Управление дебиторской задолженностью. Период оборачиваемости запасов — 65 дней; период оборачиваемости дебиторской
Пример
Период оборачиваемости запасов — 65 дней; период оборачиваемости дебиторской задолженности — 35 дней; период погашения кредиторской задолженности — 46 дней.
Тогда длительность оборота денежных средств — 54 дня (65 + 35 - 46). Это означает, что предприятие с момента начала производства в течение 54 дней должно изыскать финансовые ресурсы для продолжения операционного цикла.
На формирование цикла денежного оборота оказывают влияние следующие факторы:
1) организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта;
2) отраслевые особенности и вид бизнеса;
3) особенности рыночной конъюнктуры (спрос и предложение на товары, уровень цен на них и т. д.);
4) доступность привлечения денежных ресурсов с финансового рынка;
5) экономические условия в стране (денежно-кредитная и финансовая политика государства, темпы инфляции, цены на энергоносители и грузовые перевозки).
Все эти факторы неоднозначно воздействуют на формирование циклов денежных потоков в текущей деятельности предприятия. Поэтому служба финансового директора обязана учитывать их в процессе управления денежным оборотом и оперативно реагировать на возможные колеба ния в притоке и оттоке денежных средств.
3. Моделирование текущих финансовых потребностей
Текущие финансовые потребности (по мнению автора термина Е. С. Стояновой) характеризуют разницу между средствами, авансированными в оборотные активы, и величиной кредиторской задолженности по товарным операциям или общей ее суммой. Их устанавливают по формуле:
ТФП = ОА - ДС - КЗ,
где ТФП — текущие финансовые потребности;
О А — оборотные активы (итог раздела II баланса);
ДС — денежные средства, находящиеся на расчетных и специальных счетах в банках и кассе;
КЗ — кредиторская задолженность на последнюю отчетную дату.
Текущие финансовые потребности как абсолютный показатель оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия и показывают его потребность в краткосрочном банковском кредите. определяют в абсолютной сумме или в процентах к выручке (нетто) от реализации продукции (объему продаж), а также по времени относительно оборота (в днях или месяцах).
Относительную величину текущих финансовых потребностей определяют по формуле:
ТФПот„ = (ТФП в денежном выражении) : (Среднедневной объем выручки от реализации товаров без косвенных налогов) х 100.
Пример
Оборотные активы предприятия на последнюю отчетную дату — 35,6 млн руб.; денежные средства — 4,2 млн; кредиторская задолженность —29,4 млн руб.; среднедневной объем выручки от реализации — 8,0 млн руб.
Тогда ТФПабс = 35,6 - 4,2 - 29,4 = 2,0 млн руб.
ТФПотн = 2/8х 100 = 25%.
Если результат равен 25%, то дефицит оборотных средств у предприятия эквивалентен 1/4 его годового объема продаж. Поэтому 90 дней в году оно работает только на то, чтобы покрыть свои текущие финансовые потребности. Изучение роли ТФП в хозяйственном обороте предприятия требует расчета среднего периода оборачиваемости денежных активов, т. е. времени, необходимого для трансформации средств, вложенных в материальные запасы и дебиторскую задолженность, в наличные денежные средства на счетах в коммерческих банках:
ПОда = ПОз + ПОдз + ПОпр - ПОкз,
где ПОда — период оборачиваемости денежных активов, дни;
ПОз — период оборачиваемости запасов, дни;
ПОдз — период оборачиваемости дебиторской задолженности, дни;
ПОпр — период оборачиваемости прочих оборотных активов, дни;
ПОкз — период оборачиваемости (средний срок оплаты) кредиторской задолженности, дни.
