Разнородные определения выделяются всегда: Опытные, образованные, оперативные журналисты.

В многословных понятияхвыделяется последнее слово:

Станция метро «Комсомольская».

Театральный институт имени Бориса Щукина

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ. ПРИЕМ ВВОДНОГО

Вводные слова и вводные предложения придают мысли тот или иной оттенок, выражая отношение говорящего к факту или действующему лицу, указывая на степень достоверности сооб­щения, на источник высказывания и т. д.

К вводным словам относятся, например, следующие: «конеч­но», «вероятно», «несомненно», «впрочем», «очевидно», «ка­жется».

1) Очень часто единичные вводные слова не выделяются или почти не выделяются ни паузой, ни ударением, т. е. запятая по­сле вводного или перед ним «не читается».Вводное слово обычно входит в тот речевой такт, которому оно предшествует, в середине или в конце кото­рого стоит.

Например:

«Васильков. Вы так быстро меняете свои решения, I что (,) пожалуй (,) завтра же I захотите уехать от меня». (А. Остров­ский. «Бешеные деньги».)

В этом примере вводное слово «пожалуй», выделенное запя­тыми, не несет никакого ударения и входит в один речевой такт с обстоятельством времени «завтра же». Ударения тут падают на слова: «решения», «завтра же» и «уехать» (главное ударение).

Еще один пример:

«Наверное (,) он просто струсил I и ушел». (А. Фадеев. «Мо­лодая гвардия».)

В этом примере вводное слово не несет ударения и входит в первый речевой такт, где ударным является слово «струсил». Главным ударным словом этого предложения будет слово «ушел».

2) Но иногда вводные слова отделяются небольшой паузой или бывают окружены паузами и тогда, следовательно, получают не­большое ударение.

При этом если вводное слово стоит в нача­ле предложения и читается с паузой после него, то голос на вводном слове повышается. Если же вводное слово стоит в сере­дине или в конце предложения, то голос на нем несколько пони­жается. Такие вводные слова произносятся с интонацией вводности, которая отличается понижением голоса на ввод­ном слове, как бы отсутствием ударения и некоторым ускорением темпа речи при произнесении вводного слова или нескольких вводных слов.

Например:

«Несомненно. I в этом районе I должно быть много мин». (А. Фадеев. «Молодая гвардия».)

Здесь вводное слово отделено паузой от второго речевого так­та, оно выделяется небольшим ударением, голос на нем повыша­ется.

Еще один пример:

«Но у Брюллова, I напротив, I все предметы, I от великих до малых, I для него драгоценны». (Н. Гоголь. «Последний день Помпеи».)

В этом примере вводное слово окружено паузами и несет не­большое ударение. Читается оно с понижением голоса сравни­тельно с первым и следующими за вводным словом речевыми тактами.

3) Определенные автором заключенные в скобки вводные конструкции и определяемые нами как причастные и деепричастные обороты, обособления или второстепенные части текстаследует отделить от предыдущего текста паузой, понизить или повысить голос, ускорить темп речи. После вводного предложения следует сделать паузу и затем произносить основной текст в прежнем темпе и голосом той же высоты, как до вводного.

Например:

«В нашей обширной стране I обыкновенный автомобиль, I (предназначенный, I по мысли пешеходов, I для мирной перевоз­ки людей и грузов), I принял грозные очертания братоубийствен­ного снаряда». (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок».)

В этом примере мы выделили курсивом ту часть предложе­ния, которую можно прочитать приемом вводного. При анализе ее можно заключить в скобки, выделив внутри скобок ударное слово «грузов», на котором голос должен повыситься. Ударными словами в основной части предложения будут «автомобиль» и «снаряда» (главное ударение).

4) Так же, как вводное, — «приемом вводного» — читаются дее­причастия и деепричастные обороты. Голос на деепричастном обороте опускается как при чтении скобок, а чтобы предложение не закончилось раньше времени, ударная гласная деепричастия произносится с некоторым повышением голоса. Повышение это будет несколько меньшим, чем повышения голоса в предшеству­ющих и следующих за деепричастием речевых тактах Наиболее сильное повышение голоса будет перед деепричастием.

Например:

«Мать I и сын, I кланяясь, I вышли за барином». (JL Толстой. «Утро помещика».)

«В лампе I выгорел керосин, I огонь, 1 потрескивая, I угасал». (М. Горький. «Мать».)

В обоих предложениях деепричастия окружены паузами, го­лос на них понижается; ударная гласная деепричастия, однако, несколько повышается.

При разборе подобных предложений ударения и паузы можно разметить так: Мать 1 и сын ,/ (кланяясь_), 1 вышли за барином.

При самостоятельном графическом разборе деепричастные обороты и вводные части текста, читающиеся с паузами, лучше всего помещать в скобки, как это сделано на рисунке с дееприча­стием «кланяясь».

Наши рекомендации