Уществуют определенные правила, определяющие соотношение неустойки и убытков. 9 страница

- производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей только по их поручению;

- предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг и др.

Держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании распоряжения владельца о передаче ценных бумаг или лица, действующего от его имени, или номинального владельца ценных бумаг, зарегистрированного в системе ведения реестра, а также иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги. Форма распоряжения о передаче ценных бумаг и указываемые в нем сведения устанавливаются ФСФР.

Эмитент, поручивший ведение системы реестра регистратору, вправе получить один раз в год у последнего предоставление реестра за вознаграждение, не превышающее затраты на его составление. В остальных случаях размер вознаграждения определяется договорами эмитента и регистратора.

Держатель реестра вправе взимать со сторон по сделке плату, соответствующую количеству распоряжений о передаче ценных бумаг и одинаковую для всех юридических и физических лиц.

Лицу, допустившему ненадлежащее исполнение порядка поддержания системы ведения и составления реестра и нарушение форм отчетности (эмитенту, регистратору, депозитарию, владельцу), может быть предъявлен иск о возмещении ущерба (включая упущенную выгоду), возникшего из невозможности осуществить права, закрепленные ценными бумагами.

В тексте уже упоминался номинальный держатель ценных бумаг, то есть лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг. В качестве номинального держателя ценных бумаг могут выступать депозитарий, брокер и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг. Данные о номинальном держателе ценных бумаг подлежат внесению в систему ведения реестра по поручению владельца или номинального держателя, если последние лица зарегистрированы в этой системе ведения реестра. Номинальный держатель может осуществлять права, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения соответствующего полномочия от владельца.

Номинальный держатель в отношении именных ценных бумаг, держателем которых он является в интересах другого лица, обязан:

- совершать все необходимые действия, направленные на обеспечение получения этим лицом всех выплат, которые ему причитаются по этим ценным бумагам;

- осуществлять сделки и операции с ценными бумагами исключительно по поручению лица, в интересах которого он является номинальным держателем ценных бумаг, и в соответствии с договором, заключенным с этим лицом;

- осуществлять учет ценных бумаг, которые он держит в интересах других лиц, на раздельных забалансовых счетах и постоянно иметь достаточное количество ценных бумаг в целях удовлетворения требований лиц, в интересах которых он держит эти ценные бумаги.

Приведенные положения ФЗ о РЦБ свидетельствуют, что номинальный держатель ценных бумаг как поверенный владельца соответствующей ценной бумаги совершает сделки и иные действия фактического порядка. При этом сделки и операции с ценными бумагами номинальный держатель совершает на основании заключенного с владельцем договора поручения. Однако юридические действия номинального держателя как представителя владельца ограничивались лишь упомянутыми ранее рамками и не распространяются на участие в управлении акционерным обществом. Для осуществления владельцами прав, закрепленными акциями, номинальный держатель по требованию держателя реестра предоставляет ему список владельцев, номинальным держателем которых он является на определенную дату.

Номинальный держатель не вправе вносить вопросы в повестку дня общего собрания акционеров и выдвигать кандидатуры в совет директоров. Такое право акционерным законом предоставлено только акционеру или акционерам, владеющим более 2 процентами акций от уставного капитала. Номинальный держатель не имеет права участвовать в общем собрании акционеров и по доверенности владельцев акций, так как его представительские функции, очерченные ФЗ о РЦБ, этого не содержат.

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг <1>. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. утверждено Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг <2>. Названной деятельностью вправе заниматься организатор торговли на рынке ценных бумаг, под которым понимаются не только фондовые биржи, которым посвящена специальная глава 3 (ст. ст. 11 - 15), но и внебиржевые организаторы. Организатор торговли обязан регистрировать в ФСФР документы, содержащие следующую информацию:

--------------------------------

<1> Правовое положение фондовой биржи рассмотрено в параграфе 7.7 главы 7 настоящего учебника.

<2> БНА. 2005. N 3.

- правила допуска к участию в торгах;

- правила допуска к торгам ценных бумаг;

- правила проведения торгов;

- регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;

- список ценных бумаг, допущенных к торгам.

Если юридическое лицо решило заниматься организацией торговли на рынке ценных бумаг, оно должно получить лицензию, предоставив в ФСФР или ее региональное отделение соответствующие документы. Осуществляемая без лицензии профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является незаконной (п. 6 ст. 51 ФЗ о РЦБ).

Организатором торговли на рынке ценных бумаг признается фондовая биржа, если она отвечает требованиям главы 3 ФЗ о РЦБ. Юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.

