Дворовый (хозяинъ) тронулъ.
Всякое заболѣваніе лошади, коровы и овцы крестьяне прежде всего приписываютъ тому, что «дворовый тронулъ».
Лѣченіе. Взять вѣникъ и говорить въ него слова: «Въ семъ селѣ, въ семъ дворѣ, сидитъ три жировика и лѣсовика и три отпадшихъ силы. У меня, рабы Божьей Н., на эту отпадшую силу есть тридевять кнутовъ и тридевять булатныхъ ноженъ. Я этими тридевятью кнутами и тридевятью прутами и тридевятью булатными ножами откаливаю, отговариваю отъ избнаго, отъ печнаго, отъ двороваго, отъ хлѣвнаго, отъ уличнаго, отъ водянаго, отъ лѣсоваго, отъ баеннаго, отъ каменнаго, отъ нечистаго духа, отъ отпадшей жилы, отъ завидости, отъ переговору, отъ худыхъ глазъ, отъ своей думы во вѣки вѣковъ. Аминь, аминь, аминь.» Говорить слова три раза, послѣ каждаго раза плюнуть три раза въ вѣникъ. Вѣникомъ хлопать по больному животному.
Корова удой потеряетъ, т. е. перестанетъ почему-либо доить.
Лѣченіе. Идти къ роднику и говорить слова: «царь водяной, царь земляной и небесный царь — всѣмъ царямъ царь, благословите взять водушки не ради хитрости, не ради мудрости, а ради Божьей рудонюшки (или какой другой), что-бы по старому доила, что-бы молочко по старымъ струйкамъ бѣжало.» Говорить слова три раза, послѣ каждаго раза плюнуть въ родникъ три раза. Затѣмъ взять съ родника воды и выпоить коровѣ.
Кура перестанетъ нестись.
Лѣченіе. Посадить куру подъ мѣру, на которую положить ножикъ, ножницы, веретено, соломенную вязку (чѣмъ вяжутъ снопы) и говорить слова: «притчи, призоры, вѣтренны переговоры, приставшіе отъ дѣвки шимоволоски, отъ бабы простоволоски, отъ мужика, который напередъ ногами родился, отойдите отъ нашей куры прочь.» Говорить слова три раза, послѣ каждаго раза плюнуть три раза черезъ мѣру. Куру оставить подъ мѣркой съ вечера до утра. Куръ лѣчить всегда приносятъ вечеромъ послѣ захода солнышка.
Или:
Взять три лучины. Двѣ поставить въ полъ вертикально, а третью на верхъ (воротъ) затѣмъ лучины зажечь и пока онѣ не упадутъ провести куру сквозь ворота три раза.
Прутки рыть.
Когда у крестьянина потеряется лошадь или корова, или овца и если онъ долго не можетъ найти, то обращается къ знахарю, который умѣетъ прутки рыть. Это дѣйствіе состоитъ въ томъ, что въ самую полночь знахарь идетъ за деревню, беретъ въ лѣвую руку берестину, а въ правую уголь. Послѣднимъ пишетъ (чертитъ) на берестѣ съ права на лѣво и говоритъ слова: «пишу, увѣдомляю царю лѣсному, царицѣ лѣсной съ малыми дѣтушками, царю земному, царицѣ земной съ дѣтушками; царю водяному, царицѣ водяной съ малыми дѣтушками, что у раба Божьяго Н. потерялась карая лошадь или корова или кто другой. Если есть у васъ, то пошлите, не задержите.» Говорить слова три раза.
Затѣмъ бересто положить въ огороду между кольями, у которыхъ приколка (подпорки) нѣтъ. Крестьяне увѣрены, что послѣ такого дѣйствія, если только лошадь или корова жива, напремѣнно придетъ на другой день домой или выйдетъ на видное мѣсто. Другія вмѣсто береста употребляютъ рябиновые прутки (вѣтки), отсюда и самое дѣйствіе «прутки рыть.»
(Продолженіе будетъ).
________
Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // Олонецкие губернские ведомости, 1900. № 127. С. 2.
С. 2 |
Суевѣрія крестьянъ
села Песчаннаго, Пудожскаго уѣзда[8].
_________
Присушныя слова.
«Встану не благословясь, пойду не перекрестясь изъ дверей не дверями, изъ воротъ не воротами, выйду въ чистое поле, стану на западъ хребтомъ. Подъ западной стороной живетъ Иродъ царь, самъ сатана. Ай же, ты, Иродъ, самъ сатана, дай-ты рабу Божьему Н. (къ которому присушаютъ) триста бѣсовъ, пятьдесятъ дьяволовъ, три и два и единаго бѣса Игнаху, который разжигаетъ горы и воды, и черныя брови, мягкіе тѣльты. Такъ разожгалъ бы раба Божьяго Н. по рабѣ Божьей Н. въ тридевять костей, въ тридевять мозгей, три и двѣ и единую жилу подпятную становую. Не могъ-бы рабъ Божій Н. безъ рабы Божьей не жить, не быть, не часу часовать, не времени коротать. Сохвучи-бы сохнулъ, вянучи бы вянулъ. День-бы сохнулъ при солнышкѣ, ночь-бы сохнулъ при мѣсяцѣ. Въ новѣ мѣсяцѣ, въ ветхѣ мѣсяцѣ, въ скорби мѣсяцѣ, въ перекрой мѣсяцѣ. Какъ не можетъ жить рыба безъ воды, такъ не могъ бы жить рабъ Божій Н. безъ рабы Божьей Н. Какъ не можетъ жить медвѣдь безъ матери земли, такъ не могъ-бы жить рабъ Божій Н. безъ рабы Божьей Н. Какъ не можетъ жить птица безъ лѣсу, младенецъ безъ матери, такъ не могъ-бы рабъ Божій Н. жить безъ рабы Божьей Н. Кто можетъ эти слова отъ воротить отъ меня раба Божьего Н. отговорить? Тотъ, кто можетъ считать около моря травинки, въ морѣ трестинки и желты пески. Кто отговоритъ, тому стянетъ языкъ въ темя, глаза на косицу. Буди эти слова прочны, тверды изъ ключа въ ключъ, изъ замка въ замокъ во вѣки вѣковъ. Аминь, аминь, аминь.» Говорить эти слова можно въ чай, въ водку, въ пиво, въ сахаръ, въ кушанье и во многое другое. Говорить слова три раза, послѣ каждаго раза зѣвнуть и плюнуть три раза во что говорятся слова. Наговореннымъ чаемъ, водкой и др. угостить кого присушаютъ, при этомъ главное условіе, чтобы онъ не зналъ, что кушаетъ наговоренное, иначе слова не подѣйствуютъ. Угощать наговореннымъ, по мнѣнію ворожей, удобнѣе всего «съ вѣтру», т. е. какъ только человѣкъ войдетъ съ воздуха въ комнату, тогда слова лучше дѣйствуютъ.
Другія слова.
«Погляжу, посмотрю подъ восточную сторону. Подъ восточной стороной бѣжитъ рѣка Терка. По этой рѣкѣ Теркѣ бѣжитъ тоска тоскущая, сухота сухотущая. Спрошу раба Божья Н. ай же ты, тоска тоскущая, сухота сухотущая, куда пошла-полетѣла, куда путь держишь? Тоска-сухота, отвѣчаетъ: пошла я, полетѣла рѣкъ озеръ разжигать, синяго моря изсушать.» Помолюсь я, покорюсь я, раба Божья Н. ай-же ты, тоска-тоскущая, сухота сухотущая, рѣкъ, озеръ не разжигай, синя моря не изсушай, а разожги и распали ретивое сердце у раба Божьяго Н. и положи рабу Божьему Н. тоску тоскущую и сухоту сухотущую въ сердце, въ животъ, въ плоть и въ хоть, чтобы не могъ онъ не ѣсть, не пить, не жива быть. День-бы сидѣлъ и плакалъ по красному солнышку, ночь-бы сидѣлъ и думалъ по бѣлому мѣсяцу о рабѣ Божьей Н. Замки и ключи моимъ словомъ. Аминь, аминь, аминь».
