Показатели и пути улучшения использования основных фондов

При имеющемся техническом уровне и структуре основных производственных фондов увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости и рост накоплений предприятий, фирм зависят от степени использования основных производственных фондов. Все показатели их использования могут быть объединены в три группы:

- экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень использования их по времени;

- интенсивного использования, отражающие уровень использования по мощности (производительности);

- интегрального использования, учитывающие совокупное влияние всех факторов — экстенсивных и интенсивных.

К первой группе показателей относятся:

- коэффициент экстенсивного использования оборудования Кэкс, определяется по выражению: Кэкс= t ф / t н

где t ф— фактическое время работы оборудования, ч;

t н - время работы оборудования по норме (с учётом времени для проведения планово-предупредительного ремонта), ч.

Если за смену, продолжительность которой 8 ч, при планируемых затратах на проведение ремонтных работ 1 ч, фактическое время работы станка составило 5 ч, то коэффициент его экстенсивного использования будет равен 0,71=5 / (8 - 1). Это означает, что нормативный фонд времени станка используется лишь на 71%;

Однако процесс использования оборудования имеет и другую сторону. Помимо его внутрисменных и целодневных простоев важно знать, насколько эффективно используется оборудование в часы его фактической загрузки. Оборудование хотя и работает, но может быть загружено не полностью, работать на холостом ходу и в это время вообще не производить продукции. В этих случаях, рассчитывая показатель экстенсивного использования оборудования, формально мы получим высокие результаты. Однако они ещё не позволяют сделать вывод об эффективном использовании основных фондов.

Полученные результаты должны быть дополнены расчётами второй группы показателей - интенсивного использования основных фондов, важнейшим из которых является коэффициент интенсивного использования оборудования Кинт, рассчитываемый но формуле:

К инт= Вф / Вн

где Вф - фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени;

Вн - технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени (на основе паспортных данных оборудования).

Предположим, что по паспортным данным выработка станка составляет 100 единиц продукции в час, фактически же, по разным причинам, она составила 80 единиц продукции в час. Тогда Кинт= 80 /100=0,8. Это значит, что по мощности оборудование использовалось лишь на 80%.

К третьей группе показателей использования основных фондов относятся коэффициент интегрального использования оборудования, показатели фондоотдачи и фондоёмкости продукции.

Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности). В нашем примере Кэкс = 0,71, Кинт = 0,8, следовательно, коэффициент интегрального использования оборудования Кинтег, будет равен:

К интег= Кэкс*Кинт= 0,71*0,8 = 0,57

С учётом вышеуказанных двух факторов в данном примере станок используется лишь на 57%.

Результатом лучшего использования основных фондов является, прежде всего, увеличение объёма производства. Поэтому обобщающий показатель эффективности основных фондов, в этом смысле, должен соизмерять произведенную продукцию со всей совокупностью применённых при её производстве основных фондов. Таким показателем является фондоотдача.

Фондоотдача - это отношение объём продукции (товарной, валовой, реализованной) в денежном измерении к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Фондоотдача Фотд, определяется по выражению:

Ф отд= Т / Ф

где Т - объём товарной, валовой или реализованной продукции, р.; Ф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов фирмы, р.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов определяется по формуле:

Ф = Ф1 +(Ф ввод*n1)/ 12- (Фвыб *n2) 12

где Ф1; - стоимость основных производственных фондов предприятия на начало года, р.;

ф ввод , Фвыб , - соответственно стоимость вводимых и выбывающих в течение года ОПФ, р.

n1n2,- количество полных месяцев с момента ввода (выбытия) до конца года.

Фондоотдача это показатель выпуска продукции в денежной форме, приходящийся на один рубль стоимости основных фондов, т.е. эффективность вложения средств в основные средства труда.

Повышение фондоотдачи - важная народно-хозяйственная задача и каждого предприятия, фирмы, которая особенно остро стоит в период перехода страны к рыночной экономике.