Участниками торгов на фондовой бирже в организационно-правовой форме акционерного общества могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные акционеры фондовой биржи в форме акционерного общества, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг, могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов. В данном случае посредничество понимается широко и охватывает все виды возмездных договоров, которые брокер вправе совершать в соответствии со ст. 3 ФЗ о РЦБ.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи, то есть профессиональные участники рынка ценных бумаг. Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются. Порядок доступа к участию в торгах и исключение из числа участников торгов определяются правилами, устанавливаемыми фондовой биржей.

Статья 13 ФЗ о РЦБ различает два вида услуг, оказываемых фондовой биржей: во-первых, непосредственно способствующих совершению сделок с ценными бумагами. В этом случае она утверждает правила листинга (делистинга) ценных бумаг и (или) правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения листинга. Листинг ценных бумаг осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг, а листинг инвестиционных паев - на основании договора с управляющей компанией данного паевого инвестиционного фонда. Во-вторых, оказание фондовой биржей услуг, непосредственно способствующих совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цены на ценные бумаги (фондовых индексов). В этом случае фондовая биржа должна утвердить в соответствии с требованиями нормативных правовых актов ФСФР соответствующие спецификации таких сделок.

Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства и нормативных правовых актов ФСФР. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов, объявляя о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий.

Вред, причиненный в результате нарушения законодательства о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами, понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе. Согласно Федеральному закону "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" при приобретении ценных бумаг брокеры, дилеры и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщить сведения о государственной регистрации выпуска этих бумаг и государственном регистрационном номере; сведения, содержащиеся в решении о выпуске и проспекте ценных бумаг; сведения о ценах и котировке этих бумаг на организованном рынке ценных бумаг в течение шести недель, предшествующих дате предъявления инвестором требований; сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги продавались или покупались этим профессиональным участником в течение шести недель; сведения об оценках этих бумаг рейтинговым агентством.

В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, ФСФР наряду с другими мерами вправе обращаться в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности.

КоАП РФ содержит восемь составов правонарушений, касающихся незаконной эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, за которые предусматриваются крупные денежные штрафы. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов или создания действиями профессиональных участников угрозы их интересам ФСФР вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональными участниками рынка ценных бумаг отдельных операций на срок до шести месяцев.

Глава 14. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

14.1. Понятие приватизации

Переход нашей страны от командно-административной системы к рыночной был невозможен без участия на рынке разных организационных структур, действующих как в качестве собственников, так и иных автономно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы. Необходимо было создать такую среду, в которой каждый из участников приводит в действие механизм конкуренции и заставляет всех искать пути к успеху.

Экономика советского периода истории России, обладая благодаря плановому ведению хозяйства рядом преимуществ (планомерность производства, возможность концентрации ресурсов для достижения цели, всеобщая занятость населения, социальная гарантированность прав граждан), дискредитировалась низким уровнем производительности труда, затратным характером производства, отторжением научно-технического прогресса.

Для предприятий, основывавших свою деятельность на единой государственной собственности, главным было выполнение плановых заданий любой ценой. Использование технических новшеств мешало своевременному выполнению директивных плановых заданий, соответственно, предприятия не были заинтересованы во внедрении изобретений. В результате, имея достижения в сфере военно-промышленного комплекса, освоении космоса, страна отставала по таким направлениям, как машиностроение, информатизация, транспорт, связь, производство товаров для населения и др.

Производство было монополизировано, предприятиям гарантировалось плановое снабжение и плановый сбыт их продукции. Все это делало производство индифферентным к освоению передовых достижений науки и техники.

Для кардинальных изменений в экономике при любом варианте перестройки возникла необходимость создать конкурентную рыночную среду, оживить в производителе товаров, услуг потенции непосредственного и собственного интереса к результатам хозяйствования. К середине 80-х годов прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий.

Все это можно было сделать на основе разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление было возможно реализовать двумя способами преобразования государственной собственности: а) в коллективные формы с созданием арендных и иных коллективных предприятий и выкупом государственной собственности; б) в частные формы путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности.

Приватизация означала один из способов преобразования государственных предприятий в частные. Был избран второй из указанных путей преобразований.

Поскольку к началу 90-х годов XX в. наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" <1> касался предприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основных началах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" Закон о приватизации 1991 г. утратил силу.

В соответствии с этим Законом под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и муниципальных образований в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника), долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст. 1 Закона).

С позиций дня сегодняшнего несовершенства этого понятия очевидны.

А. На момент принятия Закона не существовало еще понятия предприятия как объекта права собственности (оно появилось в ст. 132 ГК РФ 1994 г.), поэтому в ст. 1 Закона о приватизации речь идет не только о приватизации имущества (вещей), но и передаче в частную собственность предприятий как субъектов, юридических лиц, что, конечно, некорректно.

Б. Ограничен круг покупателей - не указаны, например, производственные кооперативы, хотя эта организационно-правовая форма была весьма распространена еще со времен СССР.