Еще слова.
«Лягу не благословясь, встану не перекрестясь, выйду изъ избы не дверями, изъ воротъ не воротами на путь дорогу. Пойду путемъ дорогой, выйду въ чистое поле. Въ чистомъ полѣ три печи: печь кирпичная, печь булатная, печь желѣзная[13]. Въ этихъ трехъ печахъ горятъ и таютъ дрова дубовые. Такъ-бы горѣло и таяло ретивое сердце у раба Божьяго Н. по рабѣ Божьей Н. что-бы не могъ рабъ Божій Н. безъ рабы божьей Н. не жить не быть, не ѣсть, не пить, не часу часовать, не малой минуты миновать. Показалась-бы сія раба Божья Н. рабу Божью Н. краснѣе краснаго солнышка и свѣтлѣе свѣтлаго мѣсяца. И не могъ-бы рабъ Божій Н. въ хлѣбъ заѣдаться, въ квасъ запиваться, въ парной байнѣ измываться безъ рабы Божьей Н. Сохнулъ бы и вянулъ и во день, и ночь, и во всякую пору. Тутъ моимъ словамъ ключъ и замокъ во вѣки вѣковъ. Аминь, аминь, аминь.» Говорить слова три раза.
Если слова не помогаютъ, то ворожеи совѣтуютъ предъ обѣдомъ и ужиномъ вмѣсто молитвы говорить слова: «какъ не могу я, раба Божья Н. жить безъ хлѣба и воды, такъ-бы не могъ рабъ Божій Н. жить безъ меня.»
Или взять часть волосъ у дѣвушки или молодца, сжечь и положить подъ постель со словами: «какъ пепелъ этотъ сухъ и будетъ лежать подъ моей постелью, такъ пусть сохнетъ сердце твое Н. по мнѣ Н. и будетъ лежать ко мнѣ пока есть дыханье въ груди твоей.
Или вытереть пряникъ потомъ съ лица и груди и дать его съѣсть; тогда и будетъ она или онъ любить тебя.
Или поймать летучую мышь, положить ее въ муравейникъ. Когда ее съѣдятъ, вынуть и найти въ числѣ костей крючекъ и петелку. Задѣнь его крючкомъ и будетъ любить, а если ее, то петелкой.
Или найти пару лягушекъ самца и самку, положить въ коробокъ и снести въ лѣсъ въ муравейникъ, идти обратно безъ оглядки. Черезъ нѣсколько дней въ коробкѣ будутъ однѣ кости, между которыми нужно найти крючекъ и петелку. Молодца, что-бы любилъ, зацѣпить крючкомъ, а дѣвушку петелкой.
Или взять земли изъ подъ правой ноги молодца или дѣвушки и бросить въ печь въ пламя на уголья со словами: «какъ ярко и жарко пылаютъ дрова въ печи, такъ-бы у раба Божьяго Н. сердце пылало любовью ко мнѣ рабѣ Божьей».
(Продолженіе будетъ).
________
Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // Олонецкие губернские ведомости, 1900. № 128. С. 2.
С. 2 |
Суевѣрія крестьянъ
села Песчаннаго, Пудожскаго уѣзда.[9]
_________
Слова на взглядную тоску.
Эти слова долженъ говорить или самъ молодецъ или сама дѣвушка. Дѣло ведется такъ. Когда придетъ въ избу молодецъ, котораго нужно присушить, дѣвушка должна въ это время пристально смотрѣть на него и говорить слова: «Голубчикъ мой, я голубка твоя, хочу съѣсть тебя съ ногами, съ руками съ ясными очами, съ буйной головой, съ мыслію твоей человѣческой. Я въ тебя вздыхать, ты по мнѣ тосковать. Мой вздохъ, твой ахъ» и при послѣднемъ словѣ незамѣтно дунуть на него. Тоже самое можетъ сдѣлать молодецъ по отношенію къ дѣвушкѣ.
Слова на честь дѣвушкамъ, т. е. что-бы отъ молодцовъ постоянно имъ былъ почетъ.
«Встану благословясь, пойду перекрестясь изъ дверей дверями, изъ воротъ воротами, выйду въ чистое поле, погляжу подъ восточную сторону. Подъ восточной стороной встаетъ заря утренняя, выкатается красное солнышко. Пусть буду я, раба Божія Н. краше краснаго солнышка, бѣлѣе свѣтлаго мѣсяца, румяннѣе утренней зари и вечерней, краше всего міру православнаго. Какъ глядятъ всѣ православные христіане на красное солнышко и на бѣлый свѣтъ, такъ смотрѣли бы молодцы на рабу свою Н. и почитали-бы и возносили-бы ее на головахъ своихъ. Не могли-бы добрые молодцы и красныя дѣвицы безъ меня не жить, не быть, не игры заводить. Буди эти слова тверды и прочны изъ ключа въ ключъ, изъ замка въ замокъ. Аминь, аминь, аминь.» Говорить слова три раза въ воду, послѣ каждаго раза плюнуть три раза въ воду. Наговоренной водой помыться, а остатки вынести на улицу и вылить такъ, что бы вода разлетѣлась по сторонамъ и сказать: «четыре брата вихоря, разнесите мою честь и славу по всѣмъ четыремъ сторонамъ.»
Если слова не помогутъ, то въ Ивановъ день (24 іюня) снести два яйца въ муравейникъ и держатъ до Петрова дня. Въ Петровъ-день одно яйцо вынести, а другое оставить гостинцами «муравейному царю.» Принесенное яйцо выпить со словами: «какъ около этого яйца «скались» мураши, такъ бы около меня, рабы Божьей Н. «скались» и увивались молодцы.»
Остудныя слова,
которые, по увѣренію ворожей, вызываютъ ненависть между супругами, между влюбленными, друзьями.
«Встану не благословясь, пойду не перекрестясь изъ дверей не дверями, изъ воротъ не воротами, выйду въ чистое поле, посмотрю подъ западную сторону. Подъ западной стороной течетъ дегтяная рѣка, по той дегтяной рѣкѣ плыветъ малое челно, въ томъ маломъ челнѣ сидитъ малый человѣкъ, у котораго чертова рожа, угревая кожа, шубны глаза, волчій ротъ, медвѣжій взглядъ, звѣриный, вздохъ змѣинный, и какъ этотъ человѣкъ страшный, горькій, приторомкій, такъ казался бы рабъ Божій Н. рабѣ Божьей страшнымъ, горькимъ, приторомкимъ. Страшнымъ звѣремъ въ темномъ лѣсѣ, кленучимъ змѣемъ въ чистомъ полѣ. Не могъ-бы рабъ Божій Н. съ рабой Божьей не думы думать, не бесѣды бесѣдовать. Дрались бы и цыпались, въ кровь придерались и на встрѣчу не встрѣчались во вѣки вѣковъ. Аминь, аминь, аминь». Буди эти слова тверды и прочны изъ ключа въ ключъ, изъ замка въ замокъ. Говорить слова три раза или въ воду, или въ соль, или въ чай, или въ кушанье и мн. др. Послѣ каждаго раза плюнуть три раза во что говорятся слова. Наговореннымъ угостить лицъ, которыхъ хотятъ поссорить между собой. Послѣдніе не должны знать, что ихъ кормятъ или поятъ наговореннымъ, иначе слова не подѣйствуютъ.
Другія слова.
