Примерная ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Л.В. Пафнутьева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсовой работы по дисциплине
«Бухгалтерский управленческий учет»
Для студентов, обучающихся по специальности
080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Чебоксары - 2009
Настоящее методические указания разработаны для студентов экономического факультета очного и заочного форм обучения, обучающихся по специальности 080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в соответствии с образовательным стандартом старшим преподавателем Пафнутьевой Л.В.
Рассмотрены на заседании кафедры и одобрены -
протокол № от «__»__________________2009 г.
Утверждены методической комиссией экономического факультета -
протокол № от «___» _________________2009 г.
Методические указания к выполнению курсовых работ по бухгалтерскому управленческому учету утверждены методическим советом академии -
протокол № ____ «____» _________________ 2009 г.
___________________________________________ доцент Айзатов Р.М.
Рецензенты:
Методические указания вводятся в учебный процесс с
«___» __________________ 2009 г.
Ответственный за исполнение:
_________________ ст. преподаватель Пафнутьева Л.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………. | |
1. Общие вопросы по оформлению курсовой работы…... | |
2. Примерная ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ……………………... | |
3. Содержание курсовой работы………………………………… | |
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ И ПОДРАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………… | |
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выполнение курсовой работы рассчитано на закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, полученных студентами, по данной дисциплине и приобретение ими навыков критического решения проблем, связанных с экономическим анализом.
Курсовая работа студентом выполняется самостоятельно на основе исходной информации того сельскохозяйственного предприятия; где он проходил производственную практику в соответствии с учебным планом.
Правильная организация сбора исходной информации на сельскохозяйственном предприятии является одним из важнейших условий успешного выполнения курсовой работы. Поэтому до выезда на производственную практику студент должен определить тему курсового проекта с учетом характера будущей выпускной аттестационной работы.
Она должна быть выполнена и представлена на кафедру для проверки, не позднее чем за две недели до начала экзаменационной сессии.
1. Общие вопросы по оформлению курсовой работы
В соответствии с учебным планом студенты экономического факультета, обучающиеся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», выполняют курсовую работу по курсу «Бухгалтерский управленческий учет». Задачами курсовой работы являются: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по данному курсу, применение этих знаний при решении конкретных научных и производственных вопросов, развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и оформления результатов исследований.
В курсовой работе студент должен показать свое умение работать с литературными источниками, давать объективную и всестороннюю оценку современного уровня развития с.–х. производства, выявлять резервы и пути совершенствования учета затрат, логически и последовательно излагать свои мысли, делать правильные обобщения, выводы и предложения.
Курсовая работа выполняется на материалах с.–х. предприятий, а также массовых статистических данных годовых отчетов, сведениях из специальной литературы.
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно с учетом важности для современного производства определения проблемы. Не рекомендуется выбирать одну и ту же тему несколькими студентами одной группы. Исключением могут быть случаи, когда одноименные темы выполняются на различных материалах и источниках. Выбранную тему следует зарегистрировать на кафедре.
Объектом исследования может быть одно с.–х. предприятие.
Данные для курсовой работы должны быть взяты за продолжительное время (минимум за 3 последних года) и, сравнивая с показателями передовых хозяйств района (средними республиканскими данными), углубленно изучаться по подразделениям хозяйства. Отдельные показатели сопоставляются с районными, республиканскими и федеральными. Преподаватель, ведущий лабораторные занятия по данному курсу, является руководителем курсовой работы.
Руководитель курсовой работы оказывает помощь студенту в разработке плана, рекомендует литературу, справочные материалы и другие источники по теме, а также проводит консультации, осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы и проверяет ее перед защитой.
Общий объем курсовой работы должен составлять 30-45 страниц машинописного текста стандартных листов бумаги формы А-4 (210 на 297 мм). Поля с права. 10 мм, слева - 30 мм, верхнее -20 мм, нижнее - 20 мм. Текст располагается только на одной стороне листа.