В. Смешаны организационно-правовые формы (общества, товарищества), где учредители (участники) имеют долю в уставном (складочном) капитале с организациями, где уставный капитал не формируется (ассоциации, союзы). В последнем случае нет долей предприятий в имуществе ассоциаций, союзов как объектов приватизации.

Из определения приватизации следует, что она не обязательно должна быть возмездной. Допускалась безвозмездная передача части акций членам трудового коллектива при акционировании предприятий.

Акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества.

Приватизация инициировалась органами исполнительной власти, заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки на приватизацию конкретного объекта уполномоченному принимать решение об этом государственному органу.

В Законе о приватизации 1991 г. содержался закрытый перечень оснований для отказа заинтересованным лицам в принятии решений о приватизации. Среди них не было такого основания для отказа в приватизации, как ее нецелесообразность. Если приватизация объекта не была законодательно запрещена, а лицо, подавшее заявку, не ограничено в силу закона выступать в качестве покупателя, положительное решение о приватизации должно было быть принято. Можно сказать, что в соответствующих случаях приватизация для государства была фактически обязательной. Государство таким образом гарантировало право граждан и юридических лиц реально приобрести предприятия, их части в свою собственность.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" <1> существенно изменил понятие приватизации. В соответствии со ст. 1 этого Закона приватизация - это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595. В связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" Закон о приватизации от 21 июля 1997 г. утратил силу.

Из указанного определения следует, что:

а) приватизация носит возмездный характер;

б) приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.

Отметим, что Закон о приватизации 1997 г. сохранял заявочную систему инициирования приватизации и исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решений о приватизации.

В Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <1> сохранилось понимание приватизации как процесса возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251 (с изм. от 27 февраля 2003 г., 9 мая 2005 г.).

Отменена заявочная система приватизации. Заинтересованные лица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований для отказа в приватизации.

Обратим внимание, что Закон говорит о передаче государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц (а не в частную собственность). Объясняется это, очевидно, тем, что приобретать это имущество могут субъекты иных форм собственности: ведь Конституция РФ помимо государственной, муниципальной и частной собственности допускает существование и других форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Законы о приватизации 1997 и 2001 гг. (в отличие от Закона 1991 г.) в определении приватизации не раскрывают, какие виды имущества являются объектами приватизации. Сфера действия Закона о приватизации 2001 г. (как и его предшественника - Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда, имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в ст. 3 Закона.

14.2. Правовое регулирование приватизации

Российская приватизация отличалась противоречивостью нормативно-правовых актов о приватизации.

Первый Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной программы, определяющей на предстоящий период (первый год и три последующих года), что именно и каким способом будет приватизироваться, кто является участниками приватизационных отношений.

Государственная программа приватизации как важнейший нормативно-правовой акт должна была утверждаться Верховным Советом РФ. Однако вопреки этому Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 г. "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" были утверждены Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год". Действие названных Основных положений было прекращено Постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 28. Ст. 1617.

Указом Президента от 24 декабря 1993 г. <1> была утверждена Государственная программа приватизации, которая предусматривала завершение приватизации с использованием приватизационных чеков до 1 июля 1994 г.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1994. N 1. Ст. 2.

Второй Закон о приватизации (1997 г.) предусматривал принятие Программы приватизации в форме закона, однако Программа приватизации на основе этого Закона так и не была утверждена.

Сейчас уже многие забыли о Законе РСФСР от 3 июня 1991 г. "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР". Всем гражданам на основании этого Закона должны были открыть в Сберегательном банке РФ именные приватизационные счета. Государство гарантировало владельцам приватизационного вклада их право приобретения на этот вклад государственных и муниципальных предприятий, иных объектов государственной и муниципальной собственности в соответствии с законодательством о приватизации. Использование средств со счета для расчетов за приватизируемые объекты должно было осуществляться путем безналичных перечислений.

Фактически этот Закон не применялся. Указом Президента от 14 августа 1992 г. "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" и принятых на его основе нормативных правовых актов Правительства РФ, Госкомимущества РФ граждане получили ценные бумаги (приватизационные чеки) на предъявителя. Многие граждане вложили свои чеки в созданные для этих целей по всей стране чековые инвестиционные фонды, наивно полагая, что те, в свою очередь, выгодно вложат их чеки (журналисты в своих публикациях приватизационные чеки называли ваучерами) в уставные капиталы акционерных обществ, созданных путем преобразования в них государственных предприятий. Однако по разным причинам, в том числе и потому, что некоторые инвестиционные фонды вскоре прекратили свою деятельность, многие граждане ничего от приватизации не получили. Поэтому они считают себя обманутыми.

От проведенной приватизации реально выиграли директора предприятий, государственные чиновники и приближенные к ним лица.