«Встану я раба Божья Н. не благословясь, пойду не перекрестясь изъ избы не дверями, изъ сѣней не воротами въ чистое поле, къ синему морю, стану на самое подвальное (нижнее) бревно, погляжу, посмотрю подъ сѣверную сторону. Подъ сѣверной стороной ледяной островъ, въ ледяномъ островѣ ледяная фатера, въ ледяной фатерѣ ледяныя стѣны, ледяной полъ, ледяной потолокъ, ледяные двери, ледяныя окна, стекла, ледяная печка, ледяной столъ, ледяная лавка, ледяная кровать, ледяная постель и царь ледяной. На этой ледяной печкѣ сидитъ кошка польска, собачка заморска, сидятъ другъ другу хребтами, а повернутся другъ къ другу лицами, щиплются и дерутся до кровавыхъ ранъ. Такъ же бы рвался и цапался рабъ Божій Н. съ рабой Божьей до кровавыхъ ранъ. Не могъ-бы онъ на нее не зрѣть, не глядѣть, такъ-же бы и она на него не въ какой часъ, не въ какую минуту. Ай же ты, царь ледяной, не морозь не рѣкъ, не озеръ, не синихъ морей, а застуди, заморозь ретивое сердце у раба Божьяго Н. и у рабы Божьей Н. что бы не могли не ѣсть, не пить, не на другъ друга смотрѣть, не думами думать, не мыслями мыслить. Казался-бы сей рабъ Божій Н. злѣе звѣря лѣсоваго и лютѣе бы гада полеваго, такъ же бы и она ему. Аминь, аминь, аминь и на вѣки вѣковъ закинь.» Говорить слова три раза, послѣ каждаго раза плюнуть три раза въ воду или другое.
Если слова не помогаютъ, то совѣтуютъ отстричь у совершенно[14] черной собаки и кошки шерсти и у совершенно чернаго пѣтуха перьевъ, все сжечь и пепелъ положить въ какое нибудь кушанье и скормить тому, кого хотятъ поссорить. Или шерсть и перья положить подъ крыльцо, по которому они, т. е. которыхъ хотятъ поссорить, ходятъ.
(Продолженіе будетъ).
_______
Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // Олонецкие губернские ведомости, 1900. № 134. С. 2.
С. 2 |
Суевѣрія крестьянъ
села Песчаннаго, Пудожскаго уѣзда.[10]
_________
Гаданья.
1) Вечеромъ на Рождество дѣвушки привязываютъ телкѣ около шеи поясъ, а утромъ въ Рождество идутъ смотрѣть куда мордой стоитъ телка. Если стоитъ мордой къ дверямъ, то дѣвушка выйдетъ замужъ, а если задомъ, то не выйдетъ.
2) Въ Рождество Христово дѣвушки, какъ подметутъ избу, соръ несутъ на дорогу и смотрятъ откуда налетятъ птицы или прибежатъ собаки, оттуда и сваты поѣдутъ.
3) Если въ Рождество Христово въ домъ, въ которомъ есть дѣвушки невѣсты, придетъ первымъ человѣкомъ дѣвушка, то въ томъ году ни одна изъ нихъ замужъ не выйдетъ, а если придетъ женщина, то одна какая-нибудь изъ нихъ выйдетъ.
4) Въ Рождество между утренней и обѣдней стелютъ черезъ дорогу поясъ и смотрятъ, какой мужчина первымъ пойдетъ черезъ поясъ, такой и богосуженный будетъ.
5) Въ Рождество за обѣдомъ дѣвушка или молодецъ ничего не говоритъ, затѣмъ беретъ со стола скатерть съ крошками, завертываетъ ее въ нѣсколько рядовъ и, ложась спать, полагаетъ ее подъ подушку со словами: «суженый-ряженый, приди со мной спать, — и онъ, говорятъ, приходитъ.
6) Утромъ въ Рождество дѣвушка накрываетъ столъ и ставитъ на него разныя кушанья, только ножика не полагаетъ, чтобы нечистый не зарѣзалъ, сама садится съ ножницами подъ столъ и зоветъ суженнаго обѣдать и онъ приходитъ.
7) Въ Рождество съ первымъ блиномъ идутъ слушать подъ окно или къ дверямъ. По слышанному судятъ о судьбѣ. Если услышатъ: сядь, — то не выйдетъ замужъ; если: поди, бѣжи, то выйдетъ и мн. др.
8) Смотрятся въ зеркало, что дѣлается въ самую польночь. Дѣло ведется такъ: зеркало полагаютъ въ хомутъ, который ставятъ на что нибудь (столъ, печь и др.), рядомъ съ хомутомъ ставятъ свѣчку. Смотрѣть нужно, не мигая. При началѣ гаданья нужно сходить на крыльцо позвать богосуженнаго: «суженый-ряженый, приди въ зеркало смотрѣться, себя показать и меня посмотрѣть»; дѣвушка безустанно смотритъ въ зеркало до тѣхъ поръ, пока, не покажется какое-нибудь видѣніе. При этомъ гаданіи нужно пріоткрыть уличныя двери и квартирные (наготово открыть богосуженному). Если смотрятъ на печкѣ, то смотрятъ лежа, а если на столѣ, то сидя. По видѣнію судятъ о судьбѣ. Если въ зеркалѣ увидятъ мужчину или около своей головы подобіе вѣнца, то выйдетъ замужъ непремѣнно. Если которая дѣвушка умретъ дѣвушкой, то та, говорятъ, увидитъ гробъ или человѣка съ вѣнчикомъ на лбу. Смотрятъ еще иначе. Одна дѣвушка съ открытой головой и расплетенными волосами садится въ большой уголъ подъ икону, у которыхъ зажигаетъ восковую свѣчу, а другая съ зеркаломъ садится на печку и смотритъ, что дѣлается съ подругой въ углу, что потомъ ей и передаетъ. Если увидитъ на головѣ у ней кокошу, то она выйдетъ замужъ, и если на головѣ у ней ничего не будетъ, то не выйдетъ. Если на глазахъ у ней увидитъ покрышку, то умретъ дѣвушкой.
9) Дѣвушки выпускаютъ пѣтуха, предварительно положивши на полъ по кусочку хлѣба. Чей кусочекъ пѣтухъ клюнетъ, та и замужъ выйдетъ.
10) Полютъ снѣгъ, что состоитъ въ томъ, что дѣвушка кладетъ снѣгъ на заднее полотнище юбки, сѣетъ его и говоритъ: «сѣю бѣленькій снѣжокъ. Залай, залай собачка, гдѣ судима сторона». Затѣмъ припадаетъ ухомъ на снѣгъ и слушаетъ, въ какой сторонѣ залаетъ собака, туда и замужъ выйдетъ. Кромѣ того, если собака залаетъ грубымъ голосомъ, то выйдетъ замужъ за стараго, а если тоненькимъ, то за молодого.
11) Льютъ воскъ, олово, свинецъ въ воду, загадывая о чемъ нибудь. По вылитому изображенію судятъ о судьбѣ. Если выльется фигура, похожая на вѣнецъ, то выйдетъ замужъ въ томъ году, а если похожая на гробъ, то умретъ.
12) Подъ новый годъ выносятъ ложку съ водой на улицу и если на замороженной въ ложкѣ водѣ появятся сверху ямки[15], то гадальщица умретъ, а если возвышенія, то не умретъ.
13) Около постели сыплютъ зеренъ ячменя и ложась спать безъ креста и молитвы говорятъ: суженый, ряженый, приди жита (ячменя) жать. Онъ и придетъ.
14) Дѣвушка послѣ ужина, за которымъ ничего не должна говорить, беретъ недоѣденный кусочекъ, полагаетъ его подъ подушку и зоветъ суженаго ѣсть.
15) Берутъ, закрывши глаза, съ костра полѣно безъ выбору и смотрятъ, если полѣно гладкое, то мужъ будетъ красивый, богатый и ласковый, а если полѣно суковатое, то мужъ рябой, корявый и сердитый.