Факторы, повышающие фондоотдачу следующие:

- повышение производительности оборудования в результате технического перевооружения предприятий, фирм и их реконструкции;

- повышение коэффициента сменности работы оборудования, за счет сокращения номенклатуры ассортимента выпускаемой продукции, улучшения ее качества;

- ускорение освоения вновь вводимых мощностей;

- улучшение использования действующих мощностей;

- замена ручного труда машинным.

- сокращение плановых и внеплановых простоев оборудования,

- повышение квалификации работников, обслуживающих оборудование

Фондоёмкость продукции - величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоёмкость - к снижению.

Трудно переоценить значение эффективного использования основных фондов. Решение этой задачи означает увеличение производства продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала, улучшение баланса оборудования в стране, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства.

Существенным направлением повышения эффективности использования основных фондов является совершенствование их структуры. Поскольку увеличение выпуск продукции достигается только в ведущих цехах, то важно повышать их долю в общей стоимости основных фондов. Увеличение основных фондов вспомогательного производства ведёт к росту фондоёмкости продукции, так как непосредственного увеличения выпуска продукции при этом не происходит. Но без пропорционального развития вспомогательного производства основные цеха не могут функционировать с полной отдачей. Поэтому поиск оптимальной производственной структуры основных фондов на предприятии - важное направление улучшения их пользования.

2. Современные формы организации малого бизнеса

Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса. Характеристика хозяйственных товариществ. Полное товарищество. Смешанное товарищество (товарищество на вере). Разновидности малых предприятий за рубежом. Инкубаторы. Надомный бизнес. Блошиные рынки. Услуги – почтой. Передвижные точки. Торговля на вечеринках и по образцам. Лизинг.

Форма Достоинства Недостатки Целесообразное применение
Предприниматель без образования юридического лица (Индивидуальный предприниматель) Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности. Упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов. Ответственность по обязательствам всем личным имуществом. Отсутствие возможности распределения ответственности по обязательствам. Бизнес одного владельца с небольшими оборотами и рисками при отсутствии опыта
Крестьянское (фермерское) хозяйство Те же плюсы, что и у предпринимателя. Имеются налоговые льготы. Ответственность по долгам всем личным имуществом. Сельскохозяйственное производство
Полное товарищество Участниками являются физические и юридические лица. Любой из участников может выступать от лица товарищества. Участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом. Требуется высокое доверие между участниками. Можно быть участником только одного товарищества. Участник товарищества, выбывший из его состава, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение еще двух лет. Без особых оснований и опыта использовать не стоит.
Общество с ограниченной ответственностью Ответственность ограничена суммой вклада, возможность свободного выхода каждого участника из состава общества, прием новых членов такого общества возможен только с согласия всех его действующих членов. Участников не более 50-ти. При выходе участника из состава общества может возникнуть возможность финансового кризиса в связи с выплатой участнику его доли в имуществе общества. Бизнес с привлечением нескольких участников.
Закрытое акционерное общество Ответственность ограничена суммой вклада. Управляет обществом директор. Высшим органом является общее собрание акционеров. Участников не более 50-ти. Забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций, которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала общества. Необходимость регистрации проспекта эмиссии акций. Бизнес с привлечением нескольких участников.
Открытое акционерное общество Ответственность ограничена суммой вклада. Любое количество акционеров. Управляет обществом директор. Высшим органом является общее собрание акционеров Забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций, которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала общества. Необходимость регистрации проспекта эмиссии акций. Высокие требования к размеру уставного капитала Бизнес с привлечением нескольких участников.
Производственный кооператив Если более 10 членов кооператива, то исполнительным органом является правление Необходимо принимать личное участие в деятельности. Членами могут быть только физические лица. Число членов не может быть менее пяти Используется лицами, обладающими различными профессиональными навыками для проведения комплексных работ

3. Сущность и назначение бизнес-плана

Сущность бизнес-плана. Основные элементы бизнес-плана: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Содержание и назначение бизнес-планирования

Сущность бизнес-плана. В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в целом. Планирование бизнеса предполагает оценку возможности, необходимости и объемов выпуска конкурентоспособной продукции, определение емкость рынка и его конкретного сегмента, оценку спроса на продукцию, выпускаемую фирмой, результативности ее работы на рынке.