Приватизация в основных производственных сферах: нефтяной, газовой, в электроэнергетике проводилась на основе указов Президента путем создания вертикально интегрированных холдингов.

Применялись и способы приватизации, не предусмотренные Законом о приватизации 1991 г. Так, в 1995 г. была проведена залоговая приватизация на основе Указа Президента от 31 августа 1995 г. "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". На основе этого Указа проводились аукционы, где акции не продавались, а проводился отбор кредиторов-залогодержателей по принципу "кто предложит большую сумму кредита за получение в залог акций, принадлежащих государству в уставных капиталах акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий".

Проценты за кредит начислялись с момента выдачи кредита до 1 января 1996 г. После этой даты возникало право продажи акций с соблюдением принципов конкурсности и публичности в их реализации. Залоговая приватизация, не предусмотренная ни Законом о приватизации, ни Программой приватизации, представляла собой "узаконенную" притворную сделку: под видом кредита, который государство заведомо не собиралось и не способно было вернуть банкам-кредиторам, производилась, по сути, приватизация акций.

Или пример, связанный уже с новым законодательством о приватизации. В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о приватизации 2001 г. федеральные унитарные предприятия железнодорожного транспорта включаются в прогнозный план (программу приватизации) на основании федерального закона. Пункт 5 ст. 13 Закона о приватизации императивно определил, что приватизация производится только способами, предусмотренными данным Законом. Полномочия дополнять способы приватизации в угоду чиновникам от железнодорожного транспорта не предоставлялись.

Однако Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <1> предусматривает, по существу, новый способ приватизации - изъятие имущества у действующих унитарных предприятий и передачу его на основе сводного передаточного акта созданному ОАО "Российские железные дороги". Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал акционерного общества, в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО на основе сводного передаточного акта, путем уступки требований и перевода долгов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805 (с изм. от 22 августа 2004 г.).

Организации железнодорожного транспорта, имущество которых формально уже передано ОАО, продолжают свою деятельность вплоть до получения обществом лицензий на соответствующие виды деятельности. После этого указанные организации "прекращаются и исключаются из Единого реестра юридических лиц в установленном порядке" (п. 6 ст. 4 названного Закона). Указанным Законом внесены изменения в ст. 25 Закона о приватизации, из которых следует, что передача имущества действующих предприятий ОАО "РЖД" отнесена к такому способу приватизации, как внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. Логика Закона в итоге нарушена. До сих пор четко различали передачу предприятия как имущественного комплекса или его преобразование в открытое акционерное общество с сохранением трудового коллектива и переходом трудовых прав и обязанностей к новому работодателю - приобретателю предприятия и передачу государственного имущества, не находящегося в хозяйственном ведении действующего унитарного предприятия, в уставный капитал акционерного общества. В результате же применения нового способа приватизации трудовые коллективы оказываются абсолютно отторгнутыми от своих предприятий, о них Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" даже и не упоминает. Предприятие нельзя рассматривать как обычное имущество, как вещь. В предприятие как имущественный комплекс входят не только гражданские, но и трудовые права и обязанности. Именно наличие работников характеризует имущественный комплекс действующего предприятия. На наш взгляд, следовало бы сначала реорганизовать железные дороги путем слияния, а затем преобразовать созданное единое унитарное предприятие в ОАО. Однако законодатель спешил с приватизацией железнодорожного транспорта, и потому был "придуман" новый способ приватизации.

В перспективе ОАО "РЖД" ждут дальнейшие преобразования, результатом которых будет приватизация подвижного состава, появление перевозчиков - частных собственников вагонов и локомотивов, формирование конкурентной среды. В собственности ОАО "РЖД" со 100-процентной принадлежностью акций РФ останутся только пути сообщения и некоторые другие элементы инфраструктуры и централизованного диспетчерского управления перевозками. Правда, не совсем ясно, как эти преобразования согласуются с п. "и" ст. 71 Конституции РФ о том, что федеральный транспорт, пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации.

На первом этапе приватизации в России - до 1 июля 1994 г. - в качестве средства платежа при приобретении объектов приватизации использовались приватизационные чеки, а после этой даты стала осуществляться денежная приватизация.

Соответственно, до 1 июля 1994 г. в нормативно-правовых актах предусматривался механизм реализации физическими и юридическими лицами их прав на участие в приватизации, используя ценные бумаги (чеки). Был принят Указ Президента РФ от 7 октября 1992 г. "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" <1>, которым утверждены Положение об инвестиционных фондах, Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих чеки граждан, Примерный устав инвестиционного фонда, Основные положения депозитарного договора, Примерный договор с управляющими об управлении инвестиционными фондами, типовой проспект эмиссии инвестиционного фонда.

Наши рекомендации