Управление своей жизнью – это не сказки
Когда мы продавали свой дом, то не знали, правильно ли поступаем. После покупки нашей первой инвестиционной собственности мы почувствовали, что поступаем правильно. И каждый раз, когда у нас появлялись сомнения, мы перечитывали книги серии «Богатый Папа» или приступали к игре «Денежный поток».
Когда мы нашли вариант для второй инвестиции, мы уже были твердо уверены в том, что выбрали нужное направление. Просто невероятно, как одно-единственное решение может привести к таким результатам.
Мы никогда не теряли уверенности в том, что сможем добиться финансового успеха. Мы просто не знали, как это сделать. Чтобы понять, как выиграть в реальной жизни, нам пришлось много раз сыграть в настольную игру.
Но самое приятное заключается в том, что мы преодолели страх перед неизвестностью — что будет, если мы продадим наш дом, что случится, если мы отважимся поверить в себя и вложим деньги в недвижимость. После того как мы это сделали, оказалось, что все не так страшно, как мы себе представляли. И хотя до нашей цели нам еще идти и идти, мы< несомненно, движемся по правильному пути. Гораздо лучше поступить так сегодня, чем завтра горевать; «Если бы только я сделал это тогда, то не оказался бы там, где оказался сейчас».
Глава 10
Сила троих человек
Мерсед Холл
Солт-Лейк-Сити, Юта
Возможность постучалась в дверь моей комнаты в общежитии на последнем курсе Университета Бригхэ-ма Янга. Открыв дверь, я увидела своего друга Аарона, слегка запыхавшегося, сильно возбужденного и говорившего настолько быстро, что сначала мне показалось, будто он говорил по-испански. «Ты должна это прочитать, ты должна это прочитать, — без конца повторял он, размахивая перед моим носом книжкой розового цвета. Тут про одного парня, у которого был богатый папа. Вообще-то его настоящий папа был бедным, но его богатый папа был...»
Я безучастно смотрела на него, не понимая, о чем он говорит. Зная Аарона, я не удивилась такому бурному проявлению эмоций. Он уже не в первый раз приносил мне последние новинки печати. Взяв книжку, я пообещала полистать ее на досуге и быстро вернуть ему.
Чтобы немного отдохнуть от учебы, я принялась за чтение. Вскоре я поймала себя на том, что меня захватила история Роберта и его богатого папы. Однако моего внимания требовали более насущные проблемы. Мне шел 22-й год, нужно было готовиться к сессии и заканчивать дипломную работу по информационному менеджменту. Вскоре я должна была получить диплом бизнес - школы, у меня было очень много хлопот. Имея на руках столько забот, я отложила «Богатого папу, бедного папу» в сторону и в конце концов вернула ее Аарону, который был очень рад получить ее обратно.
Поколение NEXT удивляется:
«Как это могло случиться со мной?»
Сразу после получения диплома я получила «работу своей мечты» в быстро развивающейся интернет - компании. Подобно большинству сверстников, я рассчитывала сколотить состояние, вкладывая деньги в невероятно прибыльные опционы акций моей компании, и рано отойти от дел. Перспектива потратить десятки лет на то, чтобы получить возможность жить, как тебе хочется, наше поколение не устраивала.
Все мои планы оказались воздушными замками, которые быстро растаяли. Проработав три месяца, я получила уведомление о временном увольнении. Опционы акций превратились в бесполезные бумажки. Отойти от дел молодой? Вера в возможность такого будущего рухнула вместе с биржей NASDAQ.
Вскоре после этого я нашла себе место программиста. К тому моменту мне уже было совершенно ясно, что карьера наемного работника меня абсолютно не привлекает. День зарплаты становился лишним напоминанием о том, почему люди так ненавидят налоги. Я не могла смириться с тем, что у меня фактически отнимают огромную часть честно заработанных мной денег. Во время учебы в колледже я мечтала обо всех тех вещах, которые куплю, как только начну работать. Но после уплаты налогов, кредита за машину и квартплаты денег у меня оставалось ненамного больше, чем в пору студенчества. В школе я зубрила учебники, чтобы попасть в колледж, где весь первый год корпела над книгами, чтобы попасть на избранный факультет. Затем я лезла из кожи вон, чтобы заработать высокий средний балл, и старалась проявить себя во время практики, чтобы получить возможность найти золотую жилу, то есть «хорошую работу». И это все, за что я боролась? Перспектива просиживать на работе по 90 часов в неделю и пялиться в монитор меня не радовала, тем более что огромная часть заработанных мной денег проплыва-па мимо моего кармана.