16) Выходятъ съ зеркаломъ на перекрестокъ дорогъ и наводятъ его на мѣсяцъ со словами: «суженый-ряженый, покажись мнѣ». Если дѣвушкѣ выйти замужъ, то суженый, говорятъ, немедленно покажется, а если не выйти, то не покажется.
17) Бросаютъ съ ноги башмакъ. Въ которую сторону башмакъ упадетъ носкомъ, въ той сторонѣ и быть замужемъ.
18) Ложась спать, кладутъ подъ голову мужчина женскую сорочку, а женщина мужскіе кальсоны, что-бы увидѣть свою суженую или суженаго[16].
19) Ложась спать на новомъ мѣстѣ безъ креста и молитвы, говорятъ: «на новомъ мѣстѣ приснись женихъ невѣстѣ».
20) Ходятъ на паперть церковную и слушаютъ у замки. Если услышатъ въ церкви пѣніе «Исаія ликуй», то женится или выйдетъ замужъ, а если «со святыми упокой», то гадальщикъ или гадальщица умретъ.
21) Считаютъ пекломъ потолочины со словами: «пришелъ-вышелъ». Если послѣдняя потолочина совпадетъ со словомъ «вышелъ», то гадальщица выйдетъ замужъ, а если со словомъ «пришелъ», то не выйдетъ.
Или со словами: «молодецъ вдовецъ». Если послѣдняя потолочина совпадетъ со словомъ «молодецъ», то выйдетъ за молодца, а если со словомъ «вдовецъ», за вдовца.
22) Слушаютъ у амбара. Если распахиваетъ въ амбарѣ, то жить будутъ бѣдно, а если спахиваетъ, то богато.
23) Дѣлаютъ изъ лучинокъ колодецъ, который полагаютъ подъ подушку, а себѣ въ руки берутъ чернушку и ложась спать говорятъ: «суженый-ряженый[17], приди на колодецъ коня поить, а ко мнѣ чернушки просить».
24) Замыкаетъ мать соннаго сына или дочь. Перваго замыкаетъ за поясъ, а вторую за косу, а ключъ беретъ къ себѣ и говоритъ: «приди богосуженый или богосуженая его или ее посмотрѣть, а ко мнѣ ключа просить.» Въ данномъ случаѣ богосуженую или богосуженаго уже увидитъ мать и скажетъ сыну или дочери.
25) Ложатся спать на столовое мѣсто (столъ отодвигаютъ). Подъ столъ полагаютъ ложку съ водой. Если вода прольется, то скоро сваты пріѣдутъ.
(Продолженіе будетъ.)
_______
Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // Олонецкие губернские ведомости, 1900. № 135. С. 2.
С. 2 |
Суевѣрія крестьянъ
села Песчаннаго, Пудожскаго уѣзда.[11]
_________
Примѣты.
Рожденіе. Суевѣрія, касающіяся жизни человѣка у нашего крестьянина начинаются еще за долго до рожденія. Крестьяне человѣка увѣрены, что кто ѣстъ рыбьи головы, дѣти у тѣхъ будутъ соплеватыя. Если женщина или дѣвушка ѣстъ прямо съ котла и ѣстъ черезъ дугу (ручка котла), то дѣти будутъ кривоногія. Если котелъ оскребаютъ дочиста, то у дѣтей головы будутъ черныя, а у дѣвушки, кромѣ того, мужъ будетъ или косолапый, или черноголовый. Женщина и дѣвушки избѣгаютъ ѣсть расколовшихся ягодъ или сросшихся двухъ вмѣстѣ, мыться въ одно время двумъ съ рукомойника: будутъ родить двоичатъ. Когда хотятъ нести въ лоханкѣ пойло скоту, то передней женщинѣ или дѣвушкѣ не даютъ въ руки комля въ коромыслѣ (чѣмъ носятъ лоханки), иначе будетъ рождать дѣтей напередъ ногами, а даютъ всегда вершину. Для той же цѣли не ставятъ коромысла вверхъ комлемъ. Если беременная женщина будетъ чаще смотрѣть на мѣсяцъ, то ребенокъ родится красивый, а если на солнышко, то румяный. Беременная женщина спитъ много, дѣти будутъ безспокойныя, а если ѣстъ много — то тощія. Когда у беременной женщины душу жжетъ (изжога), у ребенка, говорятъ, волосы растутъ. Беременная женщина непремѣнно всегда должна носить поясъ, иначе нечистый тронетъ. Если женщина перешагнетъ черезъ помело, то она будетъ трудно рождать. Часъ рожденія крестьяне скрываютъ во имя того, что если никто не узнаетъ момента рожденія, то роды будутъ очень легкія, а если узнаетъ, то тяжелые (сглазить могутъ родильницу и ребенка). Крестьяне говорятъ, что сколько лицъ узнаютъ о моментѣ рожденія ребенка, за столько-же лицъ роженица будетъ мучиться (мучиться за грѣхи каждаго). Если женщина долго не можетъ разрѣшиться, то поятъ ее съ праваго мужняго сапога, открываютъ двери и трубу и женщина, говорятъ, скорѣе родитъ. Для той-же цѣли просятъ священника открыть царскія двери, поятъ роженицу мѣломъ, порохомъ; мужъ беретъ воды въ свой ротъ и изъ него поитъ жену; окачиваютъ женщину черезъ коромысло (на чемъ ушатъ съ водой носятъ). Если ребенокъ родится ногами къ порогу или къ церкви, то умретъ, а если въ большой уголъ, то будетъ живущій (нужно замѣтить, что рождаютъ въ большинствѣ въ хлѣвахъ и обязательно стоя). Если ребенокъ послѣ крещенія (погруженія въ воду) въ рукахъ у священника растянется, то онъ умретъ, а если скрючится, то не умретъ. Если ребенокъ во время таинства крещенія чихнетъ, то будетъ живущій. Послѣ таинства крещенія кума должна нѣсколько времени посидѣть у родильницы и ребенка, послѣдній будетъ долго жить. Когда у ребенка найдутъ на головѣ первую вошь, пускаютъ ее на полъ и смотрятъ куда ползетъ. Если поползетъ къ порогу, то ребенокъ умретъ, а если въ большой уголъ, то будетъ живучій. Если у ребенка пяты длинны, т. е. выдаются назадъ, то онъ живучій. Ребенку даютъ въ руку палецъ и если онъ его крѣпко жметъ, то будетъ живучій. Если уши у ребенка стоячія, то онъ будетъ безспокойный, т. е. мало и худо будетъ спать, а если плотно прилегаютъ къ головѣ, то спокойный. Чтобы ребенка любилъ отецъ, нужно его, какъ только онъ родится, завернуть въ рубаху послѣдняго и положить въ большой уголъ, большакомъ будетъ. Вѣникъ съ первой бани послѣ родильницы, которую обязательно послѣ родовъ водятъ въ баню три раза въ 1-й, 2-й, 3-й, день, если даже женщина разрѣшится въ Пасху, то и тогда баню топятъ, (родильницѣ, говорятъ крестьяне, прощается), полагаютъ подъ голову ребенку, что-бы нечистый не обмѣнилъ и что-бы крѣпче спалъ. Порожней люльки не качаютъ, что-бы дѣтей больше не было. Къ кресту ребенка привязываютъ въ тряпкѣ кусочекъ пуповины, что-бы «сворабъ» (сплошная короста на головѣ) не присталъ. Ребенокъ, родившійся въ сорочкѣ (около плодная оболочка) считается очень счастливымъ. Сорочку зашиваютъ въ мѣшечекъ и привязываютъ къ кресту ребенка, которому тогда, по мнѣнію крестьянъ, вездѣ и во всемъ будетъ счастье. Въ первой банѣ ребенка моютъ водой смѣшанной съ молокомъ, что-бы онъ бѣлѣе былъ, что-бы призоры не пристали. Сынъ будетъ счастливый, если онъ похожъ на мать, а дочь, если похожа на отца. Не валятъ ребенка на лѣвый бокъ, лѣвша будетъ. Крестьяне увѣрены, что тотъ кто похвалитъ ребенка въ глаза, непремѣнно его сглазитъ, а по сему никогда въ глаза ребенка не хвалятъ. Въ великій четвергъ стригутъ у ребенка волосы, голова болѣть не будетъ никогда. Ребенку не позволяютъ лизать рогатку, грамотѣ не выучится.
