Структура доходов, расходов, источников финансирования федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией

Структура доходов федерального бюджета в 2012 представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета по состоянию на 1.11.2012.

Виды доходов млрд. руб %
Всего доходов 8 352,1
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 248,3 38,9
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1 614,8 19,3
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 440,4 17,2
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 105,2 13,2
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 294,7 3,5
Прочее 648,8 7,8

В соответствии с предоставленными МинФином данными можно сделать вывод, что наибольшую долю в структуре доходов федерального бюджета составляют доходы от внешнеэкономической деятельности. К ним относятся в основном ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Рассмотрим теперь структуру расходов на 1.11.2012.

Таблица 2 - Структура расходов федерального бюджета на 1.11.2012 г.

Наименование статьи расходов млрд. руб %
По всем разделам и подразделам 9 735,9 100,00
Социальная политика 3 228,2 33,16
Национальная оборона 1 345,7 13,82
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 283,6 13,18
Национальная экономика 1 271,0 13,05
Общегосударственные вопросы 609,7 6,26
Прочие расходы 1 997,7 20,52

Что касается расходов, то по состоянию на 1 ноября текущего года расходы именно на социальную политику составляют треть всех расходов федерального бюджета.

Однако хотелось бы уточнить. Данные таблицы отражают не все статьи бюджетной классификации, а только самые значительные. Поэтому, если читателю интересно проанализировать структуру доходов, расходов (функциональную и ведомственную), источников финансирования, то данная информация представлена на сайте информационно-аналитического отдела Министерства Финансов РФ.

Если рассматривать структуру источников финансирования дефицита федерального бюджета, то здесь можно выделить такие источники, как размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и в иностранной валюте. Эти 2 статьи играют наибольшую роль в финансировании дефицита федерального бюджета в нашей стране [4].

Заключение

Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны быть надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса, от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления финансовой отчетности.

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

Однако за последнее время бюджетная классификация по существу менялась раз в год. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что оптимального варианта детализации доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не было выработано.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 145-ФЗ от 31 июля 1998 г. (с изм. и доп.).

2. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 190н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

3. Комментарии к Бюджетному кодексу [Электронный ресурс ] / Режим доступа: http://www.masteryca.ru/a55?id=34273 (дата обращения: 23.12.12)

4. Cайт информационно-аналитического отдела МинФина РФ. Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения: 23.12.12)

5. Справочная система Консультант-Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/ (дата обращения: 23.12.12)

Наши рекомендации