Когда через несколько месяцев такая жизнь достала меня окончательно, я вспомнила о Роберте и его богатом Папе. Придя домой, я рассказала своему мужу Джеффу — мы только что поженились — о розовой книжке, которую чуть ли не силой навязывал мне Аарон. Мы решили отправиться в книжный магазин и купить ее, чтобы прочитать вместе. Проштудировав се от корки до корки, мы купили еще «Квадрант денежного потока» и «Руководство богатого папы по инвестированию».
Джефф - прирожденный предприниматель. Он тонко чувствует, что нужно людям, и мастерски ведет переговоры. Однако ему с самого детства внушали, что слово «предприниматель» - это синоним непристойного слова из трех букв. В его семье бизнесменов считали «недочеловеками» и называли не иначе как аферистами. Отец Джеффа работает учителем и поп-ому мыслит примерно так же, как это делал бедный папа Роберта.
В результате Джефф занялся тем, чего ожидало от него общество. Он поступил в университет штата Юта, где получил диплом бакалавра искусств по специальности «японский язык» и бакалавра наук в области финансов. Его целью было получить действительно хорошую работу.
Джефф прошел собеседование в нескольких крупных фирмах. Он был почти круглым отличником, получателем нескольких стипендий и мог свободно говорить и писать ПО-ЯПОНСКИ. Поэтому он был, МЯГКО говоря, удивлен, Когда несколько раз прошел второй и даже третий тур отбора, но не дождался ни одного приглашения на работу.
Обычно Джефф переносил отказы достаточно спокойно. Но все-таки один из них стал для него тяжелым ударом. Его и его брата-близнеца Джона (который получил дипломы по тем же специальностям и имел такой же средний университетский балл, что и брат) выбрали из тысячи кандидатов для прохождения тщательного отбора. Оба подали заявления о приеме на работу в одну из «Большой пятерки» аудиторских фирм на должность финансового аналитика. Они прошли больше полудюжины собеседований, и из всего университета только Джефф, Джон и еще один парень получили вызов в штаб-квартиру компании в Сан-Франциско для окончательного собеседования. Ходили слухи, что каждый, кто дошел до этого этапа отбора, может считать, что работа у него в кармане.
Джефф с Джоном вернулись из поездки в таком страшном возбуждении, что едва держали себя в руках. Наконец они дождались звонка: Джону предложили место в финансово-банковском отделе, а Джеффу отказали.
Я никогда не видела Джеффа таким подавленным. Чувствуя себя потерянным, он без конца спрашивал меня, как ему жить дальше. Он сделал все, что требовало от него общество, и потерпел неудачу. Прислушавшись к советам доброжелателей, он решил поступить в аспирантуру на кафедру информационного менеджмента. Он надеялся, что так сможет повысить свои шансы на получение действительно хорошей работы. Он сдал экзамен GMAT* и был принят в престижную бизнес-школу. Занятия должны были начаться осенью 2001 года.
Но я не могла отделаться от мысли, что аспирантура нам мало чем поможет. Если верить Роберту Кийосаки, то дальнейшее образование, скорее всего, только загнало бы нас еще глубже в долговую яму. Вместо того чтобы накапливать активы, мы занимались бы умножением пассивов. Кроме того, после аспирантуры Джефф, вероятно, получил бы работу в какой-нибудь корпорации, а моей ненависти к подобной работе с избытком хватило бы на нас обоих.
Однажды я попросила Джеффа сесть и послушать несколько отрывков из «Руководства богатого папы по инвестированию»: «Прежде всего вы должны определить, в каком из квадрантов у вас больше всего шансов добиться долгосрочного финансового успеха...» Указав на квадрант «Р», я сказала: «У тебя нет опыта, за который наниматели согласны платить большие деньги, и поэтому, работая по найму, ты вряд ли когда-нибудь заработаешь достаточно денег для инвестирования. Кроме того, ты не очень аккуратен, быстро теряешь интерес, не отличаешься внимательностью, любишь спорить и нарушать инструкции. Так что твои шансы на финансовый успех в квадранте "Р" не слишком высоки».
Мы взглянули друг на друга и поняли, что у нас не было никакого желания оставаться наемными работниками до конца жизни. Ни один из нас не обладал качествами усердного работяги. Джефф пришел к выводу, что аспирантура не для него. И как бы я ни гордилась своим высшим образованием, мне было ясно, что вскарабкаться с его помощью по корпоративной лестнице я не сумею. Мы решили сосредоточить внимание на том, кем мы были и к чему стремились.
