Усиление административной ответственности за нарушение законодательства об организованных торгах
Приведенные в данном пункте нормы вступают в силу с 1 января 2013 года.
Законом о внесении изменений усилена административная ответственность за нарушение законодательства об организованных торгах (ч.2 ст.13).
Так, в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (без учета правок, внесенных Законом о внесении изменении) размер административных штрафов для юридических лиц составляет от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.
С 1 января 2013 года согласно Кодексу об административных правонарушениях (с учетом правок, внесенных Законом о внесении изменений) размер административных штрафов для юридических лиц будет увеличен и будет составлять от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, для должностных лиц – от 10 тысяч до 50 тысяч рублей. Для должностных лиц также будет установлена ответственность в форме дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет.
Наиболее крупные административные штрафы (для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч, а для юридических лиц – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей) будут установлены за следующие административные правонарушения:
- нарушение организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах;
- воспрепятствование организатором торговли проведению ФСФР России проверок или уклонение от таких проверок;
- нарушение установленных ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности;
- неисполнение организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, допущенными к организованным торгам товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах.
20.Понятие конкуренции и товарного рынка. Субъекты конкуренции.
Каждый субъект ПД имеет право на конкуренцию.
Субъектами конкуренции (конкурентами) являются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.
Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, субъектами конкуренции на товарных рынках являются в первую очередь субъекты ПД. К ним относятся индивидуальные предприниматели, унитарные и корпоративные предприятия, производственные кооперативы и другие коммерческие организации. Некоммерческие организации, вступающие в предпринимательские правоотношения для выполнения их уставных (основных) задач, также охватываются понятием «хозяйствующие субъекты» и выступают в качестве субъектов конкуренции.
Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Установленные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
Группа лиц является специфическим субъектом конкуренции. В отличие от хозяйствующего субъекта группа лиц не легализована, не легитимирована в качестве субъекта правовых отношений, кроме регулируемых антимонопольным законодательством. Более того, лица (или хотя бы одно из них), входящие в такую группу, отнюдь не заинтересованы в публичной огласке факта взаимного влияния и контроля друг над другом или совместного контроля над определенным товарным рынком.
Согласно ст. 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются:
· хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
· хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих
· хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном
(складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);
· хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;
· хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
· хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
· хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с ними договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания;
· хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если по предложению такого лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
· хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того физического или юридического лица;
· хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если по предложению такого лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
· хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического или юридического лица;
· хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
· лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;
· физическое лицо, его супруг, родители, дети, братья и сестры;
· лица, каждое из которых по какому-либо из указанных оснований входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо из этих оснований.
По сравнению с Антимонопольным законом в Законе о защите конкуренции основания отнесения субъектов к группе лиц определены более четко и конкретно.
В Антимонопольном законе содержится также понятие «аффилированные лица», являющееся более широким, чем понятие «группа лиц». Первое является родовым, а второе видовым понятием. Аффилированные лица не составляют единого субъекта права, хотя связи между ними имеют юридическое значение. Это значение выходит за рамки антимонопольного законодательства, в связи с чем вопрос об аффилированных лицах и понятие аффилированных лиц рассматриваются при анализе общих проблем предпринимательской правосубъектности (см. § 4 гл. 5 учебника).
При рассмотрении антимонопольного законодательства важно отметить, что аффилированными признаются лица, принадлежащие к одной и той же группе лиц. В случае выявления аффилированных лиц за ними устанавливается соответствующий контроль.
По мере развития рыночной экономики, реального осуществления экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг, свободы ценообразования и других возможностей, инициирующих торговую деятельность, все большая роль отводится гос. регулированию торговой деятельности. При этом государство устанавливает правила экономического поведения и не осуществляет непосредственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Среди основных направлений государственной политики в этой области можно выделить: поддержание предпринимательства и формирование конкурентной среды, снятие излишних административных ограничений, нормативно-правовая регламентация торговой деятельности, обеспечение поставок для государственных нужд, контроль за торговлей, защита прав потребителей.
Товарный рынок – это сфера обмена товарами между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. Основной целью товарного рынка является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.
