Анализ оборачиваемости капитала
Поскольку оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью и служит одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность, в процессе анализа необходимо более детально изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление или ускорение движения средств.
Следует различать оборачиваемость всего совокупного капитала предприятия, в том числе основного и оборотного.
Скорость оборачиваемости капитала характеризуется следующими показателями:
a) коэффициентом оборачиваемости (Коб);
b) продолжительностью одного оборота (Поб).
Коэффициент оборачиваемости капиталарассчитывается по формуле:
Обратный показатель коэффициенту оборачиваемости капитала называется капиталоемкостью (Kе):
Продолжительность оборота капитала:
где Д - количество календарных дней в анализируемом периоде (год - 360 дней, квартал - 90, месяц - 30 дней).
Средние остатки всего капитала и его составных частей рассчитываются по средней хронологической: 1/2 суммы на начало периода плюс остатки на начало каждого следующего месяца плюс 1/2 остатка на конец периода и результат делится на количество месяцев в отчетном периоде. Необходимая информация для расчета показателей оборачиваемости имеется в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах.
При определении оборачиваемости всего капитала сумма оборота должна включать общую выручку от всех видов продаж. Если же рассчитываются показатели оборачиваемости только функционирующего капитала, то в расчет берется только выручка от реализации продукции. Обороты и средние остатки по счетам капитальных вложений, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений в данном случае не учитываются.
Оборачиваемость капитала, с одной стороны, зависит от скорости оборачиваемости основного и оборотного капитала, а с другой — от его органического строения: чем большую долю занимает основной капитал, который оборачивается медленно, тем ниже коэффициент оборачиваемости и выше продолжительность оборота всего совокупного капитала, т.е.:
где Kобс.к — коэффициент оборачиваемости совокупного капитала; УДт.а — удельный вес текущих активов (оборотного капитала) в общей сумме активов; Кобт.а — коэффициент оборачиваемости текущих активов; Побс.к — продолжительность оборота совокупного капитала; Побт.а — продолжительность оборота текущих активов.
В процессе последующего анализанеобходимо изучить изменение оборачиваемости оборотного капитала на всех стадиях его кругооборота, что позволит проследить, на каких стадиях произошло ускорение или замедление оборачиваемости капитала. Для этого средние остатки отдельных видов текущих активов нужно умножить на количество дней в анализируемом периоде и разделить на сумму оборота по реализации.
Продолжительность нахождения капитала в отдельных видах активов можно определить и другим способом: умножив общую продолжительность оборота оборотного капитала на удельный вес отдельных видов активов в общей среднегодовой сумме текущих активов.
Продолжительность оборота как всех текущих активов, так и отдельных видов (Поб) может измениться за счет суммы выручки (В) и средних остатков оборотных средств (Ост). Для расчета влияния данных факторов используется способ цепной подстановки:
Отсюда изменение продолжительности оборота оборотного капитала за счет:
суммы оборота оборотного капитала
средних остатков оборотного капитала
в том числе за счет изменения средних остатков (вычисляется как отношение произведения изменений на 360 дней и делится на выручку от реализации за прошлый период):
а) производственных запасов:
б) незавершенного производства:
в) готовой продукции:
г) дебиторской задолженности:
д) денежной наличности:
Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы выручки и суммы прибыли.
Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости капитала определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота:
±Э = Сумма оборота фактическая за отчетный год / Дни в обороте * ∆ Поб
Такой же результат можно получить и другим способом, используя коэффициент оборачиваемости капитала. Для этого из фактической среднегодовой суммы оборотного капитала отчетного года следует вычесть расчетную его величину, которая потребовалась бы для обеспечения фактической суммы оборота при коэффициенте оборачиваемости капитала прошлого года.
Чтобы установить влияние коэффициента оборачиваемости на изменение суммы выручки, можно использовать следующую факторную модель:
В = KL х Коб.
Отсюда
Вkоб = КL1 х Коб
ВкL = KL х Кобо
Вобщ = В1 – B0
Поскольку прибыль можно представить в виде произведения факторов (П= KL х ROma = KL х Коб х Rpn), то увеличение ее суммы за счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала можно рассчитать умножением прироста последнего на базовый уровень коэффициента рентабельности продаж и на фактическую среднегодовую сумму оборотного капитала:
П = Коб х Rpno х КL1.
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотного капитала.
Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:
· сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);
· улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
· ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;
· сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности;
· повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).