Период оборачиваемости отдельных элементов оборотных активов и кредиторской задолженности устанавливают по формулам:
где З — средний остаток запасов за расчетный период, дни;
ВРсеб — среднедневной объем выручки от реализации товаров по себестоимости за расчетный период, тыс. руб.;
ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности за расчетный период;
ВР — среднедневной объем выручки от реализации товаров в рыночных ценах;
ОАпр — средний остаток прочих элементов оборотных активов за расчетный период;
КЗ— средний остаток кредиторской задолженности за расчетный период.
Показатели в числителе приведенных формул вычисляют как средние величины между началом и концом периода (квартала, года).
Каждое предприятие заинтересовано в снижении показателей оборачиваемости отдельных элементов оборотных активов и увеличении среднего срока погашения кредиторской задолженности с целью снижения общего периода оборота всех оборотных активов. Важно, чтобы кредит поставщиков (коммерческий кредит) в большей степени перекрывал дебиторскую задолженность, тогда у предприятия-продавца не будет дефицита денежных средств.
На величину текущих финансовых потребностей влияют следующие факторы:
1. темпы инфляции в стране;
2. длительность производственного (операционного) цикла на каждом предприятии;
3. темпы роста объема производства и продажи товаров;
4. сезонность производства и реализации продукции в таких отраслях, как сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность;
5. состояние рыночной конъюнктуры;
6. величина маржинального дохода (прибыли) в общем объеме выручки от продаж.
Влияние последнего фактора требует дополнительных пояснений. Величину маржинального дохода (МД) устанавливают по формуле:
МД = ВР-ПИ,
где ВР — выручка (нетто) от реализации товаров;
ПИ — переменные издержки, которые непосредственно зависят от изменения объема производства (материальные затраты, оплата труда производственных рабочих, транспортные услуги и т. д.).
Определим норму маржинального дохода (Нмд):
Нмд=МД/ВРх100.
Чем меньше объем маржинального дохода, тем в большей степени кредит поставщиков может компенсировать дебиторскую задолженность покупателей (клиентов). Противоречие между указанными параметрами состоит в том, что при высокой норме маржинального дохода и, казалось бы, небольшой степени зависимости предприятия-продавца от закупки сырья и материалов ему приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей за поставки.
Приведем расчет разумной длительности отсрочек по дебиторской задолженности, а также платежам поставщикам (кредиторской задолженности). Время отсрочки платежа за поставки определяют по формуле:
Во = ДЗ / КЗ,
Во — время отсрочки платежа за поставки материальных ресурсов, мес. (дни);
ДЗ — дебиторская задолженность в денежном выражении;
КЗ — кредиторская задолженность в стоимостном выражении.
В качестве примера рассмотрим два предприятия (№ 1 и № 2), которые получают одномесячные отсрочки платежей от поставщиков и, в свою очередь, предоставляют такие же отсрочки покупателям готовой продукции. Нормальна ли такая ситуация? Скорее всего, нет. Все зависит от удельного веса потребляемых материалов в объеме продаж (от структуры делового оборота). Если месячный оборот предприятия № 1 — 5,88 млн руб., а стоимость потребляемых материалов — 2,94 млн руб. (50%), то дебиторскую задолженность покрывают кредитом поставщиков только па 50% (2,94 : 5,88 х 100). Предприятие № 2 имеет аналогичный месячный оборот (5,88 млн руб.). Однако объем потребляемых материалов у него = 1,47 млн руб., или 25% (1,47 : 5,88 х 100). Норма маржинального дохода = 75% (4,41 :5,88 х 100), т. е. выше, чем у предприятия № 1 (50%).Следовательно, предприятию № 1 требуется двухмесячная отсрочка по платежам поставщикам (5,88:2,94), чтобы компенсировать одномесячную отсрочку своим дебиторам (соотношение 2:1). Для более успешно работающего предприятия № 2 (Нмд = 75%) это соотношение равно 4 : 1 (5,88:1,47), т. е. ему требуется уже четырехмесячная отсрочка по расчетам с поставщиками.
