Миллиарда на текущую деятельность
Но вернемся к управляющей компании. Большая часть выделяемых им денег (3,7 миллиардов рублей) ушла на разнообразные закупки. Подчеркну – не расходы на строительство заводов или инвестиции. Это расходы на текущую деятельность.
Главная статья расходов – услуги, оказанные сторонними лицами в пользу УК "Роснано", на сумму 2,5 миллиарда.
Как в УК "Роснано" регламентируются госзакупки? Имеющийся закон №223-ФЗ позволяет госкомпаниям включать практически любые условия в свои регламенты закупок. Работает принцип "На каждое правило есть исключение".
Этим активно пользуется УК "Роснано" – разработанный ими регламент закупочной деятельности (полный текст) хоть и декларирует "открытость и конкурентность", но одновременно содержит огромное количество лазеек, позволяющих либо не проводить конкурс на закупку вообще, либо закупать необходимую услугу у единственного (заранее определенного) поставщика.
Запомним главное: общим правилом является приоритет конкурентных закупок, а закупки без конкурса допускаются лишь в чрезвычайных обстоятельствах.
Пиарщики и айтишники: победители несостоявшихся миллионных "конкурсов"
Какие особенности своей деятельности скрывает УК "Роснано"? Я проанализировал сотни госзакупок и представляю вашему вниманию наиболее крупные и любопытные.
Одной из основных затрат "Роснано" является пиар в Интернете, о чем свидетельствует большое количество соответствующих госзакупок. Порой ради славы приходится идти на жертвы. Как, например, в этом конкурсе за право сопровождать "Роснано" в соцсетях:
Посмотрите внимательно: закупка официально признана несостоявшейся – осталась лишь одна заявка, а с одной заявкой конкурса не бывает, и по идее процедура должна быть начата заново.
Но победитель все равно есть. Это знакомая нам по прошлому расследованию фирма "Социальные Сети" Дениса Терехова. Который, кстати, является близким товарищем Алексея Навального и Никиты Белых.
Очень удобная "безальтернативная" схема работы: отсеял двух неудобных претендентов на закупку, а с третьим, "своим", заключил договор – без проведения нового конкурса. Конкурентность и прозрачность в квадрате.
Агентство "Социальные Сети" предоставляет для "Роснано" и услуги по мониторингу упоминания заказчика в соцсетях. Для развития нанотехнологий Чубайсу не хватает главного – ему очень важно знать, что мы с вами о нем пишем.
Цена за несколько часов работы – всего-то полмиллиона рублей, и разумеется снова прямой закупкой у единственного поставщика, без конкурса.
Наивно было бы думать, что УК "Роснано" ограничится жалкими 9 миллионами на пиар в соцсетях. Еще одна аналогичная закупка – уже на 30 миллионов. Победила компания "Пически":
В данном случае была использована схема запроса предложений, при которой заказчик выбирает из претендентов не по принципу аукциона, а того, кто заказчику кажется наиболее достойным. Поэтому и снижения начальной цены услуги не произошло.
Начальная цена контракта в 30 миллионов установлена произвольно – "потому что мы так решили".
Без конкурса были наняты и смежные специалисты в сфере IT: за работу сисадминов "Роснано" щедро заплатило более 100 миллионов рублей.