Рок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в три года. 10 страница

- справка обслуживающего банка о кредиторской задолженности юридического лица (по кредитам, вексельным операциям, гарантиям), поступлениях на все его счета за последние 6 месяцев (помесячно), о наличии/отсутствии картотеки N 2 и открытых лимитах кредитования;

- копии действующих кредитных договоров, копии договоров обеспечения под данные кредитные договоры, заверенные юридическим лицом;

- проекты договоров заемщика на покупку и продажу приобретаемого товара (услуг) или предложения продавца и покупателей (с условиями поставки и ценой);

- сведения о выданных гарантиях и предоставленных поручительствах, полученных и выданных займах на текущую дату;

- правоустанавливающие документы по предлагаемому в залог имуществу.

Акционерные общества дополнительно представляют:

- реестр акционеров (выписка) на текущую дату;

- уведомление из органа Федеральной службы по финансовым рынкам о регистрации выпуска акций (нотариально удостоверенная копия по каждому выпуску акций);

- отчет о выпуске акций с регистрационной надписью органа Федеральной службы по финансовым рынкам (нотариально удостоверенная копия по каждому выпуску акций).

При получении указанного комплекта документов внутренние структурные подразделения банка проводят их изучение с целью оценить кредитоспособность заемщика, инвестиционную привлекательность проекта, достаточность, приемлемость и ликвидность предоставляемого обеспечения и готовят заключение для принятия уполномоченным лицом (как правило, начальником кредитного подразделения) либо кредитным комитетом банка решения о предоставлении кредита.

Для оценки кредитоспособности заемщика банк может использовать, с его письменного разрешения, информацию, содержащуюся в кредитной истории заемщика, которая характеризует исполнение им принятых на себя обязательств по ранее заключенным договорам займа и кредита и хранится в специализированной организации - бюро кредитных историй <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 44 (в ред. от 21 июля 2005 г.).

На данном этапе происходит также разработка общей схемы финансирования проекта и согласование конкретных параметров кредитования (структурирование кредита). К примеру, если кредит предоставляется не единовременно, а несколькими платежами (траншами), устанавливаются размеры и сроки перечисления каждого транша. Кроме того, согласовывается размер процентной ставки за пользование кредитом и комиссии банка за его обслуживание. Указанные параметры прописываются в кредитном договоре, проект которого визируется соответствующими структурными подразделениями банка, включая юридическую службу. Работа специалистов юридической службы состоит в проверке соответствия формы и содержания кредитного договора и представленных документов действующему законодательству, правоспособности заемщика, поручителей, залогодателей, а также правомочности лиц, подписывающих документы от имени соответственно заемщика, поручителей, залогодателей.

Этап 2. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита руководителем кредитного подразделения банка либо кредитным комитетом и заключение кредитного договора. Распределение полномочий по санкционированию выдачи кредита между руководителем кредитного подразделения банка и кредитным комитетом осуществляется в соответствии с внутренними документами банка. На кредитный комитет выносятся, как правило, вопросы предоставления крупных или нестандартных кредитов.

Определенные особенности имеет кредитование хозяйствующих обществ и унитарных предприятий, если для последних кредитный договор является сделкой с заинтересованностью либо крупной сделкой. Эти особенности главным образом состоят в необходимости получения согласия (одобрения) соответствующего органа управления хозяйствующего общества либо собственника имущества унитарного предприятия.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1> унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования в форме кредитов по договорам с кредитными организациями только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия таких параметров кредита, как его объем и направления использования. Кроме того, в силу ст. 23 названного Закона решение о получении унитарным предприятием кредита в размере более 50 тыс. МРОТ (5 млн. рублей) должно также приниматься с согласия собственника его имущества.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746 (с изм. от 8 декабря 2003 г.).

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью кредитный договор является крупной сделкой, если сумма кредита и процентов за его использование (без учета процентов за несвоевременное исполнение обязательств по возврату кредита) составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. В акционерных обществах такая сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном ст. 79 Закона об АО. Решение о совершении данной сделки в обществах с ограниченной ответственностью принимается общим собранием участников общества, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 и 6 ст. 46 Закона об ООО.

