Другие пути уменьшения налогов
Существуют иные возможности минимизации налогов, в частности, за счет организации простого товарищества, выбора формы деятельности в сфере малого бизнеса, перехода на упрощенную систему налогообложения. Кратко охарактеризуем их.
1. Организация простого товарищества.В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели. Для простого товарищества необходимо: 1) объединение вкладов; 2) осуществление совместной деятельности участников договора для достижения общих целей. Товарищество не надо регистрировать в налоговых органах и внебюджетных фондах, поскольку заключение такого договора не приводит к созданию юридического лица.
С учетом сказанного укажем на некоторые возможные пути снижения налоговой нагрузки.
Во-первых, согласно ст. 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих хозяйствующих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. Поэтому, чтобы получить такое освобождение, учреждается новое юридическое лицо и заключается с ним договор о совместной деятельности, в рамках которого предполагается реализация товаров. Если в договоре верно назначить доли товарищей, то и учредитель, и учрежденный смогут получить право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Во-вторых, исходя из положений ст. 273 НК, организации имеют право применять кассовый метод в том случае, если в среднем за предыдущих четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 2 млн руб. за каждый квартал. Доходы, распределяемые в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль признаются внереализационными доходами (ст. 250 Кодекса). Если налогоплательщик войдет в договор простого товарищества и будет реализовать товары (работы, услуги) в рамках этого договора, то все его доходы от подобной деятельности будут признаваться внереализационными. Следовательно, требование законодательства о налогах и сборах будет соблюдено и можно применять кассовый метод.
В-третьих, в соответствии со ст. 346.12 Кодекса организация имеет право перехода на УСН, если ее доходы от реализации за девять месяцев, предшествующих году, с которого она переходит на этот специальный налоговый режим, не превысят 45 млн руб. Для преодоления этого ограничения можно заключить договор о совместной деятельности с любой иной организацией или индивидуальным предпринимателем. При этом получаемые в рамках договора доходы будут считаться прочими и не будут входить в лимит, превышение которого исключает использование специального налогового режима.
Еще один из возможных вариантов заключается в том, что создаются две фирмы, которые сразу же переходят на УСН. Они выбирают вариант уплаты единого налога по ставке 6% полученных доходов. Эти компании заключают договор простого товарищества и свою деятельность осуществляют в рамках этого договора. Поскольку товарищество не является юридическим лицом, то самостоятельно налоги оно не платит. Налог с доходов, полученных от совместной деятельности, должны уплачивать компании-«упрощенцы». Вся суть в том, что в доход каждому участнику идет только прибыль, распределяемая товариществом (ст. 1048 ГК РФ), а не вся выручка. В результате налог уплачивается не с суммы выручки, а только с величины прибыли от совместной деятельности. Это помогает также уложиться в ограничение в 45 млн руб. годового дохода, максимального для использования УСН.
Таким образом, существуют различные варианты создания нескольких юридических лиц, перевода их на УСН и заключения между ними договора о совместной деятельности. Разумеется, что поступлений от них выше, чем у предпринимателя при высоком уровне его доходов (более 600 тыс. руб. в год).
Таким образом, для конкретной ситуации правильный выбор организационной формы ведения малого бизнеса зависит от уровня доходов налогоплательщика, а также налоговых ставок, устанавливаемых законодательными актами. При этом ставки прямых налогов непосредственно определяются избранной формой осуществления деятельности.
3. Переход на упрощенную систему налогообложения.Предприятие выигрывает при переходе к упрощенной системе налогообложения. Это касается и общей суммы налоговых платежей, и непосредственно налога на доходы (прибыль). Чистая прибыль и рентабельность также значительно выше при переходе на единый налог.
Кроме того, при определенных обстоятельствах налогоплательщик, выбравший в качестве объекта обложения доходы (ставка 6%), может значительно уменьшить сумму налога. Это обусловлено тем, что по действующему законодательству сумма единого налога (авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более 50% суммы налога), а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Это, как показывают расчеты, позволяет снизить налоговое бремя вместо 6% до 3-4% с оборота, а иногда и значительно ниже.
