Федеральные целевые программы
С 2008 года ЭЛТЕХ активно работает по ряду Федеральных целевых программ:
Ø Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-15 годы,
Ø Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года,
Ø Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года [7].
1.2. История компании
2005 год — Основание компании ЭЛТЕХ. Дислокация — небольшое помещение в ЛЭТИ. Количество сотрудников — 3 человека.
2007 год — Переезд компании в собственное здание.
2010 год — ЭЛТЕХ занял 1-е место среди наиболее динамично развивающихся компаний Петербурга в рейтинге газеты «Деловой Петербург». Количество сотрудников — 50 человек. Годовой оборот компании достиг 1 млрд. руб.
2011 год — ЭЛТЕХ стал активным участником международной ассоциации производителей полупроводниковых устройств SEMI. Открыто Московское представительство компании. Общее количество реализованных проектов превысило 100.
2012 год — Переезд на территорию деловой зоны Пулково. Компания заняла 3 этажа в 2-х бизнес-центрах. Количество сотрудников — свыше 300 человек. За 1 год компания реализует порядка 100 проектов. 2012 год стал для ЭЛТЕХ годом значительного расширения и структурной модернизации компании под задачи, необходимые для реализации всего объема работ по созданию предприятий. Предыдущий период можно определить как период становления, когда были особенно важны показатели роста, и ежегодный прирост в 2-3 раза по количеству реализуемых проектов, работающих в компании сотрудников, финансовым оборотам являлся наиболее значимым показателем развития. В последние годы при стабильном сохранении этих тенденций роста, ЭЛТЕХ отдает приоритет качественным критериям развития компании: повышение глубины проработки и качества реализации проектных и технологических решений.
2013 год — Компания ЭЛТЕХ стала призером премии «Время инноваций - 2013» в номинации «Лучший проект по стимулированию и развитию инновационной деятельности». На различных стадиях реализации находится 163 проекта, из них 18 - комплексные. География деятельности компании расширилась от Калининграда и Петрозаводска до Новосибирска и Красноярска [7].
1.3. Организационная структура компании
Под организационной структурой хозяйствующего субъекта следует понимать перечень составляющих его подразделений (элементов) с указанием или без указания подчиненности (иерархии) (рис. 2).
1.4. Политика в области качества
Ниже представлена политика в области качества ЗАО «ЭлТех СПб» (рис.3).
|
1.5. Система экологического менеджмента
Основное назначение созданной СЭМ – это постоянное снижение воздействия на окружающую среду.
Разработанная СЭМ обеспечивает:
ü предоставление потребителям свидетельства о реализации системы экологического менеджмента;
ü поддерживание хороших взаимоотношений с общественностью;
ü соответствие критериям инвесторов и повышение возможностей кредитования;
ü заключение договоров страхования при разумном уровне затрат;
ü улучшение репутации и позиции на рынке;
ü усиление контроля за издержками;
ü уменьшение вероятности несчастных случаев;
ü снижения потребления материалов и энергии;
ü облегчение получения разрешений от уполномоченных органов при обеспечении соответствия их требованиям;
ü содействие распространению экологических знаний среди поставщиков, подрядчиков и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению;
ü стимулирование разработок и поиска решений экологических проблем;
ü улучшение отношений между промышленностью и правительством [5].
Система экологического менеджмента определяет:
Ø процессы, необходимые для применения в организации;
Ø последовательность и взаимодействие этих процессов;
Ø критерии и методы мониторинга, применительно к процессам СЭМ;
Ø участие, взаимодействие и ответственность должностных лиц за функционирование процессов СЭМ;
Ø структуру документации СЭМ;
Ø внутреннее информирование;
Ø планирование работ;
Ø анализ СЭМ;
Ø улучшение СЭМ [5].
Последовательность и взаимодействие процессов СЭМ представлено в следующей модели (рис.4):
Рис.4. Модель процессов СЭМ
Целевые экологические показатели включают:
¾ минимизацию объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
¾ совершенствование технологии производства;
¾ контроль загрязнения окружающей среды;
¾ соблюдение требований природоохранного законодательства РФ.