Для большей убедительности приведем еще один пример. Годовой оборот (объем продаж) предприятия № 3 — 75,6 млн руб. Покупателям предоставляют 30-дневную отсрочку (1/12 года). Дебиторская задолженность составляет 6,3 млн руб. (75,6 млн руб.: 12 мес.). Норма маржинального дохода = 25%. Стоимость потребляемых материалов = 4,725 млн руб. [(75,6 - 18,9) : 12 мес.]. Месячный дефицит денежных средств у предприятия-продавца — 1,575 млн руб. (6,3 - 4,725). Эта ситуация означает, что предприятию № 3 следует просить у своих поставщиков отсрочку платежей в 1,33 месяца (6,3 : 4,725), или 40 дней (30 дн. х 1,33).Итак, в течение месяца из оборота предприятия № 3 отвлекается в дебиторскую задолженность 6,3 млн руб., а кредит поставщиков покрывает только 4,725 мли руб. Если по истечении месяца данное предприятие не погасит кредиторскую задолженность в сумме 4,725 млн руб., то поставщики не поставят ему материальные ресурсы для продолжения производственного цикла в следующем месяце.
Из приведенных примеров можно сделать следующие выводы:
1) чем больше норма маржинального дохода, тем выше текущие финансовые потребности. Более того, у предприятий с повышенной нормой маржинального дохода текущие финансовые потребности растут быстрее выручки от продажи товаров;
2) чтобы величина текущих финансовых потребностей стала отрицательной и превратилась в источник финансирования оборотных активов, предприятию № 1 следует просить у своих поставщиков 2,5-3-месячную отсрочку платежей за поставляемые материальные ресурсы, а предприятию № 2 — 4,5-5 месяцев. Подобная отсрочка практически невозможна в условиях современного платежного кризиса. Поэтому целесообразно находить альтернативные источники финансирования текущих финансовых потребностей.
Одним из дополнительных источников покрытия ТФП являются скидки с цены товаров, предоставляемые поставщиком (продавцом) покупателю за сокращение срока расчетов. Данный источник часто называют спонтанным финансированием.
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец выдает своему партнеру кредит, который не является бесплатным. Кому же приходится платить из своих доходов, предоставляя отсрочку платежа контрагенту (допустим, на 30 дней)? Продавец идет на упущенную выгоду (прибыль) как минимум в размере банковского процента, который он мог бы получить на эту сумму за 30 дней, если бы имел ее немедленно, положив деньги на депозитный счет в банке. С другой стороны, продавцу часто трудно продать свой товар, предоставив коммерческого кредита покупателю, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Если покупатель оплатит товар ранее договорного срока, то можно воспользоваться скидкой с его цены. После этого срока покупатель платит по полной цене (без скидки), но в пределах договорного срока. Что выгоднее покупателю?
1. Оплатить товар ранее договорного срока, обратившись для этого в банк за кредитом.
2. Дождаться договорного срока и потерять скидку.
Сравним упущенную выгоду покупателя в случае отказа от скидки со средней ставкой банковского процента.
Упущенную выгоду покупателя устанавливают по известной формуле, предложенной Ю. Бригхэмом и Л. Гапепски.
где Дс — договорной срок оплаты товара, дни;
Лс — льготный срок оплаты товара, дни.
Если результат превысит среднюю ставку банковского процента (СП), то покупателю выгоднее обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного срока.
Пример:
Товар А продают на следующих условиях: цена =18 тыс. руб.; скидка = 2% при платеже в 15-дневный срок, а договорной срок — 30 дней; СП = 12% годовых.
1. Дополнительная выгода покупателя от досрочной оплаты товара со ставит:18 000 руб. х 49,6% = 8928 руб.
2. Сумма процентов за кредит:18 000 руб. х 12% = 2160 руб.
3. Чистая выгода покупателя в расчете на год:8928-2160 = 6768 руб.
4. Чистая выгода покупателя в расчете на месяц:6768: 12 = 564 руб.