Однако на практике многие организации продолжают работать в соответствии с общей системой налогообложения по следующим причинам:
- с организацией, перешедшей на УСН или освобожденной от уплаты НДС, часто отказываются работать организации-покупатели;
- при переходе на УСН налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения: доходы, уменьшенные на величи ну расходов (прибыль), или доходы (выручка, оборот); и для него не всегда понятно, какой вариант (при прочих равных условиях) более предпочтителен;
- законодательные ограничения при переходе на УСН не позволяют многим компаниям воспользоваться преимуществами льготного режима налогообложения по сравнению с обычным. Последующее изложение материала непосредственно связано с рассмотрением этих трех проблем, которые приходится решать субъектам экономической деятельности.
1. О целесообразности замены НДС единым налогом.С субъектом, перешедшим на УСН (освобожденным от НДС), иногда отказываются взаимодействовать организации-покупатели. Это объясняется тем, что у субъекта-неплательщика НДС себестоимость, а следовательно и цена продукции возрастает на сумму входящего НДС.
В то же время цена может включать в себя высокую и низкую долю добавленной стоимости. Чем выше доля добавленной стоимости в цене товара, тем меньше теряет организация-покупатель, взаимодействуя с неплательщиком НДС. Поэтому покупатели продукции у неплательщиков НДС могут не придавать значения небольшим экономическим потерям при наличии других более важных преимуществ (качество товара, монопольное положение поставщика, длительные партнерские отношения). При этом:
1) если покупатели товаров являются конечными потребителями или не уплачивают НДС вплоть до конечных покупателей, то переход на УСН целесообразен;
2) если покупатели являются плательщиками НДС, то нужно определить долю добавленной стоимости в цене товаров (работ, услуг) покупателей:
• если эта доля высока, то покупатель в результате выбора продавца, освобожденного от уплаты НДС, будет терять относительно немного и, возможно, в случае наличия иных более важных интересов согласится покупать товары у такого продавца;
• если эта доля низкая, то вероятность того, что с вышеуказанным продавцом при развитой конкуренции согласятся работать покупатели, — невелика.
2. Определение варианта уплаты единого налога.Единый налог может рассчитываться по ставке 15% прибыли (вариант «А») либо по ставке 6% доходов (вариант «Б»). В упомянутом выше исследовании выгодность применения одного из этих вариантов определяется в зависимости от:
• рентабельности бизнеса (отношение прибыли к величине выручки);
• величины фонда оплаты труда (ФОТ);
• суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности.
Расчеты показывают: если организация планирует рентабельность выше 40%, следует применять уплату единого налога с дохода.
При плановой рентабельности ниже 40% возможны различные подходы к решению проблемы в зависимости от результатов моделирования при разных эпизодах (отсутствие выплат по временной нетрудоспособности, доля в доходе ФОТ, объем выплат по больничным листам). Укажем на полученные результаты по некоторым эпизодам.
Во-первых, если выплаты работникам по больничным листам не
планируются. Тогда при рентабельности 20% следует переходить на уплату единого налога с дохода, уменьшенного на величину расходов (прибыль). А при рентабельности от 20 до 40% необходимо знать планируемую долю ФОТ в доходе организации и выполнить соответствующие расчеты для определения варианта уплаты единого налога.
Во-вторых, если планируются выплаты работникам по больничным листам, то для определения наилучшего варианта необходимо также воспользоваться моделированием. Здесь получены следующие выводы: 1) если планируемая в доходе общая доля страховых взносов и оплаты больничных листов за счет организации выше 5%, то всегда выгоднее применять вариант «Б» (ставка 6% дохода); 2) для значений рентабельности выше 6,7% и ниже линии пограничных значений рационально применять вариант «А» (ставка 15% прибыли); 3) для любых значений рентабельности выше 6,7% и выше линии пограничных значений целесообразно применять вариант «Б».
3.Опереходе на УСН в условиях ограничений.Законодательные ограничения (объем выручки, численность) не позволяют многим компаниям, в частности среднего бизнеса, перейти на специальный режим налогообложения. Тогда у таких компаний появляется желание дробить свой бизнес с целью воспользоваться преимуществами упрощенной системы вновь образованными субъектами.
Пример.Единую компанию делят на части и регистрируют два экономических субъекта: фирму «А», которая будет платить 15% доходов за вычетом расходов, и фирму «Б», объект обложения которой — доход по ставке 6%.
Заказ разделяется на два счета.