Счастіе и несчастіе.
Всякому человѣку хочется знать, будетъ ли онъ счастливъ въ жизни или получить счастье. Человѣкъ, который не видитъ своего родимаго пятна, очень счастливый. Будетъ счастье, если въ домѣ посуда бьется. Будетъ счастье, если муха упадетъ въ чай или кушанье. Будетъ радость, если встрѣтимъ похороны, зачешется въ носу, зачешется лѣвый глазъ. Счастливые дни: вторникъ, четвергъ и суббота, а по сему только въ эти дни начинаютъ важныя дѣла. Будетъ обновка, если самъ себя оплюешь, или когда цвѣтутъ ногти (бѣлыя пятна на ногтяхъ). Если въ новой одеждѣ останется наметка, то скоро будетъ вторая обновка. Если во время шитья сломится иголка, то вещь удастся сшить хорошо. Лѣвая подошва чешется, идти не въ любимую дорогу, но счастливую. Правая ладонь чешется — получать деньги. Усы чешутся — гостинцы получить или съ кѣмъ-нибудь цѣловаться. Хорошо будетъ, если найдешь на улицѣ подкову. Будетъ счастье, если выйдя въ первый разъ изъ дому, встрѣтимъ женщину. Счастливый, у кого растутъ волосы на рукахъ и ногахъ, у кого ноги не большія.
Несчастливый человѣкъ, если видитъ у себя родимое пятнышко. Плакать, если чешется правый глазъ или оба глаза. Правая подошва чешется — идти въ любимую дорогу, но несчастливую. Не будетъ счастья, если встрѣтишь дѣвушку, зайца, кошку, священника, мужика, который «напередъ ногами родился». Передъ несчастьемъ собака воетъ, воронъ каркаетъ надъ головой или надъ домомъ. Передъ большимъ несчастьемъ кура запоетъ пѣтухомъ. Не къ добру пѣтухъ поетъ курицей, быть не хорошему, если пѣтухъ поетъ не во время. Если женщина выбрасываетъ соръ изъ избы послѣ ужина, то тотъ домъ разорится до нищеты. Если въ молочное заговѣнье (прощеное воскресенье) огонь погаснетъ до ужина, то кто-нибудь въ домѣ умретъ. Если на крышу дома прилетитъ сова и будетъ искать, то тотъ домъ сгоритъ. Если зимой ночью ходитъ около деревни лисица и лаетъ какъ собака, то будетъ въ деревнѣ пожаръ или покойникъ. Если въ домѣ скрипитъ балка или столъ, то будетъ покойникъ или выйдутъ жители изъ этого дома. Если во время обѣда или ужина соль изъ солонки просыплешь, то будетъ ссора. Не счастливый у кого ноги большія, у кого растетъ ноготь, отсюда пословица: «у счастливаго волосъ, а у безсчастнаго ноготь».
(Продолженіе будетъ.)
Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // Олонецкие губернские ведомости, 1900. № 136. С. 2.
С. 2 |
Суевѣрія крестьянъ
села Песчаннаго, Пудожскаго уѣзда.[12]
_________
Удача и неудача.
Всякій успѣхъ дѣла крестьянина радуетъ, а всякая неудача печалитъ. Онъ имѣетъ множество примѣтъ, по которымъ онъ предположительно судитъ объ удачѣ или неудачѣ извѣстнаго дѣла. Если ему не удалось какое нибудь дѣло, то онъ приписываетъ это или тому, что началъ въ тяжелый день, или встрѣча не хорошая была[18] (при худой встрѣчѣ обязательно ворочаются назадъ) и проч. Не будетъ удачи, если перейдетъ дорогу нечистая бабенка, встрѣтится лысая лошадь, перебѣжитъ дорогу собака, если ершъ попадаетъ въ первой тонѣ. Дѣвушка очищаетъ рогатки — не научится шить въ пялахъ или свекровь будетъ зубастая; если мужчина очищаетъ, то не встанетъ въ сосну; если мальчикъ, то грамотѣ не научится. Читая, не ѣдятъ, забудешь (заѣшь), что читалъ. Не зашиваютъ на себѣ платьевъ, не пришиваютъ пуговицъ, — память пришьешь. Не будетъ удачи, если начнешь дѣло въ среду или пятницу. Если весной, идя въ лѣсъ первый разъ, встрѣтишь гада, то будетъ множество несчастій въ продолженіи лѣта. Если идя на дѣло, увидишь поперегъ дороги гада, то удачи не будетъ. Обязательно воротись, если встрѣтишь мужика, который напередъ ногами родился. Если встрѣтишь въ дверяхъ кошку, воротись — удачи не будетъ. Рыбаки не говорятъ правды — сколько поймали рыбы, иначе не будетъ попадать рыба. Будетъ удача, если волкъ перебѣжитъ дорогу, если встрѣтишь женщину. Если рыбу до продажи начнетъ ѣсть собака, то продажа будетъ хорошая, а если кошка, то не хорошая. Кто оставляетъ стулъ у стола послѣ обѣда или ужина — того на чужомъ рѣпищѣ застигнутъ. Если хочешь узнать вора, то окади рослымъ ладаномъ то мѣсто, съ котораго украли вещь, послѣднюю воръ откинетъ.
Богатство и бѣдность.
Всякое занятіе, промыселъ, ремесло крестьянина клонится къ одной цѣли, что бы изъ бѣднаго сдѣлаться богатымъ. Богатъ (счастливъ) тотъ домъ, на которомъ ласточки вьютъ гнѣзда. Когда начинаютъ рубить домъ, смотрятъ, какъ упадетъ первая щепка; если хребтомъ кверху, то жить въ немъ будутъ богато. На новосельѣ послѣ отрѣзаннаго ломтя, если останется возвышеніе, то жить здѣсь будутъ богато, а если углубленіе, то бѣдно. Въ великій четвергъ до солнышка считаютъ деньги, что-бы больше было. Женщины не починяютъ кокошъ, что-бы у мужей не было долга. Для той-же цѣли крестьяне не полагаютъ рукавицъ на столъ. Рыбаки привязываютъ къ сѣтямъ часть засушенной летучей мыши, что бы рыба ловилась. Не метутъ одной избы разными вѣниками, богатство разметешь по угламъ. Лѣвая ладонь чешется — деньги отдавать. Когда крестьяне начинаютъ строить новый домъ, подъ уголъ его кладутъ деньги — для богатства, шерсть, что-бы тепло было.
Гости и друзья.