В экономической литературе существует достаточное количество определений термина «бизнес-плана». Содержание этих определений чаще всего раскрывает лишь одну грань (сторону) рассматриваемого явления. Бизнес-планпредставляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач. В данном определении раскрывается прикладной аспект бизнес- плана с акцентом на его содержательной стороне.

Если принимать во внимание значимость бизнес-планирования для ведения хозяйственной деятельности, то можно привести следующее определение:бизнес-план— необходимый в рыночных условиях инстру­мент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посред­никами, потребителями.

Обратившись с подобным вопросом к руководителю какого-либо предприятия, мы можем услышать следующее упрощенное определение: бизнес-план –этоосновной документ, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги. Поскольку правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Отметим, что само слово «бизнес-план» включает в себя две составных части: бизнес и план, является заимствованием из английского языка и в дословном переводе означает «план предпринимательской деятельности».

Необходимо выделить два важных аспекта бизнес-плана: внутренний и внешний. Внутренний аспект заключается в том, чтобы подготовить заказчику информационное до­сье, подробную программу реализации проектного предложения, которая включает оценку результатов на каждом этапе реализации. Внешний аспект предполагает информирование о технических, организационно-экономических, финансовых и т.д. преимуществах и недостатках проекта внешних инвесторов и других заинтересованных экономических агентов. Ими могут выступать партнеры, муниципальные и налоговые органы, различные кредитные учреждения.

Бизнес-план позволяет решить следующие четыре группы задач:

1. Анализ перспектив развития будущего рынка сбыта с целью производства такой продукции, на которую будет предъявлен спрос.

2. Оценка затрат, необходимых для изго­товления и сбыта востребованной рынком продукции, и их соизмерение с предполагаемыми ценами с целью оп­ределения размера потенциальной прибыльности задуманного дела.

3.Выявление, анализ и решение возможных проблем, возникающих в процессе функционирования предприятия, а также разработка различных мероприятий по минимизации проектных рисков в слу­чае нежелательного развития событий.

4.Определение критериев и показателей для регулярной оценки эффективности реализации проекта (функционирования предприятия).

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: бизнес-план,с одной стороны, представляет собой объективную оценку предпринимательской деятельности предприятия, с другой стороны, является важным инструментом внутреннего регулирования производства продукции в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.

Он содержит подробное описание основных аспектов будущего коммерческо­го предприятия, глубокий анализ возможных проблем, а также алгоритм их решения с учетом современных методов. Бизнес-план необходимо рассматривать как осно­ву управления как коммерческим проектом, так и самим пред­приятием, осуществляющим этот проект. Данный документ имеет принципиальное значение для руководства предприятия, поскольку содержит объективную и беспристрастную оценку, позволяет взглянуть на собственное предприятие «со стороны». Иными словами, бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.

Значение бизнес-планирования в рыночной экономике. Планирование, как форма хозяйствования, имеет длительную историю. Примененное в отечественной практике оно показало как преимущества, так и недостатки. Однако планирование коммерческой деятельности в условиях рыночной экономике – явление принципиально отличное. В процессе планирования должны обосновываться различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития предприятий. Планирование приобретает всю большую значимость по мере увеличения уровня неопределенности, порождаемой рыночной нестабильностью.

Успех деятельности компании на рынке в значительной степени зависит от того, способны ли ее руководство, менеджмент направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и использовать их с максимальным эффектом. Руководитель фирмы сможет добиться успеха, при условии четкой организации своей финансово-хозяйственной деятельности, изучения и анализа информации о ситуации на рынках, особенностях поведения на них конкурентов, реальной оценки своих перспектив и возможностей. Этому в немалой степени способствуют применение такого инструмента планирования, как бизнес-план.

