Безубыточность.График достижения безубыточности
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ
Безубыточность является обязательным условием для реализации всех коммерческих проектов. В финансовую часть бизнес-плана целесообразно включать анализ безубыточности, который демонстрирует, каким должен быть объем продаж, чтобы компания могла без посторонней помощи выполнять свои обязательства.
Наиболее удобной формой является представление в бизнес-плане схемы достижения безубыточности в виде графика, наглядно показывающего зависимость прибыли от объемов производства (продаж), издержек производства (обращения) и цены продукции.
Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности. Уровнем безубыточности называется отношение безубыточного объема продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) к проектному за определенный период времени (шаг анализа).
При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции за период времени (шаг анализа) могут быть разделены на условно-постоянные, не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства. Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.
2.Анализ чувствительности проекта проводится с целью учета и прогноза влияния изменения входных параметров (инвестиционные затраты, приток денежных средств, барьерная ставка, уровень ре инвестиций) инвестиционного проекта на результирующие показатели.
Наиболее удобный вариант – это относительное изменение одного из входных параметров (к примеру – все притоки денежных средств минус 5%) и анализ произошедших изменений в результирующих показателях.
Для анализа чувствительности главное – это оценить степень влияния изменения каждого (или их комбинации) из входных параметров, чтобы предусмотреть наихудшее развитие ситуации в проекте (инвестиционном плане).
Таким образом, рассматривается обычно пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический прогнозы и рассчитываются результаты инвестиционного проекта. Результаты анализа чувствительности учитываются при сравнении взаимозаменяемых и не взаимозаменяемых, с ограничением по максимальному бюджету инвестиционных проектов.
При прочих равных условиях выбирается инвестиционный проект (проекты) наименее чувствительный к ухудшению входных параметров. В анализе чувствительности речь идет не о том, чтобы уменьшить риск инвестирования, а о том, чтобы показать последствия неправильной оценки некоторых величин.
И самое главное надо знать что, анализ чувствительности сам по себе не изменяет факторы риска.
3. баланс активов и пассивов предприятия,его роль в бизнес-планировании
Баланс предприятия — это отражение его финансового состояния на конкретный момент времени. Результаты движения финансовых потоков фиксируются в структуре капитала, размерах целевых фондов и активов, начисленной амортизации. Баланс представляет наибольший интерес для всех пользователей финансовой информации, поскольку именно он показывает зависимость предприятия от внешних и заемных источников финансирования, состояние отношений с поставщиками и покупателями, направления инвестиционной деятельности и источники се финансирования. Данные баланса свидетельствуют о том, чем располагает предприятие, сколько оно должно поставщикам и кредиторам, что собой представляет собственный капитал. Любая хозяйственная операция ведет к изменению баланса, и при возможности его ежедневного составления можно наблюдать зависимость проводимых мероприятий и финансового состояния. Баланс представляет собой сопоставление активов и пассивов предприятия, т.е. денежных средств и имущества, с обязательствами предприятия по отношению к его владельцам и кредиторам.
В управлении предприятием баланс выступает важнейшим инструментом изучения и диагностики финансового равновесия, наблюдения за потенциальными факторами его нарушения. С помощью ликвидных средств предприятие должно погашать свои долги в установленные сроки, а также поддерживать функциональное равновесие между источниками
и обязательствами, обеспечивая стабильность первых и целевое направление вторых. Это требование обусловливает два различных подхода в финансовом анализе: анализ ликвидности и возвратности; функциональный анализ. В первом случае в качсстве базы выступает традиционный бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние предприятия в данный момент. Во втором — функциональный баланс, показывающий источники средств предприятия и направления их использования в основной деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой).
Финансовый анализ баланса предполагав! проведение горизонтального и вертикального анализа основных финансовых показателей предприятия. Горизонтальный анализ характеризует изменение показателей за отчетный период, вертикальный — удельный вес показателен в общем итоге (валюте) баланса. Динамика показателей на временном отрезке свидетельствует о происходящих изменениях экономического потенциала предприятия, его имущественного и финансового положения.
