Финансовые нормы и нормативы
При исчислении финансовых показателей используется нормы и нормативы. Норма (от лат. – порядок, правило, образец, руководящее начало) – мерило, установленная мера, количество или размер ресурсов. Норматив (от лат. – упорядочение) - количество ресурсов в пределах, установленных норм, расчетно-обоснованные величины затрат или распределения ресурсов. Норма, как правило, характеризует начальное, единичное измерение, а норматив – это показатель норм, в соответствии, с которым производится работа. Например, различается норма оборотных средств и норматив оборотных средств.
Нормы и нормативы выражаются в относительных или абсолютных величинах (процентах, коэффициентах, натуральных единицах измерения продукции, времени, денежном измерении).
В финансовом планировании применяются минимальные, средние и максимально предельные нормы и нормативы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Нормы и нормативы предназначены для научного обоснования финансовых планов, прогнозов, программ, поскольку исчисляются путем исследований и экспериментальных проработок экономических процессов, прогрессивных направлений технического развития, организация производства и труда; при этом применяются аналитические, статистические и математические методы вычислений норм и нормативов.
В сводном финансовом планировании используются преимущественно средние нормы и нормативы, в планировании финансовых результатов конкретных хозорганов – индивидуальные.
Финансовые нормы и нормативы подразделяются также на утверждаемые и расчетные. Утверждаемые устанавливаются действующим законодательством, расчетные используются при внутреннем планировании. К утверждаемым относятся ставки налогов, нормы отчислений на социальные нужды во внебюджетные фонды; к расчетным – нормы отчислений и нормативы образования фондов накопления и потребления предприятий и организаций, фонда ремонта основных фондов и другие, регулирующие финансовую деятельность предприятий, учреждений.
Различаются также единые нормы и нормативы, например, нормы амортизационных отчислений для разных хозобъектов и отраслей, и дифференцированные – нормы и нормативы оборотных средств, которые неодинаковы у разных хозяйствующих субъектов.
Многие финансовые показатели одновременно являются нормами, нормативами или лимитами: например, уровень доходности, наименование разных финансовых фондов является и показателем, и нормативом или лимитом. Таким образом, наблюдается тесное переплетение, взаимосвязь и взаимодействие этих подвижных элементов финансового механизма в процессах планирования и прогнозирования финансовых результатов хозяйственной деятельности.
Вопросы:
1. Что включает в себя понятие финансовое планирование.
2. Что является объектом финансового планирования.
3. Обоснуйте определение, что конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.
4. Чем характеризуется планирование, как функция управления
5. Какие подходы используются вфинансовом планировании
6. Назовите принципы планирования.
7. Назовите методы планирования.
8. В чем заключается метод экстраполяции.
9. Приведите практические примеры реализации нормативного метода планирования.
10. Где применяется метод математического моделирования.
11. Охарактеризуйте балансовый метод.
12. Раскройте суть метода экспертных оценок.
13. Применяется ли в РК индикативное планирование.
14. что такое финансовые планы
15. Назовите виды финансовых планов всех звеньев финансовой системы.
16. Какие виды балансов включает в себя система финансовых планов
17. Что относится к первичным финансовым планам.
18. Что включает в себя сводные финансовые планы.
19. Какими финансовыми планами характеризуется система отраслевых (ведомственных) финансовых планов.
20. Что относится к территориальным финансовым планам.
21. Что представляет собой сводный финансовый баланс.
22. Раскройте значение государственного бюджета как важнейшего оперативного финансового плана государства.
23. Как называются финансовые планы всфере материального производства
24. Что такое платежный календарь.
25. Дайте определение понятию финансовые показатели.
26. На микроуровне какие виды абсолютных финансовых показателей применяются.
27. Перечислите виды относительных показателей
28. Что такое финансовые нормы и нормативы.
ГЛАВА VII. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Финансовый контроль
Финансовый контроль– специфическая деятельность, направленная на проверку обоснованности образования, распределения и использования ресурсов всех звеньев финансовой системы.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях национального хозяйства.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов; оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, бюджетных учреждений, общественных организаций и фондов, других юридических лиц, а также налоговый контроль.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов национального хозяйства;
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности продукции, услуг;
содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения, предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Функции финансового контроля:
1) проверка расходования средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);
2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.
В финансовом контроле важное значение имеет бюджетный контроль, который охватывает, прежде всего государственный бюджет и внебюджетные фонды. Бюджетному контролю подвластны местные финансы и финансы хозяйствующих субъектов, принадлежавших государству.
Органы финансового контроля:
для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.
Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития национального хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.
1. Парламент Республики Казахстан осуществляет контроль за:
1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием как правительством, так и законодательными органами; пресечение расточительства денежных средств;
2) эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности;
3) использованием средств специальных фондов;
4) источниками денежных доходов общественных организаций, включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям.
2. Специальные ведомства государственного финансового контроля. Комитет финансового контроля, подчиненный непосредственно Министерству финансов. Органы КФК есть во всех субъектах Республики Казахстан. Весь этот аппарат содержится за счет средств республиканского бюджета. КФК – это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:
документирование ревизии на государственных предприятиях, организациях и учреждениях;
проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.
Главная проблема в работе этой структуры – законодательная база для финансового контроля.
3. Органы финансового контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль, как правило, менее эффективен). Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом
4. Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным.
Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики. Контрольные органы проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности государственных хозяйствующих субъектов.
5. Налоговые службы – это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Министерство госдоходов. Налоговые комитеты на местах подчиняются только своему вышестоящему органу.
Задачами налоговых служб являются:
а) контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.
б) проверка финансового состояния хозяйствующих субъектов независимо от ведомственной подчиненности и их организационно- правовой формы;
в) контроль за правильностью определения налогооблагаемого дохода с целью недопущения его занижения;
г) регистрация всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения;
д) учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего государству.
Налоговые комитеты имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.
Вместе с тем налоговые комитеты обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд жалобы на действия государственных налоговых комитетов.
Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля.