Правило 102 Шестого Вселенского Собора

ДНЕВНИК КАЮЩЕГОСЯ

Издательство « Сибирская Благозвонница»

Покайтесь![1]

«…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

(Мф. 4, 17)

Нам, христианам, назначен Рай, Небо, вечное блаженство, если здесь, на земле будем жить благочестиво, не разлучаясь с Церковью Христовой, исполняя обещания, данные нами при крещении. А что же мы обещали? В таинстве Крещения мы отрекались от сатаны и всех дел его (дела сатаны – это грехи), мы символическим плевком показывали своё презрение к этому падшему духу – врагу человеческого рода, изначально ставшему убийцей всех людей, ведь по его коварному совету первые люди Адам и Ева нарушили Божью заповедь, тем самым потеряли Вечную Жизнь – Бога – и впустили в себя смерть, продав и себя, и всех своих потомков (то есть нас с вами) в рабство дьяволу. Теперь, живя на земле, мы пребываем в постоянных скорбях, страданиях и болезнях, служа своими грехами дьяволу, находясь во вражде со своим Творцом, а после смерти нам был навечно уготован ад.

С кем же мы, отрекшись от сатаны, соединились (сочетались) в крещении? Со Христом! Так почему же теперь опять живём во грехах? Ведь мы отреклись от них. Если после крещения грех вновь стал смыслом нашей жизни, если грешим и не видим своих грехов, считаем себя праведниками, то, значит, крестились неосознанно, так и не узнав смысла веры. Мы так и не поняли, что для избавления нас от проклятия вечной смерти потребовалось воплощение Сына Божьего, Его рождение от Девы Марии на земле. Имея такую же человеческую природу, как наша (за исключением греха), Иисус Христос не только понёс свойственные нам скорби и беды, не только исцелял, чудодействовал и дал заповеди жизни как Бог, но и, добровольно взяв наши грехи на Себя, понёс наказание вместо нас – претерпел страшную казнь на Кресте и умер. Своим страданием и смертью Сын Божий примирил человечество с Отцом Небесным, избавил нас от вечной адской муки, от рабства дьяволу, вновь открылся для нас Рай. Сын Божий, присоединив к Своей Божественной природе человеческую (в этом смысл воплощения), обновил, воссоздал её, человеческую природу, убитую грехом. Теперь каждый, кто уверует в Иисуса Христа – Сына Божия как в своего Спасителя и Искупителя, может в Таинстве Крещения не только получить прощение всех своих грехов и очиститься от печати вечной смерти, но и родиться водою и Духом для Вечной Жизни.

Но вот, родившись крещением для вечности, мы больше не обращаем внимания на уготованное нам блаженство, мы никогда не думаем о неизреченных будущих благах, мысль наша всегда на земле, в земных удовольствиях, в земных попечениях. А если так, то не умерли ли мы вновь, не погубили ли в себе тот великий дар, полученный в крещении? Ведь в таинстве на нас сошёл Святой Дух, ожививший нашу душу, – до этого она была убита грехом, была непригодна к общению с Богом, к Раю, к Вечной Жизни. Если мы не обнаруживаем в себе действий Духа, если опять пресмыкаемся по земле, то, действительно, вновь умерла душа, хотя по видимости кажемся себе и окружающим живыми, но это только для плотских глаз. Это означает, что в нас опять «воскресла» вечная смерть, мы опять служим сатане, а после смерти нам опять уготован ад, огонь вечный, червь неусыпающий для непрестанного угрызения и терзания нас, поскольку проводим земную жизнь в грехах и в греховных наслаждениях. А мы этих-то наслаждений и ищем, за ними-то и гоняемся, в них все желания и размышления наши.

Мы живём так, как будто не существует ада, как будто мы бессмертны, вечны на земле, как будто пребываем в бесконечном блаженстве. Оглохли от земной суеты и развлечений, не слышим Слово Божье, возвещающее нам о страшных бесконечных муках! Мы видим смерть наших ближних, участвуем в их погребении, но это не производит на нас никакого впечатления, как будто смерть – удел других людей, но не наш. Мы, как мёртвые, не имеем ни памятования, ни предощущения смерти, ни памятования, ни предощущения будущности. Точно, мы мертвы!