В условиях рыночной экономики бизнес-план приобретает особое значение: он помогает определить основные направления функционирования предприятия в течение определенного временного периода и является инструментом повышения степени эффективной реализации различных идей и проектов.

Мировой опыт свидетельствует о том, что привлечение заемных средств напрямую связано с тем, насколько детально и грамотно разработан бизнес-план. Поскольку предприниматель, нуждающийся в кредите должен уметь обосновать заявки, убедительно доказать, что эффективно будет расходовать деньги, полученные от кредитора, сможет вернуть в срок и с процентами. Кроме того, бизнес-план необходим не только кредитору, но и заемщику, поскольку позволяет последнему четко определить свои возможности, удостовериться в реалистичности идей, воплощаемых в проекте.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;

- содержит ориентир, как должна развиваться фирма;

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, руководителем лишь подписан. Это не означает, что не следует пользоваться услугами консультантов, наоборот, привлечение консультантов, как правило, приветствуется инвесторами. Вместе с тем, включаясь в эту работу лично, руководитель фирмы как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?

Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть именно на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

Таким образом, бизнес-план - неотъемлемый элемент стратегического управления любой фирмой, независимо от формы собственности и направления деятельности, важная составляющая прединвестиционного этапа деловых проектов.

Участники бизнес-планирования. В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Основными заинтересованными сторонами (участниками) являются:

- заказчик (клиент) бизнес-плана, который может выступать самостоятельным инвестором или использовать привлеченный (путем ак­ционирования, займа, выпуска облигаций и т.п.) капитал. Круг его интересов составляют доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- руководитель проекта и команда – могут выступать как отдельные лица, так и в роли заказчика. Интерес составляет доля в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- органы власти – чаще всего муниципальные органы, определяющие потребности и приоритеты, например в развитии промышленного предприятия или в строительстве объектов в соответствии с общей (например, отраслевой) концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы (например, планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за внедрением и т. п.). В круг интересов данного агента входит сбор налогов со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

- подрядные фирмы,занимающиесядетализацией концепции бизнес-пла­на, осуществляющие технические изыскания, проектирование, со­ставление сметной документации, авторский надзор и т. п.

- инвесторы – экономические агенты предоставляющие финансовые ресурсы для реализации проекта. Они заинтересованы в возврате вложенных капиталов с процентами, условиях стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;

- потребители,использующие продукцию или услуги, а также другие заинтересованные лица. Данные участники преследуют целью удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов.

Интересы всех перечисленных групп подлежат взаимному учету при разработке бизнес-плана.

Функции бизнес-плана. Прежде всего, отметим, что наличие бизнес-плана — обязательное условие создания нового проекта, предприятия. Мы не раз подчеркивали большое значение бизнес-плана в современных рыночных условиях. Наличие бизнес-плана может быть необходимым требованием со стороны кредитных учреждений.

Бизнес-план призван выполнять две группы функций: внешние и внутренние функции. Цель внешних – ознакомить заинтересованных лиц в реализации конкретного проекта Внутренние функции имеют первостепенное значение для самого предприятия.

Внешние функции:

1. Ознакомительная. Содержание бизнес-плана должно быть детализированным, четким и лаконичным, что является так называемой «визитной карточкой» проекта, знакомит потенциальных партнеров, инвесторов и кредиторов с основными этапами и перспективами проекта.

2. Финансовая. Бизнес-план выступает основанием для финансирования и привлечения денег. Информация, содержащаяся в бизнес-плане должна отражать реальные финансовые нужды предприятия.

3. Психологическая. Потенциальные инвесторы, осуществляя выбор между различными проектами, чаще всего, отдают предпочтение проекту с четко составленным бизнес-планом, поскольку его наличие свидетельство основательности коммерческого предприятия.

4. Объективная. Полнота и объективность отражения материала в бизнес-плане – дополнительный плюс при рассмотрении заявки на кредитование, субсидирование и т.д.