Система экологического менеджмента разработана, внедрена и эффективно применяется к работам по строительству и проектированию зданий и сооружений, включая особо опасные объекты и объекты атомной энергии; разработке проектной документации на строительство, реконструкцию предприятий атомной, радиоэлектронной, авиационной, аэрокосмической, фармацевтической, медицинской отрасли; пусконаладочным работам технологического и инженерного оборудования, автоматизированных систем управления; научно-исследовательским и опытно конструкторским работам; проектированию, созданию и эксплуатации научно-технических центров, физических и химических лабораторий; производству и реализации комплектующих чистых производственных помещений; информационному обеспечению в сфере инновационной деятельности; посреднической деятельности и т.д. В СЭМ ЗАО «ЭЛТех СПб» исключений нет [5].
Глава 2. Работа в отделе
Моя практика проходила в трех отделах ЗАО ЭЛТЕХ: бухгалтерия, планово-экономический и тендерный отделы. В бухгалтерии и планово-экономическом отделе в мои обязанности входила самая простая рутинная работа необходимая для удобного функционирования отделов. Это прежде всего разбор первичной документации (счет-фактур) и работа с МФУ (многофункциональным устройством). Основным местом моей практики стал тендерный отдел. Именно там я выполняла большую часть своей работы. Среди прочего в мои обязанности входило: создание проектов договоров на поставку, на проектные работы и на СМР; заполнение карточек договоров; формирование и проверка пакетов документов; создание и проверка цепочек согласования, работа в реестре и т.п.
2.1. Работа с тендерными договорами
Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, оформленное в письменном виде, путем составления единого документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами.
Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
2.1.1 Создание проекта тендерного договора
|
Описание реквизитов:
Контрагент обеспечения – компания посредник, на счет которой осуществляется перечисление обеспечения участия в «Тендере».
«Обеспечение заявки» - сумма обеспечения заявки. Уплачивается контрагенту обеспечения.
«Обеспечение исполнения договора» сумма обеспечения исполнения договора. Уплачивается контрагенту обеспечения как подтверждение не только участия в тендере, но и исполнения договора.
«Оплата услуг площадки» - сумма оплаты услуг компании, управляющей процессом тендера. (рис.6)
|
2.1.2 Цепочки согласования
Процесс согласования может происходить 2-мя различными путями:
1) По предопределённому списку согласующих лиц в предопределённом порядке с возможностью последующей корректировки;
2) По произвольному списку (Только администратор).
Предопределённый список согласующих назначен всем видам договоров, имеющихся в системе, и автоматически предлагается при старте процесса согласования. Произвольная цепочка используется для особых случаев.
Документ может попасть на визирование:
• Всем сразу – все участники получают документ одновременно
• По очереди – каждый участник согласования получает документ на обработку после предыдущего.
• Смешано – сочетает в себе признаки согласования «Всем сразу» и «По очереди» Например, двое пользователей могут получить документ одновременно и только после того, как они успешно выполнят свои задачи, согласование сможет пойти дальше по очереди к третьему.
Помимо участников согласования, наличие которых обусловлено спецификой договора, в согласовании как правило участвуют следующие участники, выполняющие задачи общего назначения:
Начальник службы безопасности – проверка контрагента на благонадежность
Руководитель юридического отдела – соответствие договора законодательству и минимизация рисков Общества, соблюдение требований к форме договора.
Заместитель генерального директора - соблюдение экономической безопасности Общества при заключении договора
Финансовый аналитик (Экономист) – цена и условия оплаты, реквизиты, а также отсутствие незакрытых обсуждений по договору и реализация всех пожеланий участников согласования. Экономист проверят документ последним перед утверждением оного руководителем компании. Вследствие технических ограничений экономист не может согласовать документ без полного закрытия всех имеющихся по нему вопросов и ознакомления авторов этих вопросов с ответами адресатов
Заместитель главного бухгалтера – корректность сумм в договоре, НДС, соответствие условий в договоре Заказчика и договоре подрядчика, наличие ссылок на необходимые нормативные документы и общее соответствие договора налоговому законодательству
Руководитель финансовой службы – соответствие договора целям обеспечения финансовой выгоды компании, соответствие плановым значениям и общая корректность содержания
Финансовый директор – утверждение договора.
