Рок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в три года. 1 страница

НК РФ предусматривает один вид налоговых санкций - штраф.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. При этом НК РФ устанавливает срок давности взыскания налоговых санкций, который равен шести месяцам со дня обнаружения налогового правонарушения.

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых правонарушений:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - штраф 5 тыс. рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ);

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней - штраф 10 тыс. рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе - 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей (п. 1 ст. 117 НК РФ);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев - 20 процентов доходов (п. 2 ст. 117 НК РФ);

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке - штраф 5 тыс. рублей (ст. 118 НК РФ);

- непредставление налоговой декларации - штраф 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ);

- непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней - штраф 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - штраф 5 тыс. рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного налогового периода - штраф 15 тыс. рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы, - штраф 10 процентов суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) - штраф 20 процентов неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно, - штраф 40 процентов неуплаченных сумм налога (п. 3 ст. 122 НК РФ);

- неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, - штраф 20 процентов суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ);

- несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, - штраф 10 тыс. рублей (ст. 125 НК РФ);

- непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - штраф 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);

- непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, - штраф 5 тыс. рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ);

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, - штраф 1 тыс. рублей (ч. 1 ст. 128 НК РФ);

- неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний - штраф 3 тыс. рублей (ч. 2 ст. 128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки - штраф 500 рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ);

- дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода - штраф 1 тыс. рублей (п. 2 ст. 129 НК РФ);

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, - штраф 1 тыс. рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ);

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, совершенные повторно в течение календарного года, штраф 5 тыс. рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых правонарушений, которые могут быть совершены банками:

- открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - штраф 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ);

- несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем - штраф 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ);

- нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора - пени 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки (ст. 133 НК РФ);

- исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), - штраф 20 процентов суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности (ст. 134 НК РФ);

- неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени - пени 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ);

- совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, - штраф 30 процентов непоступившей суммы (п. 2 ст. 135 НК РФ);

- непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 135.1, - штраф 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 135.1 НК РФ);

- непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок - штраф 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 135.1 НК РФ).

Штрафы, налагаемые на банки, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

Правом на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц имеют налогоплательщик и налоговый агент.

Обжалование происходит в вышестоящий налоговый орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Подача жалобы должна соответствовать следующим условиям:

- жалоба подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа;

- жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав;

- к жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы;

- срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом;

- жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу;

- жалоба до принятия решения по ней может быть отозвана на основании письменного заявления;

- отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Срок рассмотрения жалобы налогоплательщика составляет один месяц со дня ее получения.

Результатом рассмотрения жалобы может быть принятие одного из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

Кроме того, вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы влечет за собой определенные правовые последствия:

- подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ;

- налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия.

Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Глава 16. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16.1. Понятие и виды инвестиций

Предпринимательская деятельность в сферах материального производства, транспорта, строительства и других невозможна без создания, приобретения для этих целей зданий, оборудования, технологий, транспортных средств, т.е. материальных и нематериальных активов с долгосрочным циклом использования. Затраты в этих целях до принятия специальных инвестиционных законов обозначались как капитальные затраты, капитальные вложения. Для подобных вложений средств характерны длительный (более одного года) срок возврата, возмещения этих затрат, высокая стоимость объектов, для приобретения которых предприниматели используют как собственные средства, так и привлекают средства третьих лиц - кредиторов, инвесторов. Предприниматель в механизме предпринимательской деятельности выступает в двух качествах - сначала привлекает средства - инвестиции, затем сам вкладывает их в основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги.

Если предприниматель приходит на рынок, чтобы занять в нем свою нишу надолго, процесс обновления, модернизации основных средств, равно как и привлечение средств инвесторов, идет непрерывно. Указанная деятельность регулируется специальными законами, такими как:

- Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005 (с изм. от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.).

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096 (с изм. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.).

- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" <1>, заменивший одноименный Закон 1991 г.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 28 Ст. 3493 (с изм. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.).

Существуют организации, основной (или одной из основных) целью деятельности которых являются вложения средств (инвестиции) в ценные бумаги. К таковым относятся, например, инвестиционные фонды - открытые акционерные общества, действующие на основе Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562 (с изм. от 29 июня 2004 г.).

Отдельным видам инвестиционной деятельности посвящены законы:

- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <1> (в ред. от 29 января 2002 г.) (далее - Закон о финансовой аренде (лизинге));

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394 (с изм. от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.).

- Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <1> (далее - Закон о соглашениях о разделе продукции).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18 (с изм. от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.).

Инвестициям в ценные бумаги посвящены, в частности, Федеральные законы:

- от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (с изм. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта 2005 г.).

- от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163 (с изм. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 9, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 23 декабря 2004 г.).

Помимо законов правовое регулирование инвестиционной деятельности регулируется подзаконными нормативными правовыми актами.

В законодательстве отсутствует единое понятие инвестиций.

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").