Поскольку потенциальная выгода покупателя 49,6% > 12%, то имеет смысл воспользоваться предложением продавца о скидке с цены товара и оплатить его в течение льготного срока. Упущенную выгоду продавца товара (скидка с цены товара, ожидание платежа, хотя и сокращенное) можно считать своеобразной компенсацией за успех в конкурентной борьбе.
Способы покрытия ТФП предприятий (корпораций) следующие:
♦ коммерческий кредит, который часто сопровождается движением векселей;
♦ спонтанное финансирование;
♦ факторинг (инкассирование — продажа дебиторской задолженности с дисконтом банкам или специальным факторским компаниям);
♦ краткосрочный банковский кредит;
♦ краткосрочные займы, предоставляемые сторонними организациями (например, финансово-промышленными группами, холдинговыми компаниями и др.).
Выбор того или иного способа покрытия ТФП зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта, его финансового потенциала, квалификации финансистов и иных факторов внутреннего и внешнего характера
Управление запасами
Материально-производственные запасы (МПЗ) — оборотные активы предприятия (корпорации), в которые вложены денежные средства и используемые им:
♦ в качестве сырья и материалов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
♦ в виде готовой продукции, предназначенной для реализации;
♦ для управленческих нужд.
Производственные запасы подразделяют также на:
♦ запасы текущего хранения, которые выражают постоянно обновляемую их часть, образуемую на регулярной основе и потребляемую в производственном процессе;
♦ запасы сезонного хранения, формируемые исходя из сезонных особенностей закупок и потребления сырья и материалов;
♦ запасы целевого назначения, размер которых определяют, исходя из специфических целей деятельности предприятия (например, для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления промышленного образца и др.).
Под управлением понимают учет, анализ, планирование и контроль за состоянием запасов и принятие решений, направленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат, необходимых для формирования и хранения запасов, обеспечивающих непрерывность производственно-сбытового процесса на предприятии. Эффективное управление запасами направлено на решение следующих ключевых задач:
♦ ускорение оборачиваемости МПЗ;
♦ снижение производственных потерь из-за дефицита отдельных видов материальных ресурсов;
♦ уменьшение излишка МПЗ, которые ухудшают ликвидность баланса и иммобилизуют дефицитные для предприятия денежные средства;
♦ снижение риска старения и порчи материалов;
♦ уменьшение затрат на хранение МПЗ.
Управление запасами находится в компетенции менеджеров по производству. От решений финансового директора зависит установление потребности в источниках средств для поддержания определенного уровня запасов, а также общая доходность (рентабельность) активов предприятия. Стремление увеличить запасы всегда приводит к оттоку денежных средств, а снижение запасов — к их притоку. Поэтому управление запасами и связанными с ними затратами всегда включают в сферу внутреннего финансового планирования и контроля.
В теории управления запасами предложены различные модели определения оптимального размера запасов. Наибольшее распространение получила модель EOQ (Economic Order Quantity), которая выражает оптимальный размер заказа:
где Оп — годовой объем потребления товаров данного вида в физическом выражении;
Си — стоимость выполнения одного заказа (делопроизводство, административные расходы, содержание персонала в пересчете на один заказ, оценка качества товара и другие постоянные издержки);
Се —стоимость (цена) приобретения единицы товара;
Их — годовые издержки по хранению (в процентах от стоимости средних запасов).
Данная модель основана на следующих предположениях:
1) годовая потребность в запасах (объеме закупок товаров) для выполнения производственной программы может быть точно спрогнозирована;
2) объем продаж равномерно распределен в течение года;
3) не происходит задержек в получении и исполнении заказов.
Средний размер запасов берется в половинном размере от ОРЗ (EOQ).
Пример
Торговая фирма ежегодно продает 18 000 мужских костюмов. Стоимость выполнения одного заказа — 1,0 тыс. руб.; стоимость (цена) приобретения одного костюма у изготовителя — 2,2 тыс. руб.; годовые издержки по хранению (в процентах от стоимости средних товарных запасов) — 20%.
