сдвигов (количественный индекс):
, где и - доля определенного вида продукции в базисном и отчетном периодах соответственно.
Индекс потребительских цен не подчиняется общему правилу построения индексов. Так как индекс потребительских цен рассчитывают для отслеживания изменения цен на одну и ту же потребительскую корзину, изменение цены считают на потребительскую корзину базисного уровня: . Произведение индекса потребительских цен (качественного индекса) на количественный индекс не дает общего индекса . В то же время произведение цепных индексов потребительских цен позволяет получить базисный индекс последнего периода, что очень удобно при анализе влияния инфляции на основные показатели деятельности предприятия.
Метод цепных подстановок и абсолютных разниц
Методы цепных подстановок и абсолютных разниц применяют для жестко детерминированных систем, содержащих не менее трех факторов. Они состоят в последовательной замене базисных значений показателей на отчетные или плановых на фактические. С помощью данных методов определяют влияние каждого фактора, включенного в модель, на результирующий показатель. Методом цепных подстановок получают относительные или абсолютные значения, а методом абсолютных разниц – только абсолютные показатели.
Q = Br*t*n*чсп Q - объем произведенной продукции; B- часовая выработка; t - продолжительность рабочего дня; n- количество рабочих дней; ч- среднесписочная численность рабочих.n
Чтобы определить влияние продолжительности рабочего дня:
YQ = (Brб *tот *nот *чспот )/( Brб *tб *nот *чспот )
где Br – выработка часовая, t – продолжительность рабочего дня, n – количество рабочих дней, чсп – среднесписочная численность.
Вдн = Br*t – дневная выработка,
Впер =Br*t*n – выработка за период.
Метод абсолютных разниц:
∆Q = (tот – tб)*Bб *nот *чспот
Недостаток этих методов – результат зависит от последовательности.
Детерминированный анализ применяется при четкой взаимосвязи факторов.