В первой редакции этой статьи в качестве инвестиции были указаны не только различные объекты гражданских правоотношений, но также лицензии. Но лицензия - это разрешение заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 49) по лицензируемым видам деятельности. Это не право, а юридический факт, порождающий это право. Что касается самого права, основанного на лицензии, оно является элементом правоспособности лица и, в отличие от субъективного права, передаваться другим субъектам, в том числе в качестве инвестиций, не может. В дальнейшем из текста указанной статьи Закона слова "лицензии, в том числе и на товарные знаки" были исключены.

Обратим внимание на противоречие в содержании понятия инвестиции. Она направляется в целях получения дохода (прибыли) и достижения положительного социального эффекта. В то же время согласно указанной статье Закона вложение средств в качестве инвестиций производится не только в объекты предпринимательской деятельности, но и иной деятельности, не приносящей дохода. Следовательно, цель - получение прибыли не является обязательной для квалификации средств как инвестиции.

Более удачно (непротиворечиво) инвестиции определены в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".

В ст. 1 этого Закона дано следующее понятие инвестиций.

Это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Из этого понятия следует, что инвестиции могут быть и некоммерческие, вкладываемые для достижения иного эффекта, а не только в целях получения прибыли. Например, финансирование строительства субъектом РФ зданий для школ, институтов в конечном счете способствует достижению общего блага - развитию системы образования в стране, развитию личности, ее творческого потенциала.

Исключительные права в указанном определении инвестиций хотя прямо не называются, но под ними подразумеваются "иные права, имеющие денежную оценку". В предыдущем понятии указание на денежную оценку подобных прав отсутствовало.

Виды инвестиций можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от цели инвестирования они могут быть коммерческие и некоммерческие. Конечно, в основном средства вкладываются в качестве инвестиций в коммерческих целях. Однако могут быть и некоммерческие инвестиции, главным образом это государственные инвестиции - капитальные вложения в некоммерческие проекты, например в строительство корпусов больниц, зданий для учреждений культуры, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней.

В зависимости от объекта инвестиционной деятельности различаются инвестиции прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - вложения в уставные (складочные) капиталы хозяйственных обществ, товариществ в целях управления делами организации. Закон об иностранных инвестициях определил, что при наличии такой доли в уставном капитале (не менее 10 процентов) инвестиция рассматривается как прямая. Следовательно, при меньшей доли участия инвестицию можно отнести к портфельной. В последнем случае предполагается, что обладание небольшой долей участия в уставном капитале не дает инвестору возможности реально контролировать деятельность организации, влиять на принятие выгодных для инвестора решений. Портфельные инвесторы приобретают акции для перепродажи, а не для участия в управлении акционерным обществом.

К прямым инвестициям Закон об иностранных инвестициях отнес также вложения в основные фонды создаваемого на территории РФ филиала, а также осуществление на территории РФ финансовой аренды (лизинга). С учетом этого в литературе правомерно относят к прямым инвестициям любые капитальные вложения непосредственно в производственную деятельность <1>. В целом же можно отметить, что инвестиционное законодательство не содержит четкого критерия отнесения инвестиций к прямым, не упоминая и термин "портфельные инвестиции".

--------------------------------

<1> Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 271, 272.

По источникам финансирования инвестиционной деятельности выделяются государственные, муниципальные, частные, включая иностранные, инвестиции.

В зависимости от объекта гражданских прав, выступающих в роли инвестиций, их можно разделить на материальные активы (например, здания, сооружения) и нематериальные активы - исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, право на использование информации - коммерческой тайны и проч.

В зависимости от выполняемой предпринимателем функции в инвестиционном процессе могут быть выделены внешние инвестиции (один предприниматель передает другому средства в качестве инвестиции) и внутренние: предприниматель приобретает оборудование, станки, строит цеха, модернизирует производство, то есть осуществляет капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства).

16.2. Понятие и виды инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций (п. 2 ст. 1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").

Из этого понятия видно, что в Законе допускается некоторое смешение понятий инвестиции и результатов инвестирования, реализации инвестиций и результатов инвестиций. Инвестиции реализуются в процессе инвестирования, например, часть средств из накопленной прибыли направляется на приобретение нового оборудования. А оборудование используется, реализуется уже как результат инвестиций в процессе хозяйствования с имуществом предпринимателя.

Более удачно следующее понятие инвестиционной деятельности: это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений").

В этом понятии отражена инвестиционная деятельность от начала ее осуществления - вложения средств в качестве инвестиций до получения прибыли (иного полезного эффекта) как конечного результата деятельности инвестора.

В зависимости от определенных критериев различаются виды инвестиционной деятельности:

а) по субъектам, выступающим в качестве инвесторов, выделяется инвестиционная деятельность государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц;

б) в свою очередь, в зависимости от характера этой деятельности она может осуществляться на профессиональной основе институциональными инвесторами (например, инвестиционными фондами) и может носить разовый характер (например, приобретение акций физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью);

в) в зависимости от объекта инвестиционной деятельности она может быть финансовой (вложение в ценные бумаги), производственной (вложение инвестиций в основные средства), инновационной (вложения в научно-технические результаты).

