Вопрос 2. организация продажи товаров на оптовых рынках.

Оптовые рынки представляют собой самостоятельные хозяйственные структуры, осуществляющие организацию операций по купле-продаже оптовых партий товаров в определенном месте и по установленным правилам.

Оптовые рынки, как правило, размещаются в крупных городах и промышленных центрах. Такие рынки могут быть как универсальными, так и специализированными на продаже какой-либо одной продукции или товарной группы.

Выбор места расположения оптового рынка зависит от ряда факторов, основными из которых являются:

Ø площадь зоны обслуживания и численность потенциальных покупателей;

Ø наличие дорог, соединяющих рынок с городской транспортной системой;

Ø возможность перспективного расширения участка земли, отведенного под рынок.

Оптовый продовольственный рынок должен иметь удобные подъездные пути и пешеходные развязки.

На территории рынка выделяют следующие функциональные группы:

Ø торговую (специальные здания, павильоны, киоски);

Ø административно-складскую (административно-бытовые помещения,в том числе предприятие общественного питания для персонала рынка; складские помещения);

Ø хозяйственную (с площадкой для сбора мусора);

Ø стоянку для транспорта.

Для обеспечения деятельности оптовых рынков при них создаются специализированные службы: информационные, юридические, расчетно-финансовые, общественного питания и гостиничного хозяйства, транспортные и др.

Правила торговли на оптовом продовольственном рынке разрабатываются и утверждаются его администрацией. В них устанавливаются права и обязанности участников торгов, порядок заключения сделок, режим работы рынка и т. д.

Участниками торгов на оптовом продовольственном рынке являются продавцы, покупатели и персонал оптового рынка.

В роли продавцов выступают:

Ø товаропроизводители (сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности и т. д.);

Ø оптовые предприятия-посредники.

Покупателями могут быть:

Ø предприятия розничной торговли;

Ø предприятия общественного питания;

Ø другие потребители, регулярно закупающие товары (дошкольные и учебные заведения, лечебные учреждения и т. д.).

Наиболее часто на оптовых рынках применяется павильонно-секционная организация торгового процесса, при которой каждому оптовому продавцу администрацией рынка сдается либо товарная секция специального торгового зала, либо отдельный павильон или киоск. Кроме того, продавцу предоставляется помещение для хранения товаров. Это помещение должно быть обеспечено оборудованием, соответствующим требованиям, предъявляемым к хранению отдельных видов товаров.

Продавец, осуществляющий торговлю на рынке, несет ответственность за качество реализуемых им товаров. На оптовых рынках могут создаваться специализированные подразделения для проверки качества поступающих для продажи товаров.

При правильной организации деятельности оптовыерынки будут способствовать:

Ø стимулированию производства и переработки продукции в различных районах страны;

Ø поддержке отечественных товаропроизводителей, благодаря возможности их выхода на конкурентный рынок;

Ø повышению эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах,

Ø повышению взаимной заинтересованности производителей, оптовых и розничных торговых предприятий путем установления между ними хозяйственных связей;

Ø сокращению потерь сельскохозяйственной продукции;

Ø обеспечению круглогодичного снабжения населения высококачественными продовольственными товарами;

Ø упрощению и ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю, взаиморасчетов и платежей;

Ø снижению розничных цен на продовольственные товары;

Ø расширению ассортимента товаров и повышению их качества.

Наши рекомендации