Заголовки разделов пишут симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов пишут с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускается. Точку в конце заголовка не ставят и его не подчеркивают. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правой верхнем углу.
При текстовом изложении материала не допускается произвольное сокращение слов, кроме общеустановленных: кг, г, км, ц и т.п.
Разделы и подразделы нумеруют арабскими цифрами с точкой в конце. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделанных точкой.
Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно двум интервалам.
Каждый раздел начинается с новой страницы,
Оглавление размещается на отдельной странице. В нем последовательно перечисляются все заголовки разделов и подразделов работы, указываются номера начальных страниц, где они помещены.
Схемы, диаграммы, фотографии и прочий иллюстрационный материал именуют рисунками и нумеруют арабскими цифрами последовательно в пределах каждой главы. Номер рисунка должен содержать номер раздела и порядковый номер рисунка, разделенный точкой.
Рисунок, должен быть размещен сразу после ссылки на него в тексте, если недостаточно место под текстом - на следующей странице. Надо стараться размещать иллюстративный материал так, чтобы его можно было рассматривать без поворота работы. При размещении вдоль страницы, рисунки располагают так, чтобы для их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.
Каждый рисунок сопровождается содержательной надписью. Подпись печатается или пишется над рисунком в одну сторону с номером и должна отражать его содержание. Размещение надписи над рисунком не допускается.
Таблицы. Цифровой материал помещаемый в курсовой работе рекомендуется оформлять в виде таблицы. Таблицы по возможности должны быть краткими и оформляться следующим образом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием его порядкового номера. Знак «№» не ставится. Нумерация таблиц должна быть сквозной.
Нужно стремится к тому, чтобы таблица в тексте размещалась сразу же после ссылки на нее. По ходу текста ссылка делается следующим образом: «табл.1». Слово «смотри» используется только при повторных ссылках: «см. табл. 1». Если оставшегося места на странице недостаточно, чтобы разместить таблицу полностью, то ее следует поместить на следующей странице. Переносить таблицу с одной страницы на другую, как правило, не допускается. В порядке исключения, если таблица не размещается на одной станице и ее необходимо перенести, то на следующей странице справа пишут: «Продолжение таблицы» с указанием номера, но без повторения заголовка. Повторяются только номера граф.
В таблице обязательно указывается единица измерения. Если данные приведены в одинаковых физических единицах, они пишутся после тематического заголовка таблицы, отделяя от него запятой. В таблице не должно быть незанятых граф. Если цифровые данные в графе не приводятся, то ставится тире (-).
Таблицы вспомогательного характера целесообразно давать в виде приложения, которые располагаются в конце работы. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» прописными буквами. При наличии более одного приложения, их нумеруют арабскими цифрами (без знака №) и точки в конце. Ссылки на приложение делятся в общепринятом сокращении (Приложение 3).
В каждой графе числовые величины должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Цифры в графе таблиц располагают так, чтобы классы чисел во второй строке были точно один под другим.
Формула. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов должны приводится под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.
Первую строку объяснений начинают со слова «Где», двоеточие после него не ставят.
Если в тексте имеются ссылки на формулы, то их необходимо пронумеровать. Номер формулы следует заключить в скобки и помещать на уровне нижней строки формулы. Применяется сквозная нумерация.
Список использованной литературы. В список включают все использованные источники. Сведения о книгах (монографиях, брошюрах, учебниках, справочниках, журнальных и газетных статьях и т.д.) должны содержать: фамилию и инициалы автора, заглавие источника, издательство и год издания.
Фамилию автора следует указать в именительном падеже.
Источники в списке принято располагать в следующей последовательности: Постановления правительства РФ и Чувашской республики в хронологическом порядке, а все остальные в алфавитном порядке по фамилии автора. Если работа не имеет автора, то оно записывается по первому слову названия. Следует придерживаться ГОСТа по описанию литературных источников.