Тогда: оптимальный средний размер партии - 143 штуки (286 : 2), а в стоимостном выражении — 314,6 тыс. руб. (143 х 2,2). Оптимальный размер заказа (в стоимостном выражении) можно определить по другой формуле:
где ОРЗ — оптимальный размер заказа в денежном выражении;
Оп — годовой объем потребления материалов данного вида в физическом выражении;
Ср — средняя стоимость размещения одного заказа;
Сх — стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
Оптимальный средний размер запаса материалов составит половину (50%) от ОРЗ, определенного в стоимостном выражении.
Пример
Годовая потребность производственной фирмы в товаре данного вида — 10 000 штук; средняя стоимость размещения одного заказа —3,2 тыс. руб.; стоимость хранения единицы товара — 1,6 руб. Тогда оптимальный размер заказа должен составить:
Оптимальный средний размер запаса данного вида товара будет равен 10 000 руб. (20 000:2).
На основе специальных расчетов устанавливают плановую потребность в оборотных средствах по незавершенному производству и готовой продукции на складе.
Другим методом контроля является анализ материальных запасов с помощью категорий Л, В, С (графический метод А.В.С.). Любая компания, применяющая контроль запасов, должна сравнивать затраты на функционирование системы со стоимостью этих запасов, которые служат объектом контроля.
Дешевые изделия не требуют такого жесткого контроля, как дорогостоящие.
При сравнении затрат запасы классифицируют по категориям с учетом следующих факторов:
1) стоимости ежегодного использования по категориям запасов (цена за единицу х расход за год в натуральном выражении);
2) расположения изделий по стоимости ежегодного потребления в убывающем порядке;
3) определения доли изделий в стоимости материальных запасов и в стоимости ежегодного их потребления;
4) только после этого данные наносят на график.
Доля в стоимости годового расхода (А = 80%, В = 15%, С = 5%). Доля в стоимости запасов (А = 20%, В = 30%, С = 50%).Из графика следует, что обычно небольшая доля изделий имеет относительно высокую долю потребления (по закону Парето — на 20% всех изделий приходится 80% всех затрат). Такой графический анализ позволяет применять различные степени контроля относительно стоимости изделий. Изделия категории А требуют систематического контроля. Запасы должны быть сведены к минимуму.
Заказы делают часто, но небольшие по объему. Движение запасов контролируют ежедневно (еженедельно).Изделия категории В заказывают на уровне минимально допустимого запаса. Они требуют точного учета, достаточно частого (не реже одного раза в месяц) наблюдения за их количеством. Изделия категории С подлежат простому контролю (один раз в квартал).
Важным аспектом управления материальными запасами и затратами в незавершенном производстве является оценка их оборачиваемости. Важнейшие показатели следующие:
где КОмз — коэффициент оборачиваемости материальных запасов в расчетном периоде, количество оборотов за квартал, год;
Спт — себестоимость проданных товаров, тыс. руб.;
МЗ — средний остаток материальных запасов в расчетном периоде, тыс. руб.;
КОнзп — коэффициент оборачиваемости незавершенного производства за расчетный период;
НЗП — средний остаток незавершенного производства в расчетном периоде, тыс. руб.;
ГП — средний остаток готовой продукции на складе в расчетном периоде, тыс. руб.;
КОгп — коэффициент оборачиваемости готовой продукции на складе;
Под — продолжительность одного оборота (соответственно материальных запасов, незавершенного производства, готовой продукции на складе), дни;
Д — число дней в расчетном периоде (год — 360 дней; полугодие — 180 дней; квартал — 90 дней).
Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным привлечением средств в оборот, а замедление — их отвлечением из хозяйственного оборота предприятия, т. е. иммобилизацией оборотных средств. Сумму средств, дополнительно вовлеченных в оборот (или отвлеченных из оборота), определяют по формуле:
где — сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот (если < 0), либо сумма средств, отвлеченных из оборота (если > 0);
Пд (отч.) — продолжительность одного оборота запасов в отчетном периоде, дни;
Пд (баз) — продолжительность одного оборота запасов в базисном периоде, дни;
Срп (ф)— среднедневная фактическая себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.
Замедление оборачиваемости оборотных средств характерно для многих предприятий России в условиях разрыва хозяйственных связей и высоких темпов инфляции. Снижение покупательной способности денег заставляет вкладывать свободные денежные средства в запасы сырья и материалов. Кроме того, создание значительных производственных запасов является вынужденной мерой снижения риска недопоставки материальных ресурсов, необходимых для осуществления операционного цикла. Отметим, что предприятия, получающие материалы от одного поставщика, находятся в невыгодном положении по сравнению с теми, которые ориентируются на нескольких поставщиков.
Управление дебиторской задолженностью
Дефицит денежных средств в экономике современной России и неплатежеспособность многих предприятий обусловили важность систематической работы с дебиторами в деятельности финансово-экономических служб. Экономическая ситуация в России привела к неадекватному восприятию содержания управления дебиторской задолженностью. Данное восприятие сводят к:
♦ поиску цепочек взаимозачетов;
♦ оценке возможностей бартерного обмена;
♦ использованию денежных заменителей (векселей) в платежах между поставщиками и покупателями.
Управление дебиторской задолженностью сводится к выработке и реализации политики цен и коммерческих (товарных) кредитов, направленной на ускорение взыскания долгов с контрагентов и снижение риска неплатежей.
Дебиторская задолженность — это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Дебиторы —юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием. Дебиторская задолженность — комплексная статья, включающая расчеты:
♦ с покупателями и заказчиками;
♦ по выданным авансам;
♦ с прочими дебиторами.
Для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее анализ за данную задолженность систематизируют:
♦ по связи с производственным (операционным) циклом;
♦ по срокам возобновления и погашения;
♦ по объектам, относительно которых возникли обязательства дебиторов (по товарным и финансовым операциям);
♦ по видам дебиторов.
В бухгалтерском учете и отчетности дебиторскую задолженность условно классифицируют на нормальную и ненормальную. Нормальной считают задолженность, платежи по которой ожидают в течение 12 месяцев после отчетной даты. Ненормальной — платежи по которой ожидают более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Они возникают вследствие недостатков в работе предприятия-поставщика или слишком высоких темпов увеличения объема продаж.
Уровень дебиторской задолженности зависит от многих факторов: вида выпускаемой продукции, емкости рынка, ценовой, маркетинговой и учетной политики, системы расчетов за готовую продукцию и пр. Однако максимальная ее величина не должна превышать 20-25% от общего объема оборотных активов. Анализ и контроль дебиторской задолженности можно осуществлять с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, ключевые среди которых следующие.
1.. Инкассация наличности — процесс получения денежных средств за реализованную продукцию (работы, услуги). Коэффициент инкассации (Кинк.) позволяет установить, когда и в какой сумме ожидают поступления денежных средств от продаж данного периода. Он выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале, начиная с момента реализации продукции:
где n — месяцы квартала (например, январь, февраль, март и т. д.);
t — январь (месяц отгрузки).
Определить значение данного коэффициента можно на основе анализа денежных поступлений (погашения дебиторской задолженности) прошлых периодов. Самым важным документом для расчета коэффициентов инкассации служит реестр старения счетов дебиторов. Его составляют на основе данных бухгалтерских проводок. Результаты анализа реестра старения дают те самые доли общего объема дебиторской задолженности, в соответствии с которыми будет происходить реальное поступление денежных средств от покупателей.
Пример
В ОАО сложилась следующая практика оплаты продукции: в месяце реализации (отгрузки) оплачивают 60% ее стоимости; в следующем месяце — 30%; в третьем месяце — 10%. Тогда коэффициент инкассации составит: 0,6; 0,3 и 0,1.