Если хлѣбъ во время сниманія съ печи перевернется — гость будетъ. Будутъ гости, если упадетъ со стола ножъ, вилка, если ложка, то гостья. Если поперхнется за обѣдомъ или ужиномъ, то кто нибудь торопится къ обѣду или ужину. Чешется локоть съ гостемъ здороваться. Несутъ дрова и упадетъ полѣно — гость будетъ. Будетъ гость, если изъ печки вылетитъ уголь прямо въ подолъ хозяйкѣ. Въ понедѣльникъ гость — всю недѣлю гости. Если кошка сидитъ на ходячей половичинѣ (по которой больше всего ходятъ) и моется, то гости будутъ. Куда у ней протянутъ хвостъ, оттуда и гость. Прилетитъ сорока на крышу или на крыльцо и защекочетъ, гости будутъ. Правая бровь чешется — или увидишь друга, или хвалятъ. Лѣвая бровь чешется — хулятъ. Икота у сытаго — добромъ вспоминаютъ, а у голоднаго — лихомъ. Ѣшь два куска въ одно время — кто нибудь изъ родственниковъ голодный. Языкъ чешется — съ вѣтреннымъ говорить или придется что нибудь соврать. Лобъ чешется — кланяться. Если чешется съ правой стороны, то кланяться мужчинѣ, а если съ лѣвой, то женщинѣ. Если у дѣвушки или женщины чешется грудь или развяжется передникъ, то значитъ милый тужитъ. Двѣ дѣвушки въ одно время не смотрятся въ зеркало — въ одного влюбятся. Дѣвушка не пьетъ воды или квасу послѣ молодца — тосковать по немъ будетъ, такъ-же и молодецъ. Если выходя изъ чужаго дома, зацѣпишься или позабудешь тамъ что нибудь, такъ скоро опять тамъ будешь. Тоже значитъ, если защемить въ дверяхъ подолъ или полу платья. Голова чешется — бранить будутъ. Не дарятъ иголокъ, булавокъ, будетъ ссора. Что-бы не было ее нужно уколоть иголкой, булавкой того, кому даютъ ихъ. Соль просыплешь — ссора. Черезъ порогъ не здороваются, не прощаются — поссорятся. На изнанку одежду надѣть — выколотятъ. Бросить рѣпную кору на каменку — бабы разсорятся въ банѣ.
Смерть крестьянина.
Есть очень много примѣтъ, по которымъ крестьянинъ съ ужасомъ, а иногда и съ радостію, ожидаетъ смерти своей, родственника, друга. Если залетитъ нечаянно какая нибудь птичка въ квартиру, вывалится кирпичъ изъ печи, услышится стукъ въ домѣ неизвѣстно отъ кого и отъ чего, повернется лицомъ больной къ стѣнѣ, прокричитъ воронъ надъ домомъ, въ которомъ больной, галки стаей сядутъ на домъ, завоетъ собака у дома, зароетъ собака яму на дворѣ, дѣти будутъ играть въ покойники, все это крестьяне принимаютъ за достовѣрный признакъ чьей-либо скорой смерти. Если у больнаго станутъ валиться крошки изо рта, то скоро умретъ. Задолбитъ дятелъ крышу или уголъ — будетъ покойникъ. Кончикъ носа чешется — покойникъ будетъ, а другіе говорятъ, что баба рожаетъ. Кошка лежитъ кверху мордой — будетъ покойникъ въ домѣ. Зимой горитъ въ свѣтцѣ лучина и если уголь крестится, то будетъ покойникъ. Если упадетъ огарокъ лучины со свѣтца, воткнется въ полъ и будетъ стоймя горѣть — непремѣнно въ домѣ покойникъ будетъ. Если въ новый годъ или въ именины не чихнешь, то въ томъ году умрешь. Если снѣгомъ гнетъ деревья къ землѣ, то годъ будетъ тяжелый на людей. Если ребенокъ очень боленъ, то снимаютъ съ него рубашку и закатываютъ ее въ подпольѣ подъ столовое мѣсто (на которомъ стоитъ столъ) и ребенокъ, говорятъ, черезъ день или умретъ или поправится. Если боленъ взрослый человѣкъ, то берутъ топоръ и втыкаютъ въ шеломъ (верхняя часть крыши) со словами: «шеломъ, шеломецъ, дай какой-нибудь конецъ — жить или умереть» и больной, говорятъ, черезъ три дня или умретъ или поправится. Для той-же цѣли ловятъ весной лягушку и обвариваютъ крутымъ кипяткомъ. Если лягушка растянется, то больной умретъ, а если скрючится, то поправится. Кто въ церкви, исключая беременныхъ женщинъ, не можетъ выносить ладана, тотъ скоро умретъ. Кто умретъ въ пасхальную утреню или въ первый день Пасхи, тотъ, по мнѣнію крестьянъ, непремѣнно попадетъ въ рай. Комнату, въ которой лежитъ покойникъ, не метутъ до его выноса, говоря: «соръ послѣ покойника мести — всѣхъ изъ дому вывести». Когда больной умираетъ, родные ставятъ на окно чашку съ чистою водою, а надъ нею вѣшаютъ полотенце что-бы вылетѣвшая изъ умершаго душа омылась, утерлась и явилась на тотъ свѣтъ чистою.
(Продолженіе будетъ.)
_______
Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // Олонецкие губернские ведомости, 1900. № 137. С. 2.
С. 2 |
Суевѣрія крестьянъ
села Песчаннаго, Пудожскаго уѣзда.[13]
________
Хлѣбопашество.
Избытокъ или недостатокъ хлѣба отзывается и на всей житейской обстановкѣ крестьянина. И на этотъ случай у него есть не мало примѣтъ. Коли ледъ на рѣкахъ становится (осенью) гладко, то и хлѣба будетъ гладко. Съ Аксиньи полузимницы (24 января) нужна, по мнѣнію крестьянъ, половина хлѣба, т. е. столько сколько съѣли, до новаго, и треть корма. Если мыши ѣдятъ сѣно и пищатъ, — быть голоду. Если на Крещенье день теплый, то хлѣбъ будетъ темный. Въ Егорьевъ день (23 апрѣля) утро ясно — ранній сѣвъ, вечеръ ясный — поздній сѣвъ. Весной ловятъ щуку и смотрятъ у ней печень. Если печень къ головѣ толще, то первый (ранній сѣвъ лучше, а если къ хвосту толще, то послѣдній лучше). Весной же ловятъ навознаго жука и смотрятъ, на которыхъ ногахъ у него вши, (вши-ли это или какія другія насѣкомыя, но только дѣйствительно бываютъ). Если вши на переднихъ ногахъ, то первый (ранній) сѣвъ хорошій, а если на заднихъ, то послѣдній. Въ великій четвергъ морозъ, такъ подъ кустомъ овесъ. Если кукушка долго кукуетъ послѣ Петрова дня, то не будетъ хлѣба и, кромѣ того, онъ будетъ дорогъ. Не начинаютъ пахать и сѣять въ тотъ день, въ который было Благовѣщеніе, не начинаютъ пахать и сѣять въ среду и пятницу — не выростетъ, или и выростетъ, да плохой. Сѣмена везти на поле стараются въ чужомъ мѣшкѣ, чтобы хлѣбъ выросъ хорошій. Для той же цѣли ничего никому не даютъ въ тотъ день, въ который ѣдутъ сѣять. Сѣменами жита (ячменя) не мѣняются — не выростетъ. Если весной гремитъ, когда еще на озерахъ ледъ, то годъ будетъ урожайный, но на людей и скотъ очень тяжелый. Если въ Рождество на деревьяхъ много инею, то хлѣбъ въ томъ году будетъ очень хорошій. Если зимой на льду много наслузу (вода поднимается на ледъ и замерзаетъ слоями), то будетъ много жита (ячменя). Если осенью много на березѣ серегъ, то урожай[19] на все будетъ хорошій. Когда начинаютъ жать и отрѣжутъ первый разъ соломы, то изъ нея[20] дѣлаютъ вязку, которую тутъ же и опоясываютъ около себя — спина не будетъ болѣть въ продолженіи всей жнитвы. Въ великій четвергъ до солнышка полагаютъ ростить всякія сѣмена, — что-бы хлѣбъ выросъ хорошій. Если цвѣтъ на колосьяхъ ржи сперва появляется сверху, то хлѣбъ будетъ дорогъ, если снизу, то цѣна не высокая, а если въ срединѣ, то средняя. Если мыши хлѣбъ въ стогахъ ѣдятъ снизу, то цѣна будетъ низкая, а другіе говорятъ, что будетъ подниматься, а если сверху, то высокая, а другіе говорятъ — будетъ понижаться. Мыши, сѣно ѣдятъ — къ худому покосу. Если мыши гнѣзда во ржи и овсѣ вьютъ о самую землю, то солома будетъ дешева, а если въ полсоломѣ, то средняя, а если у самыхъ колосьевъ, то высокая. Крестьяне въ великій четвергъ до солнышка кладутъ жерди въ огороду — скотъ не зайдетъ ни въ одно изъ его угодій. Если во 2-й половинѣ ноября дни и ночи ясные — морозные, то валено (жечь срубленный лѣсъ) будетъ хорошее[21]. Въ чистый понедѣльникъ дѣвушки рано утромъ катаются съ горъ, что-бы ленъ выросъ долгій, а отсюда выраженіе «катаются на долгій ленъ».