Внутренние функции:

1. Оценивающая. Разрабатывая бизнес-план предприниматель на основе имеющейся информации невольно оценивает достоинства и недостатки коммерческого проекта, поскольку в процессе планирования приходится рассматривать предприятие с различных позиций, оценивать всевозможные аспекты его деятельности (например, конкуренты, сбыт, возможные предпринимательские риски).

2. Прогностическая. Тщательное планирование коммерческого проекта позволяет предвидеть будущие проблемы, грозящие перерасти в серьезные препятствия.

3. Ориентировочная. В процессе планирования предприниматель намечает конкретные этапы (ориентиры), реализация которых придает коммерческому проекту целенаправленность.

4. Управленческая. Как отмечалось выше, бизнес-план является инструментом стратегического управления, поскольку помогает правильно распределить имеющиеся ресурсы (финансовые, материальные, интеллектуальные, людские) туда, где они могут дать наибольшие результаты.

5. Контрольная. Детально разработанный бизнес-план дает возможность предпринимателю сравнивать реальные результаты реализации проекта с соответствующими этапами бизнес-плана, тем самым контролируя ход его выполнения.

6. Обучающая. Составляя самостоятельно бизнес-план предприниматель углубляет свои знания в области маркетинга, менеджмента и т.д., развивает прикладные умения и навыки анализа и оценки внутренней и внешней среды, рыночной ситуации, потенциальных возможностей и рисков.

7. Структура бизнес-плана. На структуру бизнес-плана влияет ряд факторов. В первую очередь это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также конъюнктуры рынка, на котором фирма работает.

8. Ключевыми моментами при составлении бизнес-плана являются обоснование возможности, необходимости и объема выпуска продукции фирмы или предоставляемых ею услуг; определение конкурентоспособности продукта на рынках и рыночного сегмента для него; оценка критериев эффективности работы предприятия; обоснование достаточности капитала фирмы и выявление возможных источников финансирования. В связи с этим бизнес-план разрабатывается на перспективу. Зарубежный, да и в определенной мере отечественный, опыт показывает, что бизнес-план целесообразно составлять на 3-5 лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго - по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение которого действует бизнес-план, зависит от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложенных финансовых средств и их рентабельности.

Разработке бизнес-плана предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая включает:

- сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;

- сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;

- анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;

- определение потребностей и возможностей обеспечения компании площадями, оборудованием, кадрами, другими факторами производства;

- расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;

- подготовку отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, прогнозный баланс фирмы, другие финансовые документы;

- определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;

- разработку организационной структуры управления компанией, правового обеспечения и графика реализации проекта;

- решение вопросов оценки риска и гарантий.

Бизнес-план - довольно сложный документ, структура которого может быть представлена в виде следующей концептуальной схемы, разработанной на базе отечественных и зарубежных публикаций. Примерный макет бизнес-плана можно представить в следующем виде (см. табл. 8).

Таблица 8.

Структура бизнес-плана.

9.

Наименование раздела Содержание раздела
Резюме Глав­ные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.
Исходные данные и характеристика Функ­циональные особенности, местоположение, технические парамет­ры, условия организации и развития бизнеса, издержки, связан­ные с этим. Рассматривается влияние внешних и внутренних фак­торов на формирование бизнеса
Прогноз рыночной конъюнктуры Общая ха­рактеристика современного состояния и тенденций макроэконо­мических процессов в сфере данного бизнеса; прогноз динамики спроса на аналогичные товары (услуги), анализ уровня цен, воз­можностей удовлетворения спроса; прогноз коммерческой деятель­ности фирм, привлекаемых к организации и развитию данного бизнеса.
Маркетинговый план Описание целей, маркетинговой ситуации, программы осуществления стратегии, (состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации), анализ влияния на принимаемые решения положитель­ных и отрицательных факторов, формирование ценовой политики, путей адаптации, мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.
Производственный план Обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта.
Организационный план В разделе указывается кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства и с коллективом на практике.
Финансовый план План доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год
Страхование коммерческого риска и юридическая защита Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величины страховых выплат.
Приложения Документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в бизнес-плане.