Правовое регулирование товарного рынка осуществляется на основе Конституции РФ, федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, которые определяют системные задачи по созданию конкурентной среды и выходу на рынок новых предпринимателей.
Особое место в структуре товарного рынка России занимают организации оптовой торговли, к которым относятся оптово-розничные объединения, посреднические организации и специализированные организации – оптовые рынки, ярмарки, биржи. Анализ действующего законодательства позволяет установить, что оптовая торговля включает деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Оптовой торговлей могут заниматься любые предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.
В отличие от розничной торговли, правила которой регулируются многочисленными нормативными актами, оптовая торговля в основном регламентируется ГК РФ. Помимо нормативно-правовых актов федерального уровня данная сфера деятельности регулируется и на уровне субъектов федерации.
Самостоятельное место в системе правовых форм организации товарного рынка занимают договорные формы реализации товаров, работ и услуг, к которым действующее законодательство относит: куплю-продажу, поставку для государственных нужд, контрактацию, энергоснабжение. Единственной договорной формой реализации товаров оптом является договор поставки
21.Понятие и виды монополии. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Следует различать основные типы монополий:
1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия гос-ва;
2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия гос-ва;
3) возникающие в результате обладания исключительными правами.
Существуют следующие разновидности монополий:
– государственные монополии;
– естественные монополии.
Государственные монополиисоздаются в целях защиты экономических интересов гос-ва и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций гос-ва и т. д.
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях).
Перечень сфер деятельности, естественных монополий:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
4) железнодорожные перевозки;
5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом ПД исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг).
Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке.Антимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего положения: качественный (основной) и количественный (вспомогательный)критерии.
Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.
Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типам монополий.
Доминирующее положение на рынке не запрещается. Если доминирующее положение явилось следствием неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения – монополистическая деятельность.
22.Правовое регулирование государственной и естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Сферами деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом
«О естественных монополиях» являются:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии.
Отметим, что на сегодняшний день в соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется пе-реход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железно-дорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:
1) формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;
2) определяют методы регулирования, предусмотренные Законом «О естественных моно-полиях», применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
3) контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований соответствующего законодательства;
4) вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установ-ление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности гос-ва, охраны природы и культурных ценностей.
В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:
- любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом «О естественных монополиях», и которые составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.
Лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем
10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем
10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли).
При нарушениях закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:
- прекратить нарушения и (или) устранить их последствия;
- восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в реше-нии (предписании);
- отменить или изменить акт, не соответствующий закону;
- заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию;
- внести изменения в договор с потребителем;
- уплатить штраф;
- возместить причиненные убытки.
Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения Федерального закона «О естественных монополиях», в срок, установленный решением органа регулирования естественной монополии.
Штрафы, подлежащие уплате по решению органа регулирования естественной монополии, перечисляются в федеральный бюджет в срок, установленный этим решением.
Если действиями (бездействием) субъекта естественной монополии, нарушающими закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Правовой режим государственной монополии в отношении отдельных видов деятельности в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ вводится федеральными законодательными актами. Государственная монополия, в отличие от естественной монополии, является монополией искусственной, поскольку конкуренция в таких сферах экономически возможна, но она не допускается государством. Цель таких ограничений заключается в обеспечении защиты основ конституционного строя, здоровья населения, безопасности гос-ва.
В федеральных законах путем указания на организационно-правовую форму, форму собственности определяются субъекты, которым предоставляется возможность осуществлять деятельность в режиме государственной монополии (в основном это государственные унитарные предприятия). Кроме того, в федеральном законе может быть определен конкретный субъект.
Государственная монополия на территории РФ установлена в отношении следующих видов деятельности:
- на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ (ст. 5 Федерального закона от 8 января 1998 г.
N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов; на регулирование экспорта необработанных алмазов (ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
- на деятельность в области военно-технического сотрудничества (ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными гос-вами";
- на эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения и изъятия из обращения на территории РФ (ст. 75 Конституции РФ, ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Государственная монополия может вводиться отдельными федеральными законами:
- на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 4 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"*;
- на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", когда исключительное право на совершение таких операций предоставляется государственным унитарным предприятиям.
23.Понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарном рынке