Сновные фонды - это совокупность основных средств и нематериальных активов, т.е. внеоборотные активы. 25 страница

<1> Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369 (с изм. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.).

Таким образом, под сферу деятельности настоящего Закона не попадает такая категория субъектов малого предпринимательства, как индивидуальные предприниматели, обязанность ведения бухгалтерского учета на которых не распространяется.

В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. В соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606 <1>. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является регистром налогового учета <2>.

--------------------------------

<1> БНА. 2002. N 51 (с изм. от 26 марта 2003 г., 24 мая 2004 г., 4 февраля 2005 г.).

<2> См. также: письмо Минфина РФ от 15 апреля 2003 г. N 16-00-14/132 // Нормативные акты для бухгалтера. 2003. N 10.

Вместе с тем п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" сохранил для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанность ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Напомним, что бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н <1>, а нематериальных активов - в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н <2>.

--------------------------------

<1> БНА. 2001. N 20 (с изм. от 18 мая 2002 г.); см. также: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н // БНА. 2004. N 4.

<2> Финансовая газета. 2000. N 48.

Для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, льготы по ведению бухгалтерского учета предусмотрены Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н <1>, которым утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Действие данного акта распространяется на всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).

--------------------------------

<1> Финансовая газета. 1999. N 5.

Типовыми рекомендациями, в частности, предусмотрено, что малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;

- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176 <1>;

--------------------------------

<1> При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях".

- упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации рабочий План счетов бухгалтерского учета, приведенный в Типовых рекомендациях.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

1) по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Рекомендованные малым предприятиям формы регистров приведены в приложениях 2 - 11 к Типовым рекомендациям;

2) по простой форме без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Простая форма рекомендована малым предприятиям, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов. При простой форме учет всех операций осуществляется путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 Типовым рекомендациям).

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8 (приложение 10 к Типовым рекомендациям).

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрены различные модели упрощения бухгалтерского учета - для малых предприятий, перешедших и не перешедших на упрощенную систему налогообложения. На данном примере мы еще раз можем убедиться в том, что бухгалтерский и налоговый учет, бухгалтерское и налоговое законодательство тесно взаимосвязаны.

Льготы в сфере бухгалтерской отчетности предусмотрены для малых предприятий Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" <1>. Так, по общему правилу в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

--------------------------------

<1> Финансовая газета. 2003. N 33 (с изм. и доп. от 31 декабря 2004 г.).

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Переходя к льготам в сфере статистической отчетности, нельзя не отметить, что обязанность ее представления предусмотрена действующим законодательством только для таких субъектов малого предпринимательства, как малые предприятия. При этом на протяжении ряда лет Госкомстатом России <1> для малых предприятий утверждаются специальные, упрощенные формы отчетности. В настоящее время действует Постановление Федеральной службы государственной статистики от 9 февраля 2005 г. N 14 <2>, которым утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Государственный комитет РФ по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики. См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945 (с изм. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.).

<2> Постановление Федеральной службы государственной статистики от 9 февраля 2005 г. N 14 "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

В соответствии со ст. 14 Закона о малом предпринимательстве, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2150 (с изм. от 1 июля 1997 г.).

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

Предусмотренная федеральным законодательством льгота в целом не находит применения в действительности <1>. К числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных закупок, специалисты относят слабую проработанность организационных и экономических механизмов привлечения малых предприятий к участию в выполнении заказов государства; экономическую незаинтересованность министерств и ведомств в привлечении малых предприятий к участию в конкурсах; сложности в согласовании действующих нормативных актов <2>.

--------------------------------

<1> Как указывается в литературе, на практике участие малых предприятий в качестве поставщиков в государственных закупках на условиях, предусмотренных в нормативных актах, затруднено. См.: Андреева Л.В. Коммерческое право России. М., 2004. С. 297. Автор приводит данные относительно того, что в 1999 г. на долю малого бизнеса приходилось, по экспертным оценкам, лишь 6% общего объема государственного заказа против 15%, продекларированных Федеральным законом.

<2> Бурмистрова Т., Тюляков А. Закупки продукции для государственных нужд: роль малого бизнеса // Право и экономика. 1999. N 12. С. 22.

Вместе с тем опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малого предпринимательства в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого предпринимательства до 20 процентов оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами малых предприятий, достигла 46 млрд. долларов <1>. Было бы целесообразно воспользоваться имеющимся опытом развитых стран и сформировать в нашей стране действенный правовой механизм размещения госзаказов в секторе малого предпринимательства.

--------------------------------

<1> Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М., 2003. С. 198.

Льготы в сфере государственного контроля. В силу ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <1>, в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436 (с изм. от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля 2005 г.).

Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних "каникул" для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.

Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.

Необходимо отметить, что в Закон о малом предпринимательстве порой вносятся изменения, отменяющие льготы для субъектов малого предпринимательства и, следовательно, ухудшающие их правовое положение. Причем некоторые из утраченных льгот ранее носили более чем прикладной характер и активно использовались субъектами малого предпринимательства при отстаивании своих прав в судебном порядке. В первую очередь речь идет о гарантии стабильности налогового законодательства или так называемой "дедушкиной оговорке", которая была предусмотрена п. 1 ст. 9 Закона о малом предпринимательстве. В силу этой нормы "в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".