4. Прибыль предприятий

Экономическое содержание прибыли. Виды прибыли на предприятии: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), балансовая, чистая. Функции прибыли. Управление процессом формирования прибыли. Планирование прибыли. Факторы роста прибыли. Распределение и использование прибыли на предприятии. Фонд накопления. Фонд потребления.

1. Прибыль предприятия: сущность, виды и методы планирования

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.

Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:

• прибыль от реализации товарной продукции;

• прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

• прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;

• прибыль от внереализационных доходов и расходов. Основными методами планирования прибыли являются:

• метод прямого счета;

• аналитический метод;

• метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле

П=(В*Ц)- (В*С)

В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции. Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп= Цтп – С тп

где Цтп, — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции). Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) рассчитывается по формуле

Прп = Врп - Срп

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции. Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (Пон) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пок), то расчет плановой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле

Прп = Пон + Птп – П ок

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого Метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не Реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

• определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

• исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

• учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Кроме изложенных способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

2. Прибыль предприятия: механизм формирования и распределения

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно. Одним из основных налогов, уплачиваемых предприятиями, является налог на прибыль, взимаемый с налогооблагаемой (расчетной) прибыли по ставке 35%, из которых 13% перечисляются в федеральный бюджет и до 22% — в местные бюджеты. Расчет налогооблагаемой (расчетной) прибыли производится в такой последовательности.

Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия.

Основную часть валовой прибыли предприятия получают от реализации товарной продукции путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов затрат на производство и реализацию товарной продукции.

В состав валовой прибыли включается прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

В состав валовой прибыли входит также прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между продажной ценой и остаточной стоимостью.

Важным элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства.

Исчисленная в установленном выше порядке валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли.

Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе Распределения.

Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий;

5. Режимы налогообложения малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей. Единый налог на вмененный доход. Единый сельскохозяйственный налог.

Большинство малых предпринимателей работают, применяя следующие системы налогообложения:

– система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (около 56% предпринимателей);

– упрощенная система налогообложения (около 35%);

– общая система налогообложения (около 8%);

– упрощенная система налогообложения на основе патента (1,5%).

Добровольно можно выбрать только упрощенную систему налогообложения или общую систему, так как применение ЕНВД обязательно в случае принятия нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления, а также органами городов федерального значения.

Основные критерии перехода на упрощенную систему налогообложения

Наименование Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Доход за год, руб. Не более 60 млн Не более 60 млн.
Количество работающих, человек Не более 100 Не более 100
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, руб. Не более 100 млн
Доля участия других организаций Не более 25%

Для юридических лиц на упрощенной системе предусмотрено две системы налогообложения: 10% от выручки или 6% от выручки плюс НДС.

Права на уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму расходов юридические лица на упрощенной системе не имеют. ЕСВ уплачивается с фонда заработной платы. В связи с этим следует учесть, что на предприятии будет как минимум один наемный работник (директор).

Преимуществами данной системы налогообложения являются:

1) отсутствие обязанности платить налог при отсутствии дохода;

2) возможность быть плательщиком НДС (6% +НДС);

3) относительная простота учета (при этом следует помнить об обязанности подтверждения учетных данных первичными документами).

Недостатками данной системы налогообложения являются:

1) отсутствие права на уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму расходов;

2) возможные изменения законодательства с 01.04.2011;

3) обязанность применения РРО при реализации товаров на наличные

Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - в размере 15%.

Главой 26.3 НК РФ установлены порядок и особенности применения налогоплательщиками специального налогового режима - системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Преимущества уплаты ЕНВД состоят в освобождении от уплаты ряда налогов. Для юридических лиц это освобождение от налога на:

- прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом),

- имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Для индивидуальных предпринимателей это освобождение от:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом),

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, установлены равные условия налогообложения предпринимательской деятельности исходя из величины вмененного дохода, рассчитываемой как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Наши рекомендации