Содержание. В содержание последовательно перечисляют заголовки разделов, подразделов и указывают номера страниц, на которых они размещены.
Примерная ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Общехозяйственные расходы: варианты распределения в финансовом, налоговом и управленческом учете
2. Затраты как основной объект управленческого учета
3. Сущность понятия себестоимости, роль данных о себестоимости в управлении современным бизнесом.
4. Система учета полных затрат и система учета переменных затрат («директ-костинг»), их преимущества и недостатки.
5. Особенности выбора базы распределения общепроизводственных расходов в различных видах деятельности.
6. Учет по центрам ответственности и системе стимулирования при организации учета по центрам ответственности.
7. Принятие управленческих решений
8. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции молочного скотоводства.
9. Учет затрат и исчисление себестоимости зерна.
10. Учет затрат и исчисление себестоимости картофеля.
11. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции овощеводства.
12. Учет затрат и исчисление себестоимости сахарной свеклы.
13. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции подсобных промышленных производств.
14. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции обслуживающих производств.
15. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции хмелеводства.
16. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции птицеводства.
17. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции пчеловодства.
18. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции свиноводства.
19. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции овцеводства.
20. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции мясного скотоводства.
21. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг вспомогательных производств.
22. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции садоводства.
23. Учет затрат и исчисление себестоимости овощей защищенного грунта.
24. Организация бухгалтерского управленческого учета на предприятиях.
25. Учет затрат на организацию и управление производством.
Каждая из приведенных тем конкретизируется названием сельскохозяйственного предприятия или же акционерного общества. Например, «Учет затрат и исчисление себестоимости картофеля (на материалах СХПК «Прогресс» Яльчикского района ЧР)»
3. Содержание курсовой работы
В разработке плана и изложении материала курсовой работы требуется соблюдать определенную последовательность. Независимо от темы в курсовой работе обязательно должны быть следующие разделы:
Введение
1. Теоретические основы изучаемой проблемы
2. Анализ природных и экономических условий деятельности предприятия
2.1. Анализ соответствия сложившейся специализации (производственного направления) природным и экономическим условиям организации
2.2. Финансовые результаты производственной деятельности предприятия
3. Специальный раздел, название которого в основном совпадает с названием курсовой работы
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ И ПОДРАЗДЕЛОВ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В кратком введении (не более 2 – 3 стр.) определяется сущность и значение поставленной темы; приводятся основные показатели, характеризующие состояние поставленного вопроса в целом по сельскому хозяйству республики и страны. Здесь формулируются студентом цель, задачи и источники информации курсовой работы. Поставленные задачи должны способствовать достижению цели.
В 1-ом разделе (8 – 10 с.) изучаемый вопрос рассматривается с теоретических позиций. Особое внимание студенту необходимо обращать на изучение точек зрения современных ученых экономистов на изучаемую проблему, а также высказать свое мнение об экономической сущности проблемы. Это обстоятельство не означает, что студент должен непременно дать собственную трактовку вопроса. Ознакомившись при изучении литературы с различными мнениями по теме, автор должен высказать и аргументировать позицию, которую он будет отстаивать и развивать в курсовой работе. Эта глава выполняется в виде обзора литературы, и поэтому ее качество определяется широтой и глубокой проработкой различных источников. Раздел необходимо завершить выводами, вытекающими из обобщения проработанных литературных источников.
2 раздел. Анализ природных и экономических условий деятельности предприятия (7 – 8 стр.).
В разделе выделяют два подраздела: «Анализ соответствия сложившейся специализации (производственного направления) природным и экономическим условиям организации» и «Финансовые результаты производственной деятельности предприятия».
Анализ соответствия сложившейся специализации (производственного направления) природным и экономическим условиям организации включает: специализацию и сочетание отраслей, размер и структуру сельскохозяйственных угодий, основные фонды, их структуру: фондообеспеченность предприятия, фондовооруженность труда, фондоотдачу, производительность труда в целом по хозяйству, рентабельность основных видов с.–х. продукции.
