Система финансирования инвестиционной деятельности
Тема 3. Источники и методы финансирования инвестиций
3.1. | Система финансирования инвестиционной деятельности |
3.2. | Бюджетное финансирование инвестиций |
3.3. | Источники формирования инвестиционных ресурсов предприятия |
3.4. | Методы финансирования инвестиций |
3.5. | Стоимость и цена инвестиционных ресурсов |
Система финансирования инвестиционной деятельности
Система финансирования инвестиционной деятельности представляет собой органическое единство источников денежных средств, организационно-экономических механизмов и инструментов их привлечения.
Источники финансирования инвестиционной деятельности - это денежные фонды и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для приобретения необходимых активов, а также осуществления текущих затрат и выплат, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта.
Классификация источников финансирования может производиться по различным признакам.
По выражаемым экономическим отношениям выделяют собственные, заемные и гибридные источники финансирования.
По виду собственника различают государственные финансовые ресурсы, а также средства юридических и физических лиц (в том числе нерезидентов).
По отношению к объекту (предприятию) источники финансирования делятся на внутренние и внешние (привлеченные).
По временным характеристикам источники финансирования можно разделить краткосрочные (до 1 года), долгосрочные (свыше 1 года) и бессрочные.
В-настоящее время отечественным предприятиям доступны следующие механизмы и инструменты финансирования:
• бюджетные;
• самофинансирование;
• долевые;
• заемные (долговые);
• особые;
• комбинированные.
Привлечение средств для инвестиционной деятельности в рамках того или иного механизма финансирования осуществляется путем использования различных финансовых инструментов. Например, популярными инструментами долгового финансирования инвестиций в РФ и за рубежом являются различные виды кредитов, облигационные займы, лизинг и др. Долевое финансирование может быть организовано путем частного или публичного размещения акций, привлечения для участия в капитале проекта или предприятия финансового либо стратегического инвестора и т.д.
Существенное влияние на возможности и способы мобилизации финансовых ресурсов оказывает правовая форма организации бизнеса (единоличное владение, товарищество, кооператив, хозяйственное общество и т.п.), а также стадия или фаза развития его жизненного цикла.
На стадии рождения вновь образуемого предприятия либо обособленности проекта привлечение средств из сторонних источников для его финансирования часто затруднительно. В этой связи основным источником финансирования проекта или бизнеса на старте обычно является капитал его владельцев, одновременно выступающих и в роли инвесторов.
В РФ первоначальным источником финансирования для проекта по созданию нового предприятия является уставный капитал (фонд), который образуется из вкладов учредителей (собственников). Конкретные способы формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы.
В ряде случаев на данной стадии возможно также привлечение венчурного капитала, однако для большинства предприятий шансы на его получение не велики, поэтому следует рассчитывать только на собственные ресурсы.
На стадии становления бизнеса (проекта) по мере выхода на запланированные объемы продаж, завоевания определенной доли рынка, налаживания хозяйственных связей и т.п. возникает необходимость использования привлеченных источников финансирования. Как правило, основным источником финансирования на этой стадии являются банковские кредиты. Возможно также привлечение венчурного капитала либо частных инвесторов.
При успешном управлении, благоприятных внешних и внутренних условиях бизнес (проект) переходит в стадию интенсивного роста. На данной стадии широко используется заемное финансирование – кредиты, вексельные и облигационные займы, лизинг и др. Конкретный механизм, инструменты, объемы и стоимость заемного финансирования зависят от устойчивости положения, наличия ликвидного обеспечения, качества управления и других факторов. Использование долговых инструментов целесообразно до тех пор, пока есть необходимое обеспечение, а возникающие риски не оказывают существенного влияния на стоимость капитала и финансовую устойчивость бизнеса (проекта).
По мере продолжения роста сфера деятельности предприятия расширяется, осуществляется экспансия на новые рынки. При этом потребность в дополнительных финансовых ресурсах возрастает. На данной стадии возникает необходимость привлечения дополнительных собственников. При успешном развитии бизнеса предпочтение обычно отдается финансовым инвесторам, в роли которых выступают различные инвестиционные фонды и компании, международные финансовые организации и др. Они предоставляют предприятию ресурсы для дальнейшего роста в обмен на участие в его капитале, но, как правило, не вмешиваются в управление бизнесом, преследуя единственную цель – продажу своей доли после увеличения ее рыночной стоимости.
Пройдя все перечисленные ступени, предприятие переходит в стадию зрелости, превращаясь в крупного игрока на своих рынках, имеющего прочное финансовое состояние, высокую деловую репутацию, квалифицированный персонал, грамотную команду управленцев.
Финансовые ресурсы на этой стадии ему необходимы для удержания и расширения своих позиции, а также укрепления достигнутых конкурентных преимуществ. Значительный объем средств, требуемый для реализации указанных целей, а также желание основных владельцев или их части получить максимальную отдачу от своих инвестиций обуславливают использование такого инструмента долевого финансирования, как публичное размещение акций на фондовых рынках.
На стадии зрелости предприятие может также комбинировать различные источники финансирования, привлекая долгосрочные средства путем эмиссии облигаций и акций в РФ и за рубежом, что позволяет менеджерам наиболее эффективно управлять структурой капитала и его стоимостью.
Рассмотренная классическая схема финансирования бизнеса, выработанная мировой практикой, разумеется, не является исчерпывающей. В зависимости от специфики бизнеса, внешней и внутренней среды, состояния локальной и глобальной экономики могут использоваться различные механизмы и инструменты.