Мы с Джеффом стали горячими почитателями Роберта Кийосаки. Его приземленный подход к бизнесу и жизни оказался нам настолько близок, что мы начали его цитировать. Фраза «Богатый Папа говорит...» стала неотъемлемой частью нашего повседневного словаря.
Мы начинаем перемены
Я уволилась с работы, и мы стали жить на наши сбережения, максимально урезав расходы. В целях расширения кругозора мы решили посещать абсолютно все семинары, которые будут проходить в нашем городе, независимо от тематики. Мы купили (и продолжаем покупать) несколько дюжин кассет с лекциями о финансах, саморазвитии, мотивации и бизнесе. Наша конечная цель была ясна - стать владельцами бизнеса и отойти отдел молодыми и богатыми. Однако, как и большинство вещей в реальной жизни, это оказалось делом нелегким.
Наш первый бизнес был связан с привлечением денежных средств. Мы занимались поиском финансовых компаний, способных помочь мелким предпринимателям, срочно нуждавшимся в кредитах. Расходы на запуск предприятия составили около 7 тысяч долларов. И хотя через полгода наша фирма обанкротилась и мы потеряли 10 тысяч долларов, полученный нами опыт трудно переоценить.
К сожалению, тут у нас закончились деньги.
«Вы с ума сошли! У вас ничего не выйдет, устройтесь лучше на нормальную работу!» — наши друзья и родственники без конца советовали выбросить из головы «схему быстрого обогащения». Эта схема могла привести к чему угодно, только не к тому, на что мы рассчитывали.
Но мы постоянно напоминали себе о двух вещах. Богатый Папа сказал, что неудача — это часть процесса достижения успеха. Дипак Чопра учил, что успех — это процесс, а не пункт назначения. Только это и помогало нам двигаться дальше.
Теперь я начала понимать, почему богатый папа сказал Роберту, что для перехода к статусу богатого человека требуется такая же серьезная психологическая подготовка, какая необходима альпинисту, штурмующему Эверест. Чтобы стать богатым, человек должен отдать все, что у него есть. Он должен хотеть этого так сильно, чтобы с готовностью согласиться пройти через любые испытания, ожидающие его на пути, независимо от степени их трудности.
Должна признаться, что этот период стал для меня настоящей проверкой на твердость характера. Передо мной встали такие серьезные препятствия, как страх и лень. Иногда я серьезно подумывала о том, чтобы устроиться на работу и забыть о мечте отойти от дел на пенсию молодой и богатой. Порой у меня возникало желание стать обычной домохозяйкой и уговорить Джеффа найти работу, позволяющую прокормить нас обоих. В конце концов, я была женщиной. Меня приучили считать, что обязанность заботиться о счетах должна лежать на мужчине. Время от времени тоска по независимости заставляла меня терять самообладание и давать волю слезам.
Сначала мы испытывали большие затруднения, потому что у нас не было учителя, который мог бы сообщить, когда придется сдавать следующий экзамен и по какому предмету. Иногда катастрофически не хватало босса, который сказал бы, что и когда нужно сделать. Если раньше я ненавидела составленный для меня план работы, то теперь, когда никто не давал мне указаний, я чувствовала себя беспомощной. Обучение самодисциплине давалось с трудом.
Джефф выразил свое мнение однозначно. «Если мы не придумаем, как начать собственный бизнес, и устроимся на постоянную работу, то сможем заработать достаточно денег, чтобы оплачивать счета. Но что потом? - спросил он меня. - Нам придется работать до конца своих дней, до глубокой старости. Сейчас нам чуть больше двадцати. К тому времени как мы достигнем пенсионного возраста, системы социального обеспечения, которая могла бы о нас позаботиться, уже не будет. Мы должны решить, как нам сделать то, что необходимо сделать, пока у нас еще есть время... Мы не можем позволить себе пойти по легкому пути».
Я понимала, что Джефф прав. Рано или поздно вопрос о том, откуда брать деньги, когда мы больше не сможем или не захотим работать, станет решающим. Мы были молоды. Мы могли сделать выбор.
И мы его сделали. Мы отвергли возможность стать наемными работниками. Лучше мы тысячу раз прогорим, чем будем до конца жизни вставать каждое утро, чтобы продолжать гонку по замкнутому кругу «крысиных бегов». Мы перестали горевать о неудаче и двинулись вперед, сфокусировав все внимание на том, чтобы отойти от дел молодыми и богатыми.
Богатый Папа говорил, что большинство миллионеров три раза терпят неудачу, прежде чем добиваются успеха. Мы пришли к выводу, что следующим пунктом нашей повестки дня должен стать вопрос о том, каким будет наш следующий бизнес.