Скотоводство, птицеводство и др.
Всякое сельское хозяйство только тогда можетъ идти успѣшно, когда у хозяина довольно скота. Крестьяне вѣрятъ, что если вечеромъ вынести соръ изъ избы и выкинуть за порогъ, то скотина на дворѣ начнетъ дохнуть, а посему избъ не метутъ на ночь, а если гдѣ и метутъ, то сору не выбрасываютъ. Если въ Рождество Христово на небѣ много звѣздъ, будетъ большой приплодъ скота. У хорошей коровы 6 или 8 зубовъ, а плохой 6 или 5. Если женщина перешагнетъ черезъ хомутъ или оглоблю, то тяжело будетъ лошади. Если лошадь стоитъ постоянно носомъ къ воротамъ, то скоро пропадетъ, или промѣняютъ, или продадутъ. Если женщина весной увидитъ первую лягушку на землѣ, то въ то лѣто она будетъ много получать отъ коровъ масла, а если на водѣ, то мало. Въ великій четвергъ ходятъ до солнышка съ подойникомъ за водой, которой поятъ скотъ, чтобы домой ходилъ къ ночи. Если въ дванадесятый праздникъ женщина печетъ блины и уронитъ сковороду со сковородника, то въ томъ году звѣрь (медвѣдь[22]) съѣстъ кого нибудь изъ скота. Воду, которой моютъ лавки, поятъ овцамъ, чтобы онѣ охотнѣе домой ходили. Воду, которой моютъ полы, льютъ въ хлѣвъ, скота будетъ больше. Большуха (главная хозяйка) постоянно держитъ на среднемъ пальцѣ мѣдное кольцо, чтобы продою у коровъ не было. Женщина, придя съ доенья не говоритъ, пока не вымоетъ рукъ, чтобы скотъ приходилъ домой къ каждой ночи. Въ каждое воскресенье, въ Рождество Христово, въ Пасху и въ каждую пятницу не бросаютъ въ печь камней, которыми нагрѣваютъ пойло для скота, во первыхъ для того, что бы ничего худого не случилось со скотиной, а во вторыхъ, говорятъ, грѣхъ. Въ великій четвергъ у коровъ на лбу и вымени дѣлаютъ смолой крестъ, что бы гадъ не ужалилъ и нечистый не тронулъ. Если лошадь худѣетъ, значитъ домовому не нравится, говорятъ «не подвору». Если у лошади заплетается грива, то значитъ домовой очень ее любитъ. Если весной пойдешь первый разъ въ лѣсъ и увидишь мышь[23], то скотъ зимой будетъ сытый. Когда строятъ новый хлѣвъ, полагаютъ подъ порогъ осовникъ, чтобы скотъ плодился. Когда нужно идти къ скоту съ лучиной, послѣднюю не ломаютъ, что бы никакая болѣзнь не пристала къ скоту. Въ пойлѣ не гасятъ головней помяла, чтобы скотъ Богъ миловалъ. Рогатки не держатъ на столѣ, чтобы коровы скорѣе телились. Поятъ скотъ холоднымъ пойломъ, чтобы «сухоребрица» (болѣзнь позвонка) не пристала. Для пойла телятъ молоко грѣютъ крюкомъ, что бы ихъ «телятникомъ» (всякое заболѣваніе телятъ) не хватило. Въ великій четвергъ до солнышка масло мѣшаютъ, что-бы коровы его больше дали. Въ великій же четвергъ до солнышка стригутъ у скота шерсть, которую запекаютъ въ колобки, а послѣдніе при выгонѣ кормятъ скоту, что-бы дружнѣе ходили на пастбище. Женщины безъ платка и босикомъ не выгоняютъ скота на пастбищѣ, что-бы медвѣдь не съѣлъ. Въ первый день выгона скота ничего никому не даютъ, что-бы звѣрь не зарѣзалъ. Овецъ кормятъ сросшимися[24] двѣ вмѣстѣ ягодами, что-бы плодливѣе были. Скотъ первый разъ гонятъ на пастбище освященной вербой, которую бросаютъ въ воду, что-бы скотъ былъ цѣлъ и что-бы всегда ходилъ домой. Въ великій четвергъ куръ кормятъ подъ столомъ, что-бы домой приходили, кормятъ горохомъ, что-бы клались лучше. Чтобы пріучить куръ къ дому, нужно обмыть имъ ножки и напоить ихъ этою водою. Когда сажаютъ курицу на яйца, то непремѣнно, будто-бы, нужно принести яйца въ шляпѣ или въ шапкѣ и надо, чтобы никто не видалъ, когда сажаютъ курицу, иначе выводъ цыплятъ будетъ очень плохъ. Чтобы кошка не ушла — взять за уши и таскать три раза по комнатѣ, потомъ хвостомъ потереть объ печку и она никогда не убѣжитъ, или мазать три вечера сряду лапы коровьимъ[25] масломъ. Котятъ не называютъ мышатами, иначе мать всѣхъ съѣстъ. У кого пропадаютъ телята тотъ долженъ отрубить голову у живаго теленка и зарыть ее у порога въ навозѣ — не будутъ пропадать телята. Если пропадетъ въ непродолжительное время нѣсколько лошадей, то чтобы предупредить болѣзнь — снять съ живой больной лошади кожу. (Такой случай въ нашемъ[26] приходѣ былъ).
(Окончаніе будетъ.)
________
Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // Олонецкие губернские ведомости, 1900. № 138. С. 2.
С. 2 |
Суевѣрія крестьянъ
села Песчаннаго, Пудожскаго уѣзда.[14]
_________
Погода.