К примеру, на рисунке представлена цепочка согласования по тендерам, где наличие галочки в колонке «Озн. КО» говорит о том, что одновременно со стартом согласования документ будет направлен на ознакомление руководителям подразделений коммерческого отдела при условии, что автор договора входит в это подразделение. «Озн. ЗГД» -ознакомление Заместителю генерального директора, «Рег. СКТ» - направлен на регистрацию секретарю,«Озн. ОТ» - ознакомление ответственного технолога,«Озн. ПО» - ознакомление проектного отдела, «Озн. ГИ» - ознакомление главного инженера. (рис.7)
Рис.7. Цепочки согласования по некоторым договорам
В пункте 30, в графе «Порядок согласования» мы видим следующую запись: \ГТ-ПО-ПП\-(ОЗ-ЭК), она означает, что: ГТ - главный технолог, ПО – проектный отдел, ПП – руководитель перспективных проектов, - получают документ на визирование по определённому условию, и, если оно не выполнено, то документ визируется без их участия, а ОЗ – отдел закупок и ЭК – экономист получают документ на визирование одновременно.
Рассмотрим также цепочку согласования для договора об обеспечении заявки на участие в тендере: ФС-ЭК-ФД. Таким образом, договор последовательно пройдет через финансовую службу (ФС), затем через экономиста (ЭК) и последний его завизирует финансовый директор (ФД).
2.2. Работа в реестре
Для передачи документов в бухгалтерию используются реестры документов. Они находятся в подсистеме «Документы и файлы». Первичные документы, такие как накладные и акты выполненных работ передаются при помощи «Реестра документов (акты, счета, накладные)». Другие документы, такие как договоры, письма, извещения и пр. передаются при помощи «Реестра документов (прочие)». (рис.8)
Рис.8. Выбор реестров документов.
Поля в реестре:
v Поля «Не принято» и «Описание ошибки» доступны только бухгалтеру. Заполнение поля «Описание ошибки» предполагает то, что документ не принят.
v Поле «Проект» обязательно к заполнению для всех пользователей.
v Поле «Корреспондент» заполняется наименованием контрагента, указанного в первичном документе
v Поля «Номер акта», «Дата акта», «Номер накладной», «Дата накладной», «Номер с/ф», «Дата с/ф» - номера первичных документов, входящих в комплект первички. Поле «Сумма» - стоимость (в т.ч. НДС) указанная в первичном документе.
v Поле «Сумма не сданных документов» - разница между общей суммой заявок по данному контрагенту, организации и проекту и суммой документов, переданных в бухгалтерию по реестру.
v Поле «Внутренний документ» – ссылка на внутренний документ, автоматически создаваемый при проведении реестра.
После создания реестра и заполнения всех полей, необходимо распечатать реестр, заполнить дату передачи, поставить подпись, сформировать по нему комплект документов к передаче и отнести/отправить в бухгалтерию.
Бухгалтер получает комплект документов с реестром. Открывает его электронную форму. Бухгалтер проверяет правильность заполнения документа, обозначает наличие ошибок и описывает их. Каждый пользователь может в любой момент времени ознакомиться с перечнем документов, в которых он является ответственным и которые содержат ошибку. (рис.9)
Рис.9. Реестр документов (вид для бухгалтера)
Глава 3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «ЭлТех СПб»
Дебиторская и кредиторская задолженность – естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями. Наличие как активных, так и пассивных обязательств у предприятия стало настолько обыденным и очевидным, что зачастую управлению дебиторской и кредиторской задолженностью уделяется недостаточно внимания.
Пользуясь своими знаниями, полученными в процессе обучения, а также используя полученный практический опыт, я провела анализ дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО ЭЛТЕХ.
Анализ проведен на основе данных взятых из бухгалтерского баланса ЗАО «ЭлТех СПб» за 2013 год (приложение 1, [1]) и отчета о финансовых результатах за 2013 год (приложение 2, [3]).
3.1. Анализ дебиторской задолженности
На финансовую устойчивость предприятия оказывает влияние наличие дебиторской задолженности, т.е. наличие долгов перед предприятием покупателей или заказчиков.