При этом необходимо иметь в виду, что если кредит получен хозяйствующим обществом без указания цели его использования либо на осуществление текущих хозяйственных операций (например, при овердрафте), то он может рассматриваться в качестве сделки, совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности, для которой одобрения соответствующего органа управления общества получать не нужно <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 5 информационного письма ВАС РФ от 13 марта 2001 г. N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Кредит, в получении которого имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, может быть выдан только при наличии согласия собственника имущества унитарного предприятия. Случаи, когда руководитель признается заинтересованным в его получении, указаны в ст. 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В обществах с ограниченной ответственностью получение кредитов, в которых заинтересованы члены совета директоров (наблюдательного совета), лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества или есть заинтересованность участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, может осуществляться только с согласия общего собрания участников общества. Случаи, когда у названных лиц имеется заинтересованность, приведены в ст. 45 Закона об ООО.

Аналогичный подход прослеживается и в ст. ст. 81 - 83 Закона об АО с той лишь разницей, что сделка должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

Необходимо также иметь в виду, что не все хозяйствующие субъекты имеют право получать кредиты. Так, запрет на получение кредитов и займов у кредитных организаций, других юридических лиц, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен для бюджетных учреждений (п. 8 ст. 161 БК РФ). Поэтому выдача кредита бюджетному учреждению будет являться ничтожной сделкой, как противоречащая требованиям БК РФ (ст. 168 ГК РФ). К такой сделке применяются последствия недействительности в виде двусторонней реституции: бюджетное учреждение обязано возвратить кредитной организации сумму кредита и уплатить проценты в размере ставки рефинансирования Банка России в соответствии со ст. 395 ГК РФ за незаконное пользование чужими денежными средствами; при этом проценты, предусмотренные кредитным договором, уплате не подлежат (п. п. 29, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14) <1>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1998. N 11 (с изм. от 4 декабря 2000 г.).

Этап 3. Предоставление кредита. В соответствии с Положением Банка России от 31 августа 1998 г. N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" <1> денежные средства хозяйствующим субъектам (как в рублях, так и в иностранной валюте) предоставляются только в безналичном порядке путем зачисления на расчетный, текущий или корреспондентский счет.

--------------------------------

<1> ВБР. 2001. N 73 (с изм. от 27 июля 2001 г.).

Этап 4. Кредитный мониторинг. С момента предоставления кредита и до полного возврата его суммы, включая уплату причитающихся процентов, банк осуществляет кредитный мониторинг - контролирует целевое использование кредита, текущую финансово-хозяйственную деятельность заемщика, своевременность исполнения им графика погашения кредита (в случае погашения кредита периодическими платежами).

Этап 5. Погашение кредита. Кредит и проценты по нему могут быть погашены (возвращены) хозяйствующим субъектом в следующем порядке:

- путем списания денежных средств с банковского счета заемщика по его платежному поручению;

- путем списания денежных средств в порядке очередности, установленной ст. 855 ГК РФ, с банковского счета заемщика (обслуживающегося в другом банке) на основании платежного требования банка-кредитора (в поле "Условия оплаты" платежного требования указывается "без акцепта") при условии, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения владельца счета (при этом заемщик обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его банковский счет, о своем согласии на безакцептное списание средств в соответствии с заключенным договором/соглашением в порядке, установленном ст. 847 ГК РФ);

- путем списания денежных средств с банковского счета заемщика, обслуживающегося в банке-кредиторе, на основании платежного требования банка-кредитора (в поле "Условия оплаты" платежного требования указывается "без акцепта"), если условиями договора предусмотрено проведение указанной операции.

Л.Г. Ефимова также приводит следующие способы погашения кредита, минуя расчетный счет, которые используются в банковской практике <1>:

--------------------------------

<1> Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика: Монография. М.: НИМП, 2001. С. 539 - 540.

- возложение заемщиком на своего должника (дебитора) обязанности погасить им вместо себя полученный кредит в порядке ст. 313 ГК РФ путем перечисления денежных средств с расчетного счет дебитора на корреспондентский счет банка;

- оформление банком-кредитором с дебитором заемщика договора поручительства в обеспечение исполнения заемщиком обязательства по возврату кредита (в этом случае дебитор-поручитель, возвратив кредит банку, получает регрессное требование к заемщику и объявляет его к зачету по отношению к тому требованию, которое имеет заемщик к дебитору);

- в случае наличия в банке-кредиторе депозита заемщика - зачет встречных требований по выданному кредиту и по привлеченному депозиту (ст. 410 ГК РФ);

- если депозит заемщика находится в другом банке - уступка заемщиком банку-кредитору права на получение этого депозита в порядке ст. 382 ГК РФ;

- в случае согласия банка-кредитора получить в собственность какое-либо имущество заемщика - заключение договора об отступном (ст. 409 ГК РФ) либо договора купли-продажи имущества заемщика и договора о зачете взаимных требований по кредитному договору и договору купли-продажи.

