Понятие, сущность и необходимость государственной и налоговой регистрации
Государственная регистрация юридических лиц является инструментом, способствующим осуществлению гражданских прав и обязанностей.
Согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», введенному в действие с 1.07.2002, государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию является Федеральная налоговая служба (ФНС).
Во всем мире в настоящее время наблюдается тенденция универсализации всего комплекса фискальных отношений граждан с государством и его органами. Так, в Швеции в ведение налоговых органов переданы учет и регистрация населения, налоговой службе поручено также представлять интересы государства в делах о банкротстве частных фирм, в Великобритании и США налоговые органы вовлекаются в борьбу с преступностью.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вступил в силу с 1.01.2004. Таким образом, в сферу действия Закона в настоящее время включаются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не меняет порядка создания юридического лица. Основные положения, касающиеся создания юридических лиц, определены гл. 4 ГК РФ. Учредители принимают решение о создании юридического лица, выбирают организационно-правовую форму, заключают учредительский договор, утверждают состав юридического лица, принимают решение о государственной регистрации, т. е. определяют его местонахождение, уплачивают государственную пошлину, составляют заявление по утвержденной постановлением Правительства форме.
Юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адресом юридического лица считается местонахождение постоянно действующего исполнительного органа.
Главный принцип регистрации — осуществление ее на основе единых правил для юридических, физических лиц и регистрирующих органов.
На налоговые органы возложены следующие функции:
• проведение процедуры регистрации юридических (физических) лиц;
• ведение ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
• обеспечение открытости сведений о государственной регистрации;
• регулярное предоставление сведений о государственной регистрации в государственные органы;
• предоставление сведений о государственной регистрации по запросу (за плату или бесплатно).
На сегодняшний день процедура регистрации заключена в следующем.
1. Заявительный характер регистрации. Так, предоставляется минимальное количество документов, предусмотрено только два основания для отказа в регистрации.
2. Упрощение процедуры регистрации юридических (физических) лиц и объединение процедуры регистрации и постановки на учет. Регистрация и постановка на учет юридических лиц и ИП осуществляются одновременно с последующей выдачей двух документов — свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Регистрация в органах Пенсионного фонда, ФСС, государственной статистики и медицинского страхования осуществляется автоматически при осуществлении государственной регистрации.
3. Улучшение взаимодействия регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими учет юридических лиц.
Отрицательные последствия уведомительного характера регистрации. Во-первых, уведомительный характер регистрации означает отказ государства от исполнения им контролирующих функций, препятствующих доступу на рынок незаконно создаваемых хозяйствующих субъектов, которые отражают в своих учредительных документах не соответствующие законодательству положения, недостоверные данные, заведомо ложные сведения и т.п.
Государство на стадии регистрации не проверяет и не несет ответственности за содержание учредительных документов организаций, а также отстраняется от проверки законности создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Во-вторых, уведомительная регистрация действительно облегчает этап выхода на рынок добросовестным хозяйствующим субъектам. Тем не менее главным барьером на пути развития субъектов малого предпринимательства служит не сама регистрация с ее процедурными проблемами, а связанные с ней финансовые издержки. Сюда входят оплата юридических услуг по подготовке документов и проведению регистрации, оплата части уставного капитала, государственная пошлина или регистрационный сбор, затраты на открытие банковского счета и т.п.
В-третьих, данный порядок регистрации означает следующее. Регистрирующий орган на стадии регистрации следит лишь за тем, чтобы заявитель в своем заявлении подтвердил соблюдение им всех требований законодательства. Регистрирующие органы имеют неограниченное во времени право перепроверять правильность учредительных документов на предмет их соответствия законодательству, а также искать нарушения в порядке создания юридического лица. При обнаружении грубого или хотя бы неоднократного нарушения недостоверных сведений может быть начата судебная процедура ликвидации юридического лица. Решением регистрирующего органа может быть наложен административный штраф.