Все счета к получению классифицируются по группам:
¾ Счета со сроком оплаты, который еще не наступил;
¾ Счета с просрочкой от 1 до 30 дней;
¾ Счета с просрочкой до 90 дней;
¾ Счета с просрочкой до 180 дней;
¾ Счета с просрочкой до 360 дней;
¾ Счета с просрочкой свыше года.
Кроме того дебиторская задолженность может быть оправданной и неоправданной. К оправданной дебиторской задолженности относятся счета с просрочкой не более одного месяца, остальные – неоправданные.
Чем больше просрочка по дебиторской задолженности, тем меньше шансов вернуть ее в полном объеме.
Можно выделить сомнительную дебиторскую задолженность или безнадежные долги – просрочка свыше года.
Наличие сомнительной дебиторской задолженности скорей всего свидетельствует о том, что часть денежных средств никогда не будет возвращена.
Таблица 1
Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности.
Показатели | Формула | Расчет |
Оборачиваемость дебиторской задолженности (Одз), в оборотах | 3,2 | |
Средняя дебиторская задолженность (Сдз), тыс. руб | 439.191,5 | |
Период погашения дебиторской задолженности (Тдз), дн. | 112,5 | |
Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов (Кдз), % | 43,5 |
Таким образом, дебиторская задолженность составляет 43,5% всех оборотных активов. При этом ее среднее значение за год составило 439.191,5 тыс.руб. В случае необходимости за счет собственного дохода предприятие сможет погасить дебиторскую задолженность 3 раза за год. Период погашения дебиторской задолженности составляет более 112 дней, т.е. дебиторская задолженность считается неоправданной.
3.2. Анализ кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность — задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить.
Все финансовые обязательства имеют свои сроки погашения и в первую очередь должна быть погашена кредиторская задолженность.
Таблица 2
Показатели | Формула | Расчет |
Оборачиваемость кредиторской задолженности (Окз), в оборотах | 1,3 | |
Средняя кредиторская задолженность (Скз), тыс. руб | 1.041.936,5 | |
Период погашения кредиторской задолженности (Ткз), дн. | 276,9 | |
Коэффициент кредиторской задолженности (Кдз), % | На начало года 96,6 | |
На конец года 97,8 |
Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности.
За отчетный период кредиторская задолженность составляла 96,6% на начало года и 97,8% наконец года.
Средняя величина задолженности – 1.041.936,5 тыс.руб. Погасить кредиторскую задолженность за счет выручки предприятие смогло бы 1,3 раза.
Полностью кредиторскую задолженность возможно было бы покрыть за 277 дней.
3.3. Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторская задолженность может служить средством погашения кредиторской задолженности. И в первую очередь кредиторскую задолженность гасят не выручкой, а именно дебиторской задолженностью.
Таблица 3
Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности
Показатель | Задолженность | |
дебиторская | кредиторская | |
Средняя величина | 439.191,5 | 1.041.936,5 |
Прирост за год | 501.099 (265,6%) | 992.187 (181,77%) |
Оборачиваемость в днях | 112,5 | 276,9 |
Оборачиваемость в оборотах | 3,2 | 1,3 |
Таким образом, кредиторская задолженность значительно превышает дебиторскую задолженность (более чем в 2 раза). При этом дебиторская задолженность оборачивается в 2,5 раза быстрее, чем кредиторская.
Следовательно, можно ожидать дополнительного притока денежных средств и уже через 113 дней направить деньги на погашение кредиторской задолженности.
3.4. Рекомендации по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью
Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков - платежей. В то же время кредиторская задолженность как долговое обязательство организации, всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле [6].
Для каждого предприятия важно:
‑ не допускать необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов;
‑ избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска;
‑ вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты;
‑ своевременно, совместно с юридическими службами предприятия, принимать меры по истребованию просроченной дебиторской задолженности.
В то же время, представляется необходимым четко отслеживать расчеты с кредиторами, своевременно погашать возникшую кредиторскую задолженность. В противном случае предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, а также будет обречено на оплату штрафных санкций по расчетам с контрагентами [6].