Фирма «А» выставляет счет непосредственно за товары; сумма счета равна себестоимости товара. Прибыли эта фирма не получит, и сумма 15% единого налога будет меньше чем 1% доходов. В соответствии со ст. 346.18 Кодекса этот экономический субъект должен заплатить 1% с дохода.
С фирмой «Б» заказчик заключает договор или на сопутствующие услуги (например консультационные), или комиссии, или поручения. Сумма счета по нему — намеченная прибыль от продажи товаров; с этой суммы фирма «Б» заплатит 6% единого налога.
Несмотря на очевидные экономические преимущества подобных схем, многих на этом пути подстерегают опасности различной направленности. В первую очередь это — налоговые риски, рассмотрению которых посвящена последний вопрос.
Налоговые риски
Пределы налогового планирования
Налоговое планирование — это, с одной стороны, осознанные решения по снижению налоговой нагрузки и, с другой стороны, понимание вероятных последствий нарушения действующего законодательства, т. е. налоговых рисков. Понятие «риск» субъективно, в наиболее общем виде — это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика.
Активные шаги налогоплательщика по снижению налоговых платежей связаны с прибыльностью бизнеса, но они также приводят к тем или иным действиям со стороны исполнительных органов государства. Существует негласное правило — чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговые риски. Кроме того, чем меньше субъект платит налогов, тем больше к нему внимание государства.
Особое внимание налоговых органов привлекает ситуация, когда предприятие резко снижает уровень уплачиваемых платежей в связи с мероприятиями налогового планирования. В приложении к налоговому производству речь идет о мощном арсенале способов и средств налогового контроля, предоставленных налоговым органам, которые должны установить ход осуществления большинства хозяйственных операций и порядок исполнения той или иной сделки. А в случае обнаружения факта незаконного уклонения от уплаты налогов собрать доказательную базу для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Со стороны налоговых органов, кроме неодобрения «налоговой политики» налогоплательщика, возможны следующие действия:
• ограничение сферы применения налоговой минимизации;
• переквалификация сделок, т. е. признание их мнимыми или притворными;
• доказательство взаимозависимости организаций и физических лиц;
• контроль ценообразования для целей налогообложения;
• применение к налогоплательщику репрессивных мер в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности.
Схематично рассмотрим некоторые положения из этого списка. Государство в условиях постоянных изменений законодательных актов стремится постоянно заполнять пробелы в законодательстве, поэтому прикрывая возможности для снижения налогов. Именно поэтому на долгосрочной основе нет смысла осуществлять налоговое планирование указанным способом.
К пределам налогового планированияотносятся законодательные ограничения. Налогоплательщикам следует учитывать и исполнять следующие из них:
1)государственная регистрация, порядок которой регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005). При этом для осуществления отдельных видов деятельности, предусмотренных законом, нужно получить лицензию. Порядок получения такого специального разрешения регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 21.03.2005);
2)постановка на налоговый учет. Налогоплательщики должны встать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83-86 Налогового кодекса);
3) применение контрольно-кассовой техники (машин). Если хозяйствующий субъект производит расчеты за товары, работы и услуги посредством денежных средств или платежных карт (как с населением, так и с организациями), ему придется применять указанную технику. Данный регламент и его особенности регулируются Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;
4) сертификация товаров (работ, услуг). Многие производимые и реализуемые товары, работы и услуги подлежат обязательной сертификации. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ;
5) ведение бухгалтерского и налогового учета. Порядок ведения бухгалтерского учета регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести и налоговый учет.
Меры административного воздействия позволяют ограничить текущее налоговое планирование налогоплательщика. Налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений; они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций и т. д.
В российской действительности можно выделить также способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования:
1) презумпция облагаемости, которая предусматривает, что налогом следует облагать все объекты, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе;
2) доктрина «существо над формой», т. е. решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате (неуплате) налогов имеет характер фактически сложившихся договорных отношений между сторонами, а не название договора;
3) доктрина «деловая цель», сущность которой заключается в том, что сделка, создающая налоговые преимущества, недействительна, если она не достигает этой цели;
4) право на судебное обжалование сделок налоговыми и иными органами.
Таким образом, можно признать, что основные средства борьбы государства с уклонением от налогообложения — это административная и судебная защита интересов бюджета. В рассматриваемом нами контексте решающее значение имеет право на обжалование сделок налоговыми органами.