Для нас Сын Божий сходил на землю, взял наши грехи на Себя, понёс вместо нас наказание; умерев на Кресте, избавил нас от вечной смерти, сделался для нас жизнью и путём к этой жизни. Он требует, чтобы и мы вслед за Ним (если уж мы христиане) распяли свою плоть со страстями и похотями (Гал. 5,24). Только не потому, что Он нуждается в этом, но потому, что это нужно нам. Только в христианах, «умерших» для греха, может раскрыться явление жизни благодатной.

Но мы, читая, видим одни буквы, самих слов душа не принимает, не понимает: они написаны как бы на чужом, неизвестном языке. И это не удивительно, это прямое следствие нашего неправильного душевного состояния. Мёртвый телесно неспособен к ощущениям телесным: будут ли восхвалять его, осыплют ли его богатством или оскорблениями – ко всему он бесчувственен. Так и мёртвый душою не может понять слов духовных, не может ощутить духовных благ, не может иметь должной памяти о смерти и вечных муках, должного познания суетности этого мира, отравленного ядом греха. Он сам отравлен этим ядом, умерщвлён грехом, чужд Бога, стал добровольной жертвой ада. Тело живо, если присутствует в нём душа, а душа жива, если присутствует в ней Святой Дух.

Проверим себя, братья и сёстры! Живём ли мы по законам Духа, изложенным в Евангелии, и нам станет ясно: жива наша душа или мертва. Отвечайте честно! Не гневаетесь ли на ближних за пустяки? Не находитесь ли с кем в ссоре? Не храните ли в сердце долгое время обиду? Не оскорбили ли кого? Удерживаетесь ли от воспоминаний, взглядов и впечатлений похотных и сладострастных? Не воздаёте ли злом за зло? Любите ли врагов своих? Бываете ли так кротки, что не противитесь злу? Благословляете ли проклинающих Вас? Делали ли добро ненавидящим Вас? Не завидуете ли кому? Не осуждали ли кого-нибудь? Соблюдаете ли посты? Считаете ли себя окаянным грешником? Не убиваете ли драгоценное время перед телевизором? Даже эти немногие вопросы обличают нашу совесть! Ведь мы живём не так, как заповедал нам Христос. Но, отвергая Его заповеди, мы отвергаем самого Христа – Сына Божия, Истину, значит, становимся добровольной добычей ада, уготовляем себе вечную муку в сообществе с дьяволом. Не горько ли осознавать это? Не возникает ли в сердце сожаление о содеянных грехах? Не рождается ли сокрушение о своих прегрешениях? Или мы думаем, что грехи, хоть и есть, но не так много, что вот у других-то дело обстоит значительно хуже? Давайте не будем оглядываться на других! Нам сказано: «Не судите». Давайте поглубже заглянем в себя. Воспользуемся «Дневником», чтобы обнаружить, чем убита наша душа. Какие из восьми страстей живут в нас? В чём они проявляются? Какие смертные грехи «висят» на нас?

Есть случаи, когда люди возмущаются приведённым перечнем грехов, говорят, что не хотят лишаться «земных радостей». Что ответить? Страшно, если грех стал радостью, если мы так привыкли к нему, что другой жизни уже не представляем, если мы так взрастили его в себе, что стали рабами ему. Страшно наслаждение грехом!

Но есть и другие случаи. В палату к молодой женщине-предпринимателю, попавшей в автомобильную катастрофу и находящейся в больнице с опасными травмами, заходит сестра милосердия и предлагает побеседовать. Больная с раздражением в голосе спрашивает: «За что меня так Бог наказал?» Узнав, что женщина не имеет правильных понятий о грехах, сестра предлагает ей проверить себя по «Дневнику» и продолжить разговор завтра. На другой день, лишь только сестра появилась в палате, больная вдруг сходу задаёт вопрос: «Когда батюшка придёт?» – «А зачем Вам батюшка?» – робко спрашивает сестра. Тогда удачливая, уверенная в себе бизнесменка, вдруг сказала: «Я не понимаю, как меня Бог до сих пор терпит на земле!» Какое удивительное прозрение! Не оказавшись в беде, и она, быть может, с возмущением бы отвергла предложенную возможность проверить состояние своей души на предмет грехов.

Задумаемся, а нас-то как терпит Господь? Посмотрев на себя в свете Евангельской Истины, ужаснёмся: какой ответ дадим на Суде Божьем, час которого неизвестен для нас. Удивимся непостижимой благости всеблагого Бога, Который до сей поры долготерпит беззакония наши, до сей поры ожидает обращения нашего, до сей поры простирает к нам объятия, призывая блуждающих в пустынях и непроходимых дебрях греха, принимая кающихся грешников как сынов и дочерей Своих.