Основные функциональные направления деятельности при осуществлении контроля над задолженностью нацелены, прежде всего, на укрепление финансового состояния предприятия.
К общим направлениям относятся:
‑ организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору;
‑ систематическое проведение финансово-хозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности;
‑ определение внутренних и внешних причин, оказавших влияние на величину, структуру, динамику дебиторской и кредиторской задолженности, проведение оценки эффективности и влияния принятых мер на финансовое состояние предприятия, формирование соответствующих выводов и прогнозов.
Задачами частного направления являются:
‑ снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;
‑ уделение большего внимания контролю за движением дебиторской задолженности, так как именно она приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности предприятия;
‑ своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций;
‑ разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью такой формы кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыли.
‑ выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам;
‑ проведение совместной работы бухгалтерских подразделений, осуществляющих контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности, с юридическими службами предприятия, направленной на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов [6].
Работа по возврату долгов от дебиторов включает следующие меры воздействия:
‑ подготовка и направление мотивированных претензий просрочившим дебиторам;
‑ подготовка и направление искового заявления в арбитражный суд к должнику, не признающему долг, о взыскании задолженности и предусмотренных договором или законом штрафных санкций;
‑ в случае неспособности дебитора погасить свой долг видится целесообразным предъявить иск о несостоятельности [6].
Таким образом, если деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение и укрепление своего финансового благосостояния, управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в системе бухгалтерского и управленческого учета предприятия должно уделяться особое внимание.
Заключение
Таким образом, благодаря производственной практике я приобрела хороший опыт работы, закрепила и углубила теоретические знания, полученные при изучении предшествующих дисциплин. Я научилась применять полученные теоретические знания для решения поставленных задач. Так же мной был получен бесценный опыт как коллективной, так и самостоятельной работы. Полученные ранее знания позволили проследить взаимосвязь основных участков работы, понять важность каждого элемента хозяйственной деятельности предприятия.
За время практики в ЗАО «ЭлТех СПб» я ознакомилась с работой предприятия, с его структурой, с работой тендерного отдела и бухгалтерии. Я приобрела навыки работы с первичной документацией, оформления тендерной документации и заполнения карточек договоров. Также самостоятельно я собрала всю необходимую информацию для отчета и провела анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Я выяснила, что ЗАО «ЭлТех СПб» очень перспективное предприятие. Оно относительно молодое и успешное. ЭЛТЕХ сегодня – это крупнейший инжиниринговый центр, работающий на рынке создания высокотехнологичных промышленных объектов в сфере производства электроники, приборостроения, наноиндустрии и смежных наукоёмких отраслей.
Для России инновационное развитие экономики - это не только перспективный путь социально-экономического подъема, но и возможность занять ведущее положение в мире. Начав развитие в русле инновационной экономики, промышленность России остро нуждается в потоке новаторских идей, совершенствовании конструкции и дизайна промышленной продукции, но более всего - в постоянном технологическом совершенствовании производственных процессов. Таким образом, технологии приобретают роль главной движущей силы развития экономики страны. Компания ЭЛТЕХ осуществляет весь комплекс работ, необходимых для создания или реконструкции инженерной инфраструктуры [7].
Моя работа заключалась в том, чтобы наладить процесс взаимодействия между компанией и заказчиками. Составление договоров и писем – прямой путь контактирования с непосредственными заказчиками. Важно заметить, что заключение новых договоров – это не только прибыль для компании, но и очередной шаг в развитии экономики страны.
Я изучила политику ЭЛТЕХа в области качества предоставляемых услуг и в области экологии и могу утверждать, что данное предприятие стремится не только к достижению своих прямых целей, т.е. получению прибыли, но также заботится о том, чтобы предоставляемые услуги были качественны, надежны и, конечно же, безопасны, как для людей, так и для окружающей среды, что не маловажно, учитывая сложившееся экологическое положение в мире.