Особо следует остановиться на видах инвестиционной деятельности в зависимости от связи инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Инвестиционная деятельность обладает определенными признаками предпринимательской деятельности, такими как направленность на систематическое получение прибыли, самостоятельность, риск инвестора. На этом основании процесс вложения любых инвестиций рассматривают иногда как разновидность предпринимательской деятельности (за исключением вложения в объекты иной, непредпринимательской деятельности) <1>.

--------------------------------

<1> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Отв. ред. О.М. Олейник. М., 2002. Т. 2. С. 39 - 41.

Надо иметь в виду, что инвестиция может носить разовый характер и осуществляться лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью. Приобретение гражданином акций, например, может быть однократно совершенным актом распоряжения объектом собственности, и в этом смысле эта инвестиционная деятельность не является деятельностью предпринимательской <1>.

--------------------------------

<1> Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 272.

Равным образом не относится к предпринимательской деятельность гражданина, связанная с созданием хозяйственного общества, производственного кооператива и инвестированием им средств в уставный капитал хозяйственного общества, в имущество кооператива. Если бы подобные вложения средств признавались предпринимательской деятельностью, физические лица - учредители, участники общества были бы обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, однако этого не требуется. По ГК РФ (ст. 18) право заниматься предпринимательской деятельностью и право создавать юридические лица - самостоятельные и разные права, входящие в содержание правоспособности граждан.

Инвестиционная деятельность может быть одной из сторон в деятельности предпринимателя. Например, юридическое лицо приобретает оборудование, необходимое для производства товара, реализуемого на рынке. В результате создаются необходимые условия для производства товара и его последующей реализации, т.е. для предпринимательской деятельности. По разным причинам инвестиции не всегда приводят к собственно предпринимательской деятельности. Например, в результате пожара было уничтожено здание, оборудование, сырье, готовая продукция, и предприниматель прекратил дальнейшую деятельность, а впоследствии был исключен из Единого реестра юридических лиц.

Необходимо различать непосредственную (осуществляемую самим предпринимателем) и опосредуемую инвестиционную деятельность. В первом случае предприниматель сам, от своего имени выступает в качестве участника инвестиционного процесса: вкладывает средства в качестве инвестиций (например, строит здание производственного назначения и вводит его в эксплуатацию), производит и реализует товар, получает прибыль, реинвестирует ее - закупает новое оборудование.

При опосредуемой деятельности инвестор передает средства в качестве инвестиций другому лицу, например вкладывает в уставный капитал хозяйственного общества, но инвестициями в основные средства, равно как производством и продажей товара, реинвестированием занимается не инвестор-учредитель, а юридическое лицо, участником которого инвестор является. Юридическое лицо получает прибыль от предпринимательской деятельности, которая после уплаты налога на прибыль распределяется между участниками общества в установленном учредительными документами порядке.

Соответственно, инвестиционная и предпринимательская деятельность:

а) могут осуществляться одним лицом, и инвестиционная является важнейшей стороной в деятельности предпринимателя;

б) могут осуществляться разными лицами, в таком случае инвестиционная предшествует предпринимательской деятельности, а предпринимательская является продолжением инвестиционной деятельности;

в) в установленных случаях инвестиционная деятельность может быть предметом деятельности коммерческой организации - юридического лица, в таком случае инвестиционная деятельность является деятельностью предпринимательской (деятельность инвестиционных фондов).

16.3. Этапы инвестиционной деятельности

Как и всякая деятельность, инвестиционная характеризуется тем, что имеет начало, осуществляется в течение определенного отрезка времени. От других видов деятельности она отличается тем, что между участниками инвестиционного процесса возникают долгосрочные, длящиеся и даже бессрочные правоотношения. Например, между инвесторами, создавшими хозяйственное общество, и этим юридическим лицом существуют бессрочные отношения. Они сохраняются, пока не будет ликвидировано юридическое лицо.

Инвестиционная деятельность в своем развитии проходит три этапа. Условно можно выделить организационный, инвестиционный и предпринимательский этапы.

На организационном этапе принимается решение об инвестициях, идет подготовка соответствующих документов, решаются различные процедурные вопросы с органами государственной и муниципальной власти.

Решение об инвестициях находит воплощение в бизнес-плане, инвестиционной программе. В бизнес-плане отражается цель инвестирования, указываются последовательные шаги к достижению этой цели, стоимость проекта, сроки его окупаемости, источники финансирования проекта, приводятся расчеты экономической эффективности проекта, дается описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Инвестиционная программа содержит план финансирования строительства объектов, модернизации производства. В целом описательная и техническая части инвестиционных планов находят отражение в инвестиционном проекте.

Инвестиционный проект представляет собой пакет документов, включая обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, проектно-сметную документацию и бизнес-план.

Инвестиционный проект в указанном составе документов разрабатывается при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Для инвестиций в ценные бумаги (портфельные инвестиции) проектно-сметная документация не требуется, а содержание инвестиционного проекта обычно сводится к расчетам целесообразности и эффективности инвестиций в крупные пакеты ценных бумаг.

Наши рекомендации