Кредитно-денежная политика государства
Кредитно-денежная (монетарная) политика — это деятельность государства, направленная на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование кредитно-денежных инструментов.
Как и фискальная политика, кредитно-денежная политика может быть двух типов: дискреционная и не дискреционная (автоматическая).
Дискреционная кредитно-денежная политика бывает стимулирующая и сдерживающая.
Дискреционная кредитно-денежная политика — это целенаправленная политика, способствующая стимулированию или сдерживанию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла.
Стимулирующая дискреционная политика (политика «дешевых» денег) проводится при спаде производства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет следующая: рост денежной массы, снижение процента, рост инвестиций, рост реального объема производства.
Б формальном виде: М5 (увеличение) => г (снижение) => I (увеличение) => Y (увеличение).
Графически стимулирующая кредитно-денежная политика показана на рис. 19.1.
Сдерживающая дискреционная политика (политика «дорогих» денег) проводится при инфляции, опасности кризиса перепроизводства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет обратная: снижение денежной массы, рост процента, снижение инвестиций, снижение реального объема производства. В формальном виде: Ms (снижение) => г (увеличение) =>(снижение) => Y(снижение).
Графически сдерживающая кредитно-денежная политики показана на рис. 19.2.
Итак, н любом случае первоначальный шаг — воздействие на денежную массу. Каким образом можно увеличивать или уменьшать денежную массу? Для этого используют три основных инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка:
изменение минимальной нормы обязательных резервов;
учетно-процентная (дисконтная) политика;
операции на открытом рынке.
Изменение минимальной нормы обязательных резервов — это один из самых традиционных инструментов регулирования, используемый Центральным банком.
Обязательные резервы выполняют две задачи: страховую, так как не позволяют коммерческому банку полностью использовать все средства и тем самым создают резерв ликвидности, и реагирующую. Регулирование с помощью нормы обязательных резервов заключается в том, что ее повышение ограничивает избыточные резервы коммерческих банков и сдерживает активность, а ее снижение увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и увеличивает их активность.
Учетно-процентная (дисконтная) политика — это изменение ставки дисконта, или учетной ставки, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки. В России эта ставка носит название ставки рефинансирования. Если Центральный банк увеличивает дисконт, кредит становится более дорогим, и это сдерживает экономику, Если Центральный банк понижает дисконт, кредит дешевеет - это стимулирующая мера.
Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже государственных ценных бумаг. В целях сдерживания денежной массы Центральный банк проводит операции по продажам ценных бумаг на открытом рынке, в целях стимулирования экономики - активную скупку бумаг на открытом рынке. Эта схема имеет ряд преимуществ, так как операции па открытом рынке:
осуществляются быстро, не зависят от административных проволочек: если Центральный банк считает, что необходимо изменить денежную базу или объем резервов, ему достато1гно лишь дать указания дилерам рынка ценных бумаг относительно осуществления операций;
легко обратимы: вследствие ошибки можно быстро провести обратную сделку (в случае чрезмерной продажи, например, можно быстро скупить часть ценных бумаг);
гибки: могут осуществляться в любых объемах.
Автоматическая кредитно-денежная политика — это следование монетарному правилу, предложенному сторонниками монетаризма.
Такие преимущества часто дают повод назвать операции на открытом рынке основным инструментом государственной кредитно-денежной политики. Однако для их осуществления необходим развитый открытый рынок.
Монетарное правило гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального времени.
По мнению монетаристов, главную ответственность за стабильность покупательной способности денег несет правительство, в чьих руках находится денежное предложение. Колебания денежного предложения в целях стабилизации процента, т.е. дискреционные мероприятия, лишь усиливают циклические колебания. Постоянство темпов роста денежной массы дает возможность избегать этих колебаний.
Более того, основоположник монетаризма М. Фридмен выдвигал идею принятия монетарной конституции, т.е. законодательного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно возрастать на 3—5% в год. Монетарное правило не было принято, но в некоторых западных странах в 1970-е гг. стали применять практику денежного таргетирования (от англ. target цель) в виде установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определенный период.
В 1970-1980 гг. в западных странах под влиянием монетаризма произошло переосмысление кредитно-денежной политики. осуществляемой центральными банками. На практике это привело к переносу центра тяжести с традиционного ориентира — динамики процентной ставки на изменение величины и темпов роста денежной массы.
В кредитно-денежной политике существует так называемая дилемма целей, которая означаем невозможность одновременного регулирования денежной массы и процентной ставки.
Например, если в качестве цели стабилизации выбрать де нежную массу, то в случае роста спроса на деньги допускаются колебания процентной ставки (рис. 19.3).
Если в качестве цели стабилизации мы выбираем процентную ставку, то в случае роста спроса на деньги мы допускаем колебания денежной массы (рис. 19.4).
Монетаристы выбирают в качестве цели денежную массу, а кейнсианцы — процентную ставку. Монетаристы исходят из основополагающего влияния денежного предложения на все макроэкономические показатели, а кейнсианцы видят в нестабильности процентных ставок, вызывающей нестабильность инвестиции, основную причину циклических колебаний и предлагают с ним бороться.
На практике кредитно-денежная политика не бывает стопроцентно кейнсианской или монетаристской, а представляет собой различные сочетания взглядов представителей обеих школ.