На основании собранных материалов я самостоятельно провела анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ показал, что и дебиторская и кредиторская задолженности требуют повышенного внимания. Однако, применимо к конктретному времени такая ситуация не критична, так как предприятие находится на стадии широкого и довольно быстрого развития, и для него сейчас главное добиться финансовой устойчивости и стабильности, потом же ЭЛТЕХ обязательно предпримет меры для повышения платежеспособности. Ведь анализ и контроль за движением дебиторской задолженностью являются одним из важнейших факторов максимизации нормы прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. И правильно разработанная стратегия контролирования кредиторских долгов позволяет своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежного и ответственного предприятия.
Список использованных источников
1. Бухгалтерский баланс ЗАО «ЭлТех СПб» за 2013 год
2. Методика описания хозяйствующего субъекта – малого предприятия и пример совершенствования его процессов в отчете по производственной практике/ М.М.Глазов, Т.К. Екшикеев. – СПб, 2014, 18 с.
3. Отчет о финансовых результатах ЗАО «ЭлТех СПб» за 2013 год
4. Программа и методические указания к прохождению производственной
практики: учеб.- метод. материалы / сост. М.М. Глазов, Е.Е. Петрова, Т.К.
Екшикеев, А.В. Филатов, Н.Л. Гагулина. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2013. -48 с.
5. Руководство по экологическому менеджменту ЗАО «ЭлТех СПб»: 2012, -19 с.
6. Савченкова Е.В. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия // Российское предпринимательство. — 2008. — № 10 Вып. 1 (120). — c. 33-37. — http://www.creativeconomy.ru/articles/4850/
7. Сайт ЭЛТЕХ - http://www.eltech.com/
8. Устав закрытого акционерного общества «ЭлТех СПб», 3 редакция, от 11.01.10, - 11 с.
Приложение 1
Приложение 1 (продолжение)
Приложение 2
Приложение 3
Индивидуальная оценка прохождения производственной практики
№п/п | Качественные характеристики | Макс. балл | Факт. балл |
Оценка работы по формальным критериям: | |||
1.1 | Соблюдение сроков прохождения практики по этапам | ||
1.2 | Наличие самостоятельно оформленного плана прохождения практики | ||
1.3 | Самостоятельно определенная организация для прохождения практики | ||
1.4 | Помощь в заключении договора на прохождение практик | ||
1.5 | Прилагаемое заверенное приглашение на последующую преддипломную практику или на работу | ||
1.6 | Внешний вид отчета и правильность оформления титульного листа | ||
1.7 | Наличие в тексте отчета сносок на источники | ||
1.8 | Наглядность отчета в качестве иллюстративного материала | ||
1.9 | Наличие и качество дополнительных приложений отчета | ||
1.10 | Правильность оформления списка литературы отчета | ||
1.11 | Использование теоретической информации из иностранной литературы в отчете и отражение ее в списке литературы | ||
Оценка работы по содержанию: | |||
2.1 | Актуальность проблематики задач практики | ||
2.2 | Логическая структура отчета и ее соответствие плану в задании | ||
2.3 | Глубина рубрикации и сбалансированность разделов отчета | ||
2.4 | Качество введения отчета | ||
2.5 | Наличие прилагаемой научно-практической статьи по материалам прохождения практики (приложение 5) | ||
2.6 | Правильность соотнесения теоретических и практических фактов в отчете | ||
2.7 | Соответствие содержания работы заявленной теме | ||
2.8 | Соответствие содержания разделов отчета их названию | ||
2.9 | Логическая связь между разделами отчета | ||
2.10 | Степень самостоятельности в изложении отчета | ||
2.11 | Наличие элементов научной новизны предложений в отчете | ||
2.12 | Теоретическая и практическая ценность отчета | ||
2.13 | Наличие CD – диска с материалами производственной практики в электронном виде | ||
2.14 | Умение делать выводы | ||
2.15 | Качество заключения в отчете | ||
2.16 | Применение на практике теоретических положений новейшей литературы | ||
Штрафные баллы | |||
3.1 | Не соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии | -100 | |
3.2 | Прогулы и опоздания без уважительной причины | -40 | |
3.3 | Неадекватная реакция на замечания работников предприятия | -40 | |
3.4 | Наличие ошибок принципиального характера в отчете | -35 |