При всемъ стараніи крестьянина, плохая надежда на урожай хлѣба и травы, если не будетъ благопріятствовать имъ погода. Онъ знаетъ множество примѣтъ, которыя предсказываютъ ему ту или другую погоду, а послѣдняя тотъ или другой урожай. Если въ Евдокію (1 марта) плющитъ, то весна будетъ крутая. Егорій (23 апрѣля) съ водой, Никола съ травой. Весной длинные соски у крышъ — весна длинная. Если въ Благовѣщеніе утромъ вѣетъ сѣверный вѣтеръ — завертывай въ сани оглобли и поѣзжай къ морю (бѣлому — ѣздятъ за сельдями и соленой рыбой), успѣешь съѣздить — дорога не падетъ. Если заяцъ весной гребетъ снѣгъ подъ дорогой, то дорога скоро падетъ, а если на дорогѣ, то не скоро. (Весна длинная). Дятелъ стучитъ часто — весна крутая, а если рѣдко — протяжная. Въ великомъ посту иглы съ хвойныхъ деревьевъ сильно сыплются, то весна будетъ крутая. Сколько въ Благовѣщеніе снѣгу на крышахъ, столько о Пасхѣ на землѣ. Въ Ивановъ день (24 іюня) дождь, много будетъ рыжиковъ. На Семена (1-го сентября) ясно, осень будетъ сухая. Будетъ ведро если скотъ ложится на дворѣ, ласточки летаютъ высоко, лягушки квакаютъ въ прудахъ, комары и мошки толкутся столбами, больному становится легче. Будетъ погода, когда ломитъ[27] спину, болитъ поясница, болитъ голова, поютъ мозоли, чувствуется во всемъ тѣлѣ тяжесть, клонитъ ко сну, больному становится хуже. Будетъ дождь, если собака валяется или ѣстъ траву, вороны купаются и каркаютъ стаей, насѣдки сажаютъ цыплятъ подъ себя, земляные червяки выползаютъ на поверхность. Будетъ ненастье, коли горятъ ноги. Будетъ долгая зима, если осень была теплая и мокрая. Листъ съ березы палъ нечисто, зима будетъ морозная — холодная. Будетъ холодъ, если курица стоитъ на одной ногѣ. Будетъ тепло, если въ печи огонь бѣлый, а если красный, то будетъ холодно. Куры летаютъ по избѣ — будетъ холодно. Будетъ вьюга, если храпитъ лошадь, кошка скребетъ полъ, стѣны, двери, куры вертятъ хвостами. Уши чешутся — будетъ тепло. Двѣ кошки играютъ на улицѣ — будетъ тепло или погода. Если лошадь въ морозное время свалится въ конюшнѣ, будетъ тепло. Лошадь въ морозъ фыркаетъ — будетъ тепло. Въ теплое время лошадь не ложится нѣсколько дней передъ холодомъ. Зимой въ свѣтцѣ горитъ лучина и если угли крошатся очень мелко, то передъ морозомъ; если уголь тянется очень длинный, то передъ тепломъ, а если уголь двоится, то гдѣ нибудь рождаетъ женщина. Кошка лѣзетъ спать на печку будетъ сѣверный вѣтеръ или морозъ. Кошка спитъ на полу — будетъ тепло. Дымъ изъ трубы поднимается кверху — будетъ ясная, холодная погода, а если стелется по землѣ, то теплая.
На многіе другіе случаи
Одинъ разсказываетъ что нибудь, а другой въ это время чихнетъ, то значитъ разскащикъ говоритъ правду. Женщины ѣдятъ въ Успенскій постъ землянику — будутъ дремать зимой. Въ Рождество Христово напьешься квасу — весь годъ будетъ мучить жажда. Въ Преображеніе Господне и въ Покровъ Пресвятой Богородицы день ясный — годъ будетъ пожарный, а если пасмурный и съ дождемъ, то пожаровъ не будетъ. Крестьяне увѣрены, что стоитъ только окупаться въ Крещенье въ іордани и весь грѣхъ ряженья (маскированія) смоется и очистится. До умыванья[28] сморкаться нельзя — насморкъ пристанетъ. Ложась спать не сморкаются — носъ запретъ. Если въ Благовѣщеніе увидишь веретено (его на этотъ праздникъ стараются спрятать), то все лѣто будутъ попадаться змѣи, если-же увидишь куделю въ прялкѣ, то будутъ попадаться медвѣди. Въ великій четвергъ до солнышка ворочаютъ каменья, чтобы попадали тетерья гнѣзда съ яйцами; дѣвушки шьютъ въ пялахъ, чтобы лучше научиться шить. Въ день Усѣкновенія главы св. Iоанна Крестителя Господня, говорятъ крестьяне, грѣшно ѣсть все круглое (картофель, рѣпу и др.). Въ великій четвергъ не сѣютъ муки — не будетъ въ избѣ мухъ. Чтобы не болѣли зубы, нужно всегда обувать правую ногу, а разувать лѣвую. Если у дѣвушки часто бываетъ подолъ мокрый, то мужъ будетъ у ней пьяница. Рябины — ягодъ много много будетъ ловиться палей въ Онегѣ (Онежское озеро) и сельдей у моря (въ Бѣломъ морѣ). Когда строятъ баню, въ порогъ кладутъ ртути, что-бы «чесъ» (чесотка) «не зашелъ» въ баню. На языкѣ вскочитъ прыщъ — небылицу скажутъ. Если дѣвица во время пряденія не сметаетъ съ колѣнъ костицы — мужъ будетъ у ней шадровитый. Парить въ банѣ нужно всегда начинать лѣвую ногу — чесъ не пристанетъ. Заблудишься и если не можешь выйти на дорогу, то одѣнь платье на изнанку, предварительно стряхнувши его, и выйдешь. Чужихъ крошонокъ не хлѣбаютъ — чирьи будутъ на бокахъ. Что бы не скучать по любимомъ человѣкѣ нужно мыть лицо тыломъ рукъ. Скатертью рукъ не трутъ — бородавки будутъ.
Н. Кофыринъ.
_______
[1] Продолженіе, см. № 100.
[2] Продолженіе, см. № 107.
[3] Продолженіе, см. № 109.
[4] Продолженіе, см. № 112.
[5] Продолженіе, см. № 114.
[6] Продолженіе, см. № 116.
[7] Продолженіе, см. № 117.
[8] Продолженіе, см. № 118.
[9] Продолженіе, см. № 127.
[10] Продолженіе, см. № 128.
[11] Продолженіе, см. № 134.
[12] Продолженіе, см. № 135.
[13] Продолженіе, см. № 136.
[14] Окончаніе, см. № 137.
[1] Исправленная опечатка. Было: по мнѣніе. Исправлено на: по мнѣнію. – Ред.
[2] Исправленная опечатка. Было: подъ подъ. Исправлено на: подъ. – Ред.
[3] Исправленная опечатка. Было: Заговарила. Исправлено на: Заговорила. – Ред.
[4] Исправленная опечатка. Было: утреняя. Исправлено на: утренняя. – Ред.
[5] Исправленная опечатка. Было: мледенца. Исправлено на: младенца. – Ред.
[6] Исправленная опечатка. Было: тѣштесь. Исправлено на: тѣшьтесь. – Ред.
[7] Исправленная опечатка. Было: рууки. Исправлено на: руки. – Ред.
[8] Исправленная опечатка. Было: вернѣе. Исправлено на: вѣрнѣе. – Ред.
[9] Исправленная опечатка. Было: вану. Исправлено на: ванну. – Ред.
[10] Исправленная опечатка. Было: взть. Исправлено на: взять. – Ред.
[11] Исправленная опечатка. Было: наравленію. Исправлено на: направленію. – Ред.
[12] Исправленная опечатка. Было: при этотъ. Исправлено на: при этомъ. – Ред.
[13] Исправленная опечатка. Было: желѣзнаи. Исправлено на: желѣзная. – Ред.
[14] Исправленная опечатка. Было: совершено. Исправлено на: совершенно. – Ред.
[15] Исправленная опечатка. Было: появится сверху ямки. Исправлено на: появятся сверху ямки. – Ред.
[16] Исправленная опечатка. Было: суженную ими суженаго. Исправлено на: суженую или суженаго. – Ред.
[17] Исправленная опечатка. Было: суженый-ряженный. Исправлено на: суженый-ряженый. – Ред.
[18] Исправленная опечатка. Было: было. Исправлено на: была. – Ред.
[19] Исправленная опечатка. Было: уражай. Исправлено на: урожай. – Ред.
[20] Исправленная опечатка. Было: не я. Исправлено на: нея. – Ред.
[21] Исправленная опечатка. Было: хорошое. Исправлено на: хорошее. – Ред.
[22] Исправленная опечатка. Было: мѣдвѣдь. Исправлено на: медвѣдь. – Ред.
[23] Исправленная опечатка. Было: мышъ. Исправлено на: мышь. – Ред.
[24] Исправленная опечатка. Было:срошимися. Исправлено на: сросшимися. – Ред.
[25] Исправленная опечатка. Было: коровьемъ. Исправлено на: коровьимъ. – Ред.
[26] Исправленная опечатка. Было: въ нашелъ приходѣ. Исправлено на: въ нашемъ приходѣ. – Ред.
[27] Исправленная опечатка. Было: ломать. Исправлено на: ломитъ. – Ред.
[28] Исправленная опечатка. Было: увамынья. Исправлено на: умыванья. – Ред.