3 раздел. Данный раздел, название которого, как правило, совпадает с названием избранной темы курсовой работы, может состоять из следующих подразделов. Первый из них должен быть посвящен организации учета затрат и выхода продукции. Например, «Организация первичного, аналитического и синтетического учета затрат и выхода продукции молочного скотоводства».
Второй подраздел посвящается исчислению себестоимости. При этом основное внимание следует уделять выявлению и характеристике причин, которые определили изменение рассматриваемых показателей за анализируемый период.
Третий подраздел – пути совершенствования по теме исследования. В нем необходимо обосновать конкретные и реальные пути кардинального изменения объекта анализа в лучшую сторону.
В конце курсовой работы следуют «Выводы и предложения» (2 – 4 стр.). Они являются ее логическим завершением, должны быть конкретными и вытекать из содержания работы.
Работая над выводами, студент должен помнить о тех целях и задачах, которые были поставлены во введении. Выводы и предложения должны показать, насколько полно удалось автору решить поставленную задачу, какие еще имеются резервы.
Список используемой литературы помещается после выводов и предложений. В нем должны быть упомянуты не только книги и журналы, но и научные отчеты, некоторые статистические сборники и другие источники информации, которые были использованы при выполнении курсовой работы (не менее 20 источников).
Литература располагается по алфавиту. Следует придерживаться ГОСТа по описанию литературных источников.
В конце курсовой работы помещают приложения. В них приводится бухгалтерская отчетность предприятия за последние три года, регистры первичного, аналитического и синтетического учета и т. д., упомянутые, но не помещенные в тексте.
Ссылка на номер в списке литературы проставляется после завершения цитаты в тексте и заключается в квадратные скобки: [1], [2].
Курсовая работа в окончательно оформленном виде представляется на кафедру и защищается до начала экзаменационной сессии.
Защита является особой формой проверки выполнения проделанной работы. Защита повышает ответственность студента, приучает к всестороннему обоснованию сделанных им предложений, к глубокому пониманию выполняемой работы.
Защищают работу в присутствии специальной комиссии, состоящей из 2 – 3 преподавателей кафедры, руководителя курсовой работы и студентов группы.
Защита состоит из короткого доклада студента (5 – 6 мин.) по выполненной работе, затем студент отвечает на вопросы.
Вопросы задают присутствующие на защите преподаватели и студенты. Студент должен отвечать на заданные вопросы по существу.
Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее, считается имеющим академическую задолженность.
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-ое изд., доп. и пер. – М.: Омега-Л; Высшая школа.-2003.-528с.
2. Головизнина А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», -2003.-184с.
3. Гущина И.Э., Балакирева Н.М. Управленческий учет: основы теории и практики: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, -2004. -192с.
4. Зимакова Л.А. Сборник задач по бухгалтерскому управленческому учету: учебное пособие. – М.: КНОРУС, -2005.- 192с.
5. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, -2004.-618с.
6. Ивашкевич В.Б. Сборник задач и примеров по управленческому учету. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, -2002.
7. Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, -2004.-160с.
8. Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», -2000. -354с.
9. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2. Ч.2. Бухгалтерский управленческий учет. Ч.3. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учебник. – 4.е изд., пер. и доп. – М.: Финансы и статистика, -2001.-400с.
10. Хоружий Л.И., Джикия К.А., Хоружий В.И. Бухгалтерский учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях. – М: Издательство «Альфа-Пресс». -2005.-224с.
Дополнительная
1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ.
2. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.06.2003г. № 792.
3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, -2001
4. Белов Н.Г. Практикум по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве. М.: ВО «Агропромиздат», 1989.
5. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, -2003.-350с.
6. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. 2-ое изд. М.: Издательский дом «Дошков и К», -2003.
7. Мишин Ю.А. Управленческий учет: Управление затратами и результатами производственной деятельности. М.: -2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1