Анализ дел (за период за 2001 - 2004 гг.), в которых содержатся ссылки на Закон о малом предпринимательстве, рассмотренных Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, а также федеральными арбитражными судами округов, показал, что наиболее часто применяемой (в 92 процентах случаев) арбитражными судами являлась именно ст. 9 Закона о малом предпринимательстве, а среди этой категории дел в абсолютном большинстве случаев содержатся ссылки на абз. 2 ч. 1 ст. 9, которая и содержала гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства. При этом рассматривавшиеся в судах споры касались введения НК РФ различных видов налогов: единого социального налога, налога на вмененный доход, налога на добавленную стоимость, налога с продаж. Постепенно судебная практика стала складываться в пользу налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства. Она была подкреплена позицией Конституционного Суда РФ. Достаточно вспомнить Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О "По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" <1>, Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 37-О "По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации" <2>, Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 31. Ст. 4039.

<2> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1913.

<3> СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2695.

Таким образом, налоговые условия хозяйствования для субъектов малого предпринимательства в первые годы их деятельности оставались теми же, какими они были на момент государственной регистрации. Однако с 1 января 2005 г. наиболее востребованная в последние годы практикой статья утратила силу.

Та же участь коснулась предоставлявшейся субъектам малого предпринимательства льготы по ускоренной амортизации. В силу действовавшей до 1 января 2005 г. нормы ст. 10 Закона о малом предпринимательстве субъекты малого предпринимательства были вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Следует отметить, что анализируемая льгота появилась за несколько лет до принятия Закона о малом предпринимательстве. Она была предусмотрена еще Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" <1>. Однако в полной мере данная льгота просуществовала лишь до введения в действие с 1 января 2002 г. главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, ст. 259 которой "Методы и порядок расчета сумм амортизации" не предоставила субъектам малого предпринимательства права осуществлять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. Поэтому субъекты малого предпринимательства с 1 января 2002 г. при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стали учитывать суммы амортизации объектов основных производственных фондов, начисленные в соответствии с общим порядком, изложенным в главе 25 НК РФ <2>. Установленное Законом о малом предпринимательстве положение об ускоренной амортизации основных фондов стало применяться лишь в целях бухгалтерского учета, правомерность чего подтверждалась официальными разъяснениями <3>.

--------------------------------

<1> Пункт 7 данного Постановления устанавливал, что малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, а также производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

<2> Подробнее см.: письмо МНС России от 29 мая 2002 г. N 02-5-11/121-У692, письмо Управления МНС по г. Москве от 26 февраля 2003 г. N 26-12/11784 (официально не опубликовано).

<3> См., в частности, письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 13 июля 2002 г. N 26-08/27101 "О применении главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" // Налоговые известия Московского региона. 2002. N 8; письмо Минфина РФ от 29 августа 2002 г. N 04-05-06/34 // Налоговые известия Московского региона. 2002. N 12.

Однако и после 1 января 2002 г. рассматриваемая льгота осталась весьма значимой при исчислении налога на имущество. Так, в силу п. 1 ст. 374 главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" "объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета". Использование возможности дополнительного списания субъектами малого предпринимательства до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов позволяло существенно уменьшить стоимость имущества и, следовательно, размер налога.

Таким образом, с 1 января 2005 г. субъекты малого предпринимательства лишились двух очень важных с прикладной точки зрения льгот, применение которых на практике оказывало позитивное воздействие на их имущественное и финансовое положение.

Вместе с тем, как представляется, для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных до 1 января 2005 г., действие льготных норм не прекращается. Здесь уместно обратиться к упоминавшемуся уже Определению Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О. В п. 2 данного Определения указано, что "положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования... Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 57 Конституции Российской Федерации". Есть основание полагать, что высказанная позиция Конституционного Суда РФ применима и сейчас, в связи с неблагоприятными изменениями налогового законодательства, вносимыми Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития малого бизнеса, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.

Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные условия деятельности субъектов малого предпринимательства, соблюдение которых дает право на получение региональной государственной поддержки.

Так, в соответствии с Законом города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", к субъектам малого предпринимательства города Москвы, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы, предъявляются следующие дополнительные требования:

--------------------------------

<1> Ведомости Московской Думы. 1995. N 5 (с изм. от 21 февраля, 9 ноября 2001 г., 29 мая 2002 г.).

- регистрация на территории города Москвы в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица;

- включение в реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы;

- субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари;

- субъекты малого предпринимательства - юридические лица не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ Москвы и Московской области.

Субъекты малого предпринимательства имеют право на внесение в добровольном порядке в соответствующие реестры, которые ведутся в субъектах Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ "О создании реестра субъектов малого предпринимательства Москвы" // Вестник мэрии Москвы. 1997. N 16 (с изм. от 3 сентября 2001 г., 27 апреля 2004 г.).

Органом исполнительной власти города Москвы, проводящим государственную политику города в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Положение о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы утверждено Постановлением правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 741-ПП <1>.

--------------------------------

<1> Постановление правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 741-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 52.

Государственная поддержка малого предпринимательства в городе Москве осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004 - 2006 гг. <3>.

Наши рекомендации