Объем реализации продукции I квартала текущего года по ОАО приведен в табл. 6.2.
Таблица 6.2. Распределение объема продаж по месяцам, тыс. руб.
Планируемое поступление денежных средств будет состоять из реализации: января — 840 тыс. руб. (1400 х 0,6); февраля — 504 тыс. руб. (1680 х 0,3); марта — 196 тыс. руб. (1960 х 0,1). Итого в I квартале ОАО ожидает получить 1540 тыс. руб. Поступление остальной суммы — 3500 тыс. руб. (5040 - 1540) — прогнозируют на II квартал.
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОдз):
КОда = ВР/ ДЗ,
где ВР — выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) в рыночных ценах;
ДЗ — средняя сумма дебиторской задолженности за расчетный период.
3. Период погашения дебиторской задолженности (ППдз) устанавливают по формуле:
ППдз = 365 дн. / КОдз.
Следует помнить, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск ее непогашения.
4. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности (Кпдз):
Кпдз = ДЗ / ВР.
5. Доля сомнительной дебиторской задолженности (со сроком погашения более 12 месяцев) в общем ее объеме:
Доля сомнительной дебиторской задолженности = Сомнительная дебиторская задолженность / Вся дебиторская задолженность.
Данный параметр характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к ее росту свидетельствует о снижении платежеспособности дебиторов, а следовательно, об ухудшении финансового положения компании — поставщика товаров.
6. Оценку экономического эффекта (возможности получения дополнительной прибыли) от повышения периода отсрочки платежа для привлечения потенциальных покупателей осуществляют по формуле:
Эдз = ДПдз - ТИдз - ФПдз,
где Эдз — сумма эффекта, полученного от увеличения периода отсрочки платежа приоритетным покупателям;
ДПдз — дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема продаж за счет предоставления коммерческого кредита;
ТИдз — текущие издержки, связанные с предоставлением коммерческого кредита и инкассацией долговых обязательств покупателей;
ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (включая безнадежную дебиторскую задолженность, списанную в установленном порядке в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).
7. Экономическую эффективность увеличения периода отсрочки платежа устанавливают по формуле:
КЭдз = Эдз / ДЗ,
где КЭдз — коэффициент эффективности увеличения периода отсрочки платежа покупателям;
Эдз — сумма эффекта, полученного от увеличения отсрочки платежа;
ДЗ — средний остаток по расчетам с покупателями в расчетном периоде.
На практике применяют и другие показатели (например, коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью, ранжирование покупателей исходя из объема закупок, кредитной истории и предлагаемых условий оплаты и т. д.).
Результаты расчетов по приведенным формулам можно использовать в процессе последующей разработки отдельных аспектов кредитной политики предприятия (корпорации) во взаимоотношениях с покупателями. При анализе дебиторской задолженности следует помнить, что увеличение ее размера (в разумных пределах) может быть вызвано усилением деловой активности (рост объема производства и реализации продукции).
Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более оперативно управлять дебиторской задолженностью:
♦ учет заказов, своевременное оформление счетов на оплату готовой продукции и определение характера этой задолженности (формирование стандартов оценки платежеспособности основных покупателей товаров);
♦ анализ задолженности по видам продукции для установления невыгодных с позиции инкассации денежных средств товаров;
♦ понижение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
♦ определение конкретных размеров скидок с цены товаров при досрочной оплате;
♦ оценка возможности факторинга — продажи дебиторской задолженности с дисконтом и др.
Способы рефинансирования дебиторской задолженности: факторинг; учет и залог векселей; форфейтинг; иные формы ее краткосрочного рефинансирования (спонтанное финансирование, кредиторская задолженность по товарным и финансовым операциям, краткосрочные банковские кредиты и пр.).
При изучении состава дебиторской задолженности особое внимание уделяют анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с невозвратом этой задолженности.