Кроме банковского ГК РФ предусматривает товарное и коммерческое кредитование хозяйствующих субъектов.

Например, между хозяйствующими субъектами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Как правило, по договору товарного кредита предоставляются вещи потребляемые (зерно, нефть, нефтепродукты и пр.), с обязательством вернуть не те же самые вещи, а аналогичное количество вещей того же рода и качества. В этом состоит отличие договора товарного кредита от договора аренды. Поэтому к договору товарного кредита применяются нормы ГК РФ о банковском кредитовании, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (ст. ст. 465 - 485 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

В отличие от банковского и товарного кредитования, которое оформляется самостоятельными договорами, коммерческое кредитование не существует в рамках обособленного договорного отношения, а является составной частью договоров, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, и в которых предусматривается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. Следовательно, коммерческое кредитование имеет место в тех случаях, когда исполнение взаимных обязательств между контрагентами происходит не одновременно, а с некоторой разницей во времени, в течение которой "одна из сторон такого договора предоставляет свое исполнение контрагенту как бы в кредит, с отсрочкой получения предусмотренного договором встречного исполнения со стороны этого контрагента" <1>.

--------------------------------

<1> Витрянский В.В. Договор займа: общие положения и отдельные виды договора. М.: Статут, 2004. С. 305.

К коммерческому кредиту, соответственно, применяются правила главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

Глава 19. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.1. Информация как объект правового регулирования

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сложное общенаучное понятие, определяемое в зависимости от особенностей его интерпретации в рамках отдельных естественных, технических, общественных наук (математики, кибернетики, биологии, социологии и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> Так, создатель теории информации К. Шеннон понимал информацию как снимаемую неопределенность в результате получения сообщений (Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963); основоположник кибернетики Н. Винер писал, что информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему (Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1951. С. 31).

Исходя из целей правового регулирования данное понятие формулируется и в законодательстве, которое понимает под информацией сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <1>.

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

В силу универсальности информационных процессов, пронизывающих всю социальную жизнь, все сферы жизнедеятельности общества, практически нет отраслей законодательства, акты которого не затрагивали бы в той или иной степени вопросов информации.

Вместе с тем существует целый ряд законов, которые непосредственно регулируют отношения по поводу сбора, обработки, накопления, поиска, распространения и предоставления информации (информационные отношения).

В последние годы сложился массив нормативно-правовых актов, посвященных проблемам информации, информатизации, создания и использования информационных технологий, что позволяет говорить о формировании самостоятельной отрасли информационного законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001. С. 312 - 337.

Его конституционную основу составляют нормы ст. ст. 23, 24, 29, 71 Конституции РФ, устанавливающие общие положения о праве на информацию, основные принципы ее правового регулирования и защиты. Согласно ст. 71 Конституции информация находится в ведении Российской Федерации (п. "и").

Информация как объект гражданских прав и предмет гражданско-правовых договоров регулируется ГК РФ (ст. ст. 128, 139, гл. 37, 38, 54 и др.).

Основополагающими специальными нормативными актами в рассматриваемой области являются Федеральные законы от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации), от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <1>, от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) <2>, от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <3>, от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи" <4>, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <5>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

<2> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

<3> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

<4> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

<5> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.

Среди иных законодательных актов следует назвать также Федеральные законы "О рекламе", "О бухгалтерском учете", "О рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", НК РФ и др.

Информационные отношения регулируются большим количеством подзаконных нормативных правовых актов - указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти в области экономики, статистики, финансов, налогов и др. К наиболее важным среди них можно отнести Указы Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" <1> и от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 3 марта 2005 г.) N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" <2>, Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

<2> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

<3> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.

Как уже отмечалось, ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (ст. 128). Так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективированную форму выражения, т.е. закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе (бумаге, кассете, диске и др.) <1>.

--------------------------------

<1> В автоматизированных информационных системах материальным носителем являются электронные устройства, на которых записывается, хранится или с которых передается информация в виде данных машинного кода.

В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.

Единого понятия документированной информации (документа) не выработано в российской юридической науке.

В законодательстве даются определения документа с учетом потребностей правового регулирования конкретной сферы общественных отношений, связанных с информацией (государственное управление, библиотечное и архивное дело, деятельность средств массовой информации и т.д.), поэтому его формулировки отличаются особенностями, отражающими специфику их использования в каждой из этих сфер. При этом в качестве определяющего элемента в понятиях документа выделяются либо информация, либо ее материальный носитель.