Различия в структуре балансов отдельных предприятий обусловлены отраслевыми особенностями их деятельности.
Финансовое равновесие в балансе показывает, сможет ли предприятие выполнить свои обязательства в срок, реализовав свои активы. Если такой возможности нет, то это означает прекращение платежей и угрозу банкротства. Очевидно, что поддержание финансового равновесия и уменьшение риска неплатежей требуют определенного соотношения между степенью ликвидности активов и возможностью возврата кредиторской задолженности.
Внеоборотные активы — собственность, земля, здания, оборудование, не предназначенные для продажи в отчетном периоде. Активы, постоянно используемые в деятельности предприятия, показываются в балансе по стоимости их приобретения [создания) за вычетом накопленной амортизации.
В качестве самостоятельной позиции в составе внеоборотных активов r балансе отражаются нематериальные активы, используемые более одного года, приносящие доход права, возникающие из авторских и иных договоров, программ и баз данных, патентов на изобретения, ноу-хау и т.н.
Запасы представляют текущие оборотные активы, включающие производственные запасы, заделы незавершенного производства, готовую продукцию и пр. Эта часть активов может быть трансформирована в денежные средства в течение нормального цикла деятельности предприятия. Обычно продолжительность такого цикла не превышает одного года. Сюда же относятся расходы будущих периодов, оллаченные авансом текущие расходы в пределах одного года.
Денежные средства — средства на банковских счетах в форме аккредитивов и в других безналичных формах. В установленных законом суммах наличные денежные средства могут находиться в кассе предприятия. Денежные средства должны быть у предприятия в наличии, иначе его признают неплатежеспособным.
Дебиторская задолженность свидетельствует об отвлечении средств из оборота предприятия. Она может быть допустимой, обусловленной действующей системой расчетов, и просроченной, свидетельствующей о недостатках в организации финансово-хозяйственной деятельности.
К числу активов баланса относятся также инвестиции и фонды, т.е. вложения средств в ценные бумаги других предприятий и организаций, депозиты, целевые фонды долгосрочного использования, аккумулирующие средства для погашения собственных обязательств, формирования фондов производственного и социального развития.
Элементы пассива баланса можно разделить на две части: собственный капитал и привлеченный капитал (кредиторская задолженность). Долгосрочная, среднесрочная и краткосрочная задолженность предполагают группировки по платежам юридическим и физическим лицам в пределах одного года или более одного года. Собственный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. В понятие собственного кшитала включается уставный, резервный и дополнительный капитал. К этой части ресурсов могут быть также отнесены нераспределенная прибыль, специальные фонды, созданные за счет прибыли, целевое финансирование
Краткосрочная кредиторская задолженность — обязательства по товарам и услугам, полученным (приобретенным), по неоплаченным, задолженность перед рабочими и служащими по начисленной, ноне выплаченной заработной плате, не перечисленным по назначению налогам, полученные авансы, предварительная оплата, векселя к оплате. При недостатке собственных оборотных средств возникающая потребность в средствах может покрываться за счет краткосрочных банковских ссуд; такая задолженность тоже будет относиться к этой группе пассивов.
Долгосрочная и среднесрочная кредиторская задолженность включает срочные ссуды, предоставленные банками или финансовыми институтами, а также другие долговые обязательства, срок погашения которых выходит за пределы одного года. Эта часть пассивов имеет две характеристики: принципиал и процент. Принципиал означает абсолютную сумму долга, выплачиваемую при погашении. Процент — это процентная ставка за пользование кредитом, т.е. цена заимствования. К числу долгосрочных долговых обязательств могут быть также отнесены выпушенные в обращение облигации, арендная плата, ипотечные залоги и тп.
Безубыточность.График достижения безубыточности.
График безубыточности - график, показывающий, какой уровень дохода от продаж должен быть достигнут, чтобы полностью покрыть постоянные и переменные издержки.
Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который широко распространен в экономике. Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности .
График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.
При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.
При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной затраты на производство и доход.