Бог призывает нас к покаянию. Покаяние необходимо для всех! Каждый да воспользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа. Уже довольно мы принесли жертв греху! Уже вполне мы погубили себя! Принесём же, наконец, жертву Богу. Что это за жертва? Это – «сердце сокрушенное и смиренное», осознание своих грехов, искреннее раскаяние в них и нежелание впредь их повторять. Покаяние есть перемена жизни, организация своей жизни по заповедям Божиим, а не по правилам, традициям и привычкам растленного грехом мира. Единственной жертвой, которую принимает Бог от нас, является покаяние. Так принесём эту жертву, покажем на самом деле, что глубоко сожалеем о преступлениях заповедей, осуждаем себя во грехах, искренне желаем и ищем исправления!

Покаяние всемогуще, как установление Всемогущего Бога! Покаяние не придумано людьми. Это дар Всеблагого Бога падшему человечеству. Действенность покаяния гарантирована искупительной жертвой Иисуса Христа, Его страданиями и крестной смертью. Ведь Господь доподлинно знает наши немощи, хитрость дьявола, лукавство окружающего мира, по которым человек легко может впадать в грех. Вот и дал нам любящий нас Бог возможность восставать от греха – через покаяние. Нет такого греха, который бы устоял против него. Покаянием очищается всякий грех. Если мы впали и в тягчайшие грехи, не остановимся приступить к покаянию. Неизмеримый океан одинаково поглощает и воды реки широкой, протекшей многие страны, и скромные струи ручейка, едва приметного, – так в бездне благости Божьей исчезают тяжкие грехопадения наравне с малейшими, ничтожнейшими погрешностями. Но и малый грех остаётся не заглаженным, если согрешивший не покаялся в нём, считая его несущественным, а великий грех заглаживается вполне посредством покаяния неограниченной благостью и всемогуществом Божиим.

Не позволим себе считать себя безгрешными, – чтобы не перекрыть путь к исправлению. Не позволим себе сравнивать свои «грешки» с «тяжкими прегрешениями окружающих», потому что Бог будет судить нас за наши грехи, а в очах Божьих всякий нераскаянный грех тяжек – является враждой против Творца и служением сатане. Не позволим себе пребывать в беспечности и нерадении о своей будущей вечной участи. Беспечность и нерадение рождаются от пребывающей в нас вечной смерти. Не позволим себе делать, говорить, думать и чувствовать, не рассуждая о том, чем это является, добром или злом, – в противном случае плодятся грехи и увеличиваются как снежный ком, пущенный с горы. Не позволим себе уснуть, пока не вспомним прошедший день и не осудим себя в содеянных грехах, чтобы не умерла окончательно наша совесть. Тогда Сам Господь, видя наше старание, откроет нам духовные очи, чтобы видеть собственные недостатки; тогда пошлёт нам дар покаяния, и станут удовлетворительными и действенными наши исповеди.

Правило 102 Шестого Вселенского Собора

Принявшие от Бога власть решить и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры и в том и в другом, не утратить спасения недугующего. Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многие отрасли вреда, из которых зло обильно разливается и далее распространяется, доколе не будет остановлено силою врачующего. Почему духовное врачебное искусство являющему подобает прежде рассматривать расположение согрешившего и наблюдать, к здравию ли он направляется, или напротив, собственными нравами привлекает к себе болезнь, и как между тем учреждает свое поведение; и если врачу не сопротивляется, и душевную рану чрез приложение предписанных врачевств заживляет, в таком случае по достоинству возмеривать ему милосердие. Ибо у Бога и у приявшего пастырское водительство всё попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратить, и уязвленную змеем уврачевать. Не должно ни гнать по стремнинам отчаяния, ни отпускать бразды к расслаблению жизни и к небрежению; но должно непременно, которым либо образом, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, -противодействовать недугу и к заживлению раны подвизаться, и плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком, призываемым к горнему просвещению. Итак, подобает нам и то и другое ведать: и приличное ревности кающегося, и требуемое обычаем; для неприемлющих же совершенства покаяния - следовать переданному образу, как поучает нас священный Василий.[2]

Наши рекомендации