Так, согласно ст. 2 Закона об информации документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Федеральные законы "Об обязательном экземпляре документов" (ст. 1), от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" <1> (ст. 1), от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в РФ" <2> (ст. 3) определяют документ как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2 (в ред. от 22 августа 2004 г.).

<2> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

Очевидно, не следует отождествлять информацию с организационной формой ее представления (материальным носителем). Количественные и качественные характеристики информации (непотребляемость, достоверность, вероятность, неопределенность и др., а также возможность неограниченного распространения информации, разнообразие форм ее представления и т.д.) не могут применяться к вещным объектам. Вместе с тем особые свойства информации оказывают существенное влияние на правовой режим документа в целом, и потому его как материальный объект нельзя причислять к обычным вещам.

Не разрешая вопроса о первичности информации или ее материального носителя, следует признать документ (документированную информацию) особым сложным объектом, в структуре которого объединяется его нематериальное содержание - информация и ее физический носитель. Неотъемлемым элементом данного объекта являются также реквизиты документа, позволяющие идентифицировать информацию, выделить документ из массы других.

Организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы, представляет собой информационную систему. Информационные системы - это библиотеки, архивы, информационные фонды, банки данных, электронные информационные системы, базы данных и др. Например, Федеральный банк данных о нарушениях налогового законодательства, учрежденный Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. N 169, негосударственная информационно-справочная правовая система "КонсультантПлюс". Так, Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" <1> предусматривает, что единая информационная система по техническому регулированию является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии (п. п. 5, 6).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367.

К информационным системам массового характера в юридической литературе относят средства массовой информации - периодические печатные, электронные и другие формы распространения информации <1>.

--------------------------------

<1> Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001. С. 151.

Информационные системы в различных отраслях государственного управления часто представлены в виде таких систем учета и регистрации информации, как реестры, регистры, кадастры.

Так, Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" <1> устанавливает, что государственный реестр содержит записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; документы, представленные в регистрирующий орган (п. 4).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585 (в ред. от 26 февраля 2004 г.).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (п. 2 ст. 12).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

В РФ ведутся государственные кадастры природных ресурсов (земельный, лесной, водный, месторождений и проявлений полезных ископаемых и др. <1>).

--------------------------------

<1> Статья 68 ЛК РФ, ст. 79 ВК РФ, ст. 30 Закона РФ "О недрах", ст. 20 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и др.

Например, государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

В качестве примера государственного регистра можно привести Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, Положение о порядке ведения которого утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4826.

Все указанные информационные системы являются формами представления информационных ресурсов. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (ст. 2 Закона об информации).

Именно отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, являются предметом регулирования информационного законодательства.

Законом об информации установлены основы правового режима информационных ресурсов, под которым понимается совокупность предусмотренных правовыми нормами правил формирования и использования информационных ресурсов.

Содержание правового режима информационных ресурсов включает правила, регулирующие:

- порядок документирования информации;

- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

- категорию информации по уровню доступа к ней;

- порядок правовой защиты информации (п. 2 ст. 4 Закона об информации).

Правовой режим информационных ресурсов в установленных законом случаях также определяется лицами, которым они принадлежат (их собственниками, обладателями, владельцами) <1>.

--------------------------------

<1> Статья 6 Закона об информации, ст. 4 Закона о коммерческой тайне и др.

Обязательное условие включения информации в информационные ресурсы - ее документирование (ст. 5 Закона об информации).

Идентификация и сопоставляемость информации о различных характеристиках субъектов предпринимательства и их деятельности осуществляются на основе выделения и сравнения соответствующих признаков документов, которые устанавливаются правилами и стандартами документального оформления информации.

С целью унификации правового обеспечения информационной деятельности, упорядочения документооборота законодательство предусматривает определенные требования к оформлению документов, их формы и реквизиты.

Так, детально определена юридическая техника прохождения и оформления нормативно-правовых актов - от их проектов до вступления в юридическую силу. В частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" <1> устанавливает порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ (ст. 23). Порядок принятия и оформления актов федеральных органов исполнительной власти определяется Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 <2> "Об утверждении Правил подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Требования к подготовке и представлению проектов законодательных и иных нормативных актов (указов президента, постановлений Правительства и др.) регламентируются Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Росархива от 27 ноября 2000 г. N 68 <3>, и т.д. <4>.

Наши рекомендации