Затраты откладываются с подразделением на постоянные и переменные. Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки и выручка от реализации продукции .
Точка безубыточности - это:
- объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
- объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.
Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.
Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:
Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.
Порог рентабельности = постоянные затраты/валовая маржа в относительном выражении к выручке
Безубыточность работы предприятия –такое его состояние, которое характеризуется ситуацией, когда текущие доходы от реализации продукции превышают общую сумму затрат на производство и реализацию продукции.
5.Бизнес планы для одноточечных и многоточечных организаций.
Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.
6.Бизнес план предприятия и его разделы.основное содержание бизнес-плана.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;
2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг; 3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.
Основа бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Структура бизнес-плана:
титульный лист;
аннотация;
меморандум о конфиденциальности;
оглавление;
Затем его основные разделы.
резюме;
история бизнеса организации (описание отрасли);
характеристика объекта бизнеса организации;
анализ бизнес-среды организации;
план маркетинга;
производственный план;
организационный план;
финансовый план;
оценка и страхование риска;
приложения.
Сразу же оговоримся, что данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.
7.Внешняя и внутренняя среда бизнеса.
Любое предприятие находится и функционирует в среде или, так называемой среде бизнеса.
«Среда» или «окружение» предприятия – это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия (внешнюю и внутреннюю среды бизнеса).
Внутренняя среда предприятия заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени.
К внутренней среде относят:
– часть общей среды, которая находится в рамках предприятия;
– совокупность «факторов влияния» внутри предприятия, которые непосредственно подконтрольны предприятию.
Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития.
К внешней среде бизнеса относят:
– сферу, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
– совокупность «факторов влияния» вне предприятия, на которые само предприятие не может влиять непосредственно.
Анализ внешней и внутренней среды проводится постоянно в различных формах на любом предприятии. Он является основой для принятия решений о деятельности предприятия.
Анализ внешней среды бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.
Анализ внешней среды бизнеса, проведенный на основе исследования рассмотренных выше групп факторов, значительно облегчит Вам получение ответов на интересующие вопро-сы, например: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию предприятия? Какие факторы внешней среды бизнеса представляют большие возможности для достижения целей Вашего предприятия? и др.
Анализ внешней среды обычно заканчивают составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми предприятие сталкивается в этой среде. Обычно такой перечень делают в виде таблицы, состоящей из двух колонок, располагая выявленные факторы в порядке убывания их значимости для предприятия (www.denisshevchuk.narod.ru).
Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, Вы должны оценить внутреннюю среду предприятия, т. е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды.
Кроме того, анализ внутренней среды может проводиться для сравнения позиции Вашего предприятия с позицией ближайших конкурентов.
Внешняя среда бизнеса предъявляет свои требования к внутренней среде. Они могут выражаться в виде перечня факторов внутренней среды, т. е. тех характеристик предприятия, которые играют более-менее важную роль во взаимодействии предприятия с факторами внешней среды.
Выявив сильные и слабые стороны Вашего предприятия (согласно факторам внутренней среды), Вы можете определить «узкие места», проблемы Вашего бизнеса и решить – на что в первую очередь обратить внимание (см. подробнее Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007).
После анализа внутренней и внешней среды бизнеса необходимо сопоставить полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа, который позволяет получить общую картину действительности.
Аббревиатура SWOT:
S – strengths – сильные стороны;
W – weaknesses – слабые стороны;
O – opportunities – возможности;
T – threats – угрозы.
Таким образом, метод SWOT-анализа выявляет в потенциале:
– силы предприятия (S) (например, то, в чем предприятие преуспело);
– слабости предприятия (W) (например, то, что у предприятия никак не получается);
– возможности (О), предоставляемые предприятию внешней средой (например, нечто, дающее предприятию шанс сделать что-то новое);
– угрозы (Т) для предприятия со стороны внешней среды (например, то, что может нанести вред предприятию).
Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная технология, известность товарной марки).
Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых потребителей, строительстве шоссе рядом с предприятием и т. д.
Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т. д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым.
Угрозы могут состоять в несанкционированном копировании уникальных разработок предприятия, появлении новых конкурентов или товаров-заменителей и т. п.
Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа.
Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах – состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; силы и слабости потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получается четыре поля, в результате складываются следующие группы ситуаций:
1. Поле SO – «сила – возможности» – отмечают те сильные стороны потенциала предприятия, которые обеспечивают ему использование представившихся возможностей;
2. Поле ST – «сила – угрозы» – относят те слабые стороны потенциала предприятия, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности;
3. Поле WT – «слабость – угрозы» – наихудшее сочетание для предприятия. Снижение угроз возможно только разработкой стратегий развития своего потенциала;
4. Поле WO – «слабость – возможности» – необходимо определить либо целесообразность поиска стратегий развития предприятия, либо целесообразность использования возможностей при наличии указанных слабых сторон предприятия.
Выбирая стратегию, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.
8.Внутрипроизводственное планирование на предприятии,цели и задачи,связь с системой планирования бизнеса.
В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.
Процесс внутрипроизводственного планирования включает:
· формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;
· определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;
· установление путей и средств их достижения;
· обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;
· контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.
Основные элементы планирования на предприятии следующие:
· прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;
· постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;
· корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и сбытовых операций;
· составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;
· конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.
Если разработку прогнозов и формирование общих плановых задач выполняют для определения перспектив развития предприятия в целом, то все остальные элементы планирования в основном прорабатывают и реализуют на уровне подразделений. При этом необходима взаимоувязка между ними по всей совокупности натуральных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах предприятий устанавливают основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные способы их решения: определяют необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы, а также пути их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся рыночных условий.
Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и экспертных оценок. Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов. Нормативный методсостоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции. В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.
Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию (метод Дельфи).
В процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают результаты труда каждого сотрудника и организации в целом.
4.2. Виды и стадии планирования
Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет),среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее(1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней).
Долгосрочное планирование
Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.
Экономическое прогнозирование. Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:
· анализ экономических, социальных, экологических и научно-технических тенденций;
· оценка сложившихся ситуаций и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
· анализ направлений изменения в соответствующих областях, оценка их действий в будущем и предвидение новых экономических проблем;
· определение возможных альтернатив развития в перспективе;
· накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных плановых решений.
Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка. Поэтому при долгосрочном прогнозировании следует как можно шире использовать нормативно-целевой подход, который базируется на определении потребностей и целей развития, а также его в сочетании с дескриптивным походом, основанном на изучении сложившихся тенденций и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного прогнозирования является его вариантность. Прогнозы могут различаться в зависимости от принятых степени обеспечения отдельными видами ресурсов, полного или частичного удовлетворения спроса на определенные товары и др. При экономическом прогнозировании проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.
Стратегическое планирование предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.
Существует несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:
· суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;
· функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;
· экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;
· план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.
Особое значение стратегическое планирование имеет для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность своей деятельности, стабильно функционировать в конкурентной рыночной среде. Стратегическое планирование охватывает основные сферы деятельности корпорации, в частности, формирование глобальных целей развития и определение их возможных изменений, оптимальное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов, внутреннюю координацию в стратегии входящих в корпорацию организаций, адаптацию к элементам внешней среды, поиск организационных стратегий.
Разработка долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:
· определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
· внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
· диверсификация производства и обновление продукции;
· формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
· совершенствование организации управления по отдельным подразделениям, кадровая политика.
Объектами долгосрочного планирования являются: производственные мощности, инвестиции, финансовые средства, исследования и разработки, доля рынка, организационная структура и т.п. В рамках долгосрочного планирования разрабатывают новые стратегии “продукт-рынок” и пути ликвидации разрыва между прогнозными значениями показателей и теми, которые могут быть реализованы. Для этого проводят анализ возможностей расширения производства, ввода новых мощностей, снижения издержек, изменения номенклатуры, создания зарубежных филиалов и др.