Функции и методы формирования регионального бюджета
Введение
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.
Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Одним из элементов региональной экономики является региональных бюджет.
Именно с помощью регионального бюджета регионы имеют возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение региона финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Таким образом, при правильном подходе бюджет может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Управление расходами во все времена считалось одной из важнейших проблем в каждом регионе независимо от уровня развития экономики и поступлений. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы – анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность регионального бюджета;
- рассмотреть понятие доходов и расходов регионального бюджета;
- изучить классификации доходов и расходов регионального бюджета;
- проанализировать динамику доходов и расходов регионального бюджета за 2012 – 2014 г.;
- проанализировать структуру доходов и расходов регионального бюджета за 2012 – 2014 г.;
- выявить пути оптимизации доходов регионального бюджета;
- определить основные направления повышения эффективности расходов регионального бюджета.
Объектом исследования является экономика региона. Предмет исследования – доходная и расходная часть регионального бюджета за 2012-2014 гг.
Глава 1. Понятие, сущность, функции регионального бюджета
Понятие и сущность регионального бюджета
Совокупность региональных бюджетов входит во второй уровень бюджетной системы РФ.
Бюджет субъекта (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджеты субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. [2: с. 55-75].
Функции и методы формирования регионального бюджета
Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:
1. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти - главная задача региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации. 2. Формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
3. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.
4. Имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
5. Концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. 6. Региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе. Бюджетный процесс на региональном уровне, так же как и на федеральном, охватывает следующие стадии:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Законодательным органам власти субъектов РФ предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения и утверждения проекта закона. Однако этот процесс не должен противоречить основам бюджетного законодательства.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации.