Этапы развития социальной активности бизнеса
Благотворительный подход означает, что филантропия должна быть бескорыстной. В рамки этого подхода вписываются термины «благотворительность», «филантропия» и «социальное партнерство».
Стратегический подход означает, что филантропия — это хороший бизнес, приносящий выгоды. Это естественно и нормально, поскольку бизнес заботится о прибыли и относится к филантропии серьезно только тогда, когда она либо приносит прибыль, либо по крайней мере сокращает издержки. Этот подход описывается терминами «стратегическая филантропия», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративное гражданство» и «социальные инвестиции».
Этапы развития социальной активности бизнеса. В развитии корпоративной социальной ответственности в можно выделить три этапа.
Первый этап (1960-е — середина 1970-х) характеризовался расцветом традиционной филантропии (или благотворительности). Компании старались максимально «разнести» деловую и социальную активность, делая основной упор на помощь наиболее незащищенным категориям населения (дети, инвалиды) или учреждениям культуры. Помощь выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основании личных симпатий руководителя. Но эти пожертвования делали не корпорации, а сами бизнесмены, никогда не связывая их с бизнес-целями. Более того, законодательные ограничения и «неписаный закон» серьезно препятствовали социальной вовлеченности американского бизнеса. Только в 50-х годах XX в. Верховный суд США ликвидировал эти ограничения. В 1960-е годы многие корпорации учредили «домашние» благотворительные фонды в ответ на общественное давление и требования большей социальной ответственности.
На втором этапе стратегическая филантропия (середина 1970-х — начало 1980-х) стала ответом бизнеса на экономический кризис, давление общественности и власти в связи с нежеланием корпораций проявлять заботу о собственных сотрудниках и местных сообществах, а также пренебрежением вопросами экологии, стандартами качества и безопасности на рабочем месте. Вынужденные проявлять социальную активность, компании решили извлекать из нее максимум преимуществ. Стратегическая филантропия бизнеса характеризуется готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной; фокусным подходом к решению социальных проблем (нацеленностью на решение самой проблемы, а не на борьбу с ее результатами). В основе этого подхода лежит желание бизнеса увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой компании.
На третьем этапе в середине 1980-х на смену стратегической филантропии пришла концепция корпоративного гражданства. На местном уровне корпоративное гражданство проявляется в виде социальных инвестиций бизнеса, означающих совместную работу коммерческого, некоммерческого и государственного секторов для решения актуальных социально-экономических проблем местных сообществ. Компании не просто выделяют товары, деньги или своих сотрудников, а включаются в партнерские программы всеми своими ресурсами.
В обобщенном виде основные этапы эволюции филантропии в сторону корпоративного гражданства можно представить в виде таблицы.
С точки зрения развития во времени, филантропия, как традиционная, так и стратегическая, является предшественником корпоративного гражданства. Филантропия как акт бескорыстной помощи может быть частьюс оциальных инвестиций. Переход на социальные инвестиции вовсе не означает, что с традиционной филантропией должно быть покончено. Она может быть элементом социальной политики компании, но постепенно основное внимание — и финансирование — получит иной подход к социальной активности компании, при котором будут учитываться бизнес-интересы.
14. Экономическая ответственность — самая основная социальная обязанность фирмы, особенно с традиционной точки зрения. Как уже было замечено, некоторые экономисты (такие, как Милтон Фридман) видят эти обязательства только как всем привычную деятельность фирмы в рамках ее производства.
Действуя согласно экономической ответственности, менеджеры максимизируют доходы, где это только возможно. Существенная обязанность бизнеса заключается в том, чтобы предоставлять товары и услуги обществу по разумным ценам. В исполнении этой экономической, обязанности компания тоже выступает как социально ответственный институт, в некоторых случаях это еще и предоставление выгодных рабочих мест для рабочей силы.
Правовая ответственность — отражает обязательства фирмы по подчинению законам, причем, как гражданским, так и уголовным, существующим в обществе, а помимо этого еще и специальным законам, которые регулируют деятельность производителей. Потребители и внешние изменения концентрируют возрастающее внимание общественности на необходимости социальной ответственности в бизнесе путем лоббирования законов, управляющих производством в сфере контроля загрязнения окружающей среды и потребительской безопасности. За последние 15 лет в США было принято больше законов по защите потребителей, чем за предыдущие 189 лет. В ответ на это более 600 корпораций и торговых организаций основали отделы по делам потребителей для рассмотрения жалоб, связанных с их продукцией. Предназначение законов по защите потребителей состоит в корректировке "баланса сил" между покупателем и продавцом на рынке. Среди таких, наиболее важных законов в США,— Федеральный закон об упаковочных стандартах и Закон о маркировке товаров (1966 г.) регулируют процессы маркировки в производстве.
Закон о правилах кредитования (1967 г.) регулирует отношения кредитования. Акт о безопасности потребительских продуктов (1972 г.) обеспечивает защиту потребителей от риска получить вредное воздействие на здоровье при использовании продуктов производства. Существенным моментом законодательной системы был закон о национальной политике в области окружающей среды, принятый в США в 1969 г. Он был посвящен сохранению экологического баланса внутри страны и установлению целей федеральной политики по защите окружающей среды. Закон требует проведения тщательных исследований влияния на окружающую среду деятельности каждого предприятия. Например, при наличии какого-либо вредного воздействия на природу, предусматривается создание Совета, который будет направлять и регулировать деятельность производства. Другим результатом деятельности движения по защите окружающей среды было создание Федерального агентства по окружающей среде (1970 г.). Это агентство управляет политикой защиты окружающей среды в правительстве США. Изменение трактовки законов этим Агентством и жалобы на то, что содержание его слишком обременительно для правительства, поставили под вопрос ценность этой организации. Совокупные издержки от мероприятий по защите природы составили, по оценкам, 735 млрд. долл. в период между 1979 и 1988 годами.
Этическая ответственность — отражает понятие компаний о правильном или пристойном поведении.
Этическая ответственность — обязательства, масштаб которых шире правовой ответственности фирмы, но они не являются обязательными. Некоторые действия, которые разрешены законом, нельзя назвать этичными.
Например, производство и распространение табачных изделий разрешено, но в условиях частых летальных исходов от курения многие считают неэтичным продолжать продажу сигарет, несмотря даже на то, что закон обязывает печатать медицинское предупреждение на каждой пачке. Очень часто менеджеры выбирают такой вид производства, который и законен, и этичен. В этом случае соотношение правовых и этических норм найти довольно легко. И это, возможно, простейший тип этической ситуации, в которой может действовать фирма. В других случаях, однако, может быть значительно меньше согласия в вопросах этичности или неэтичности
Категории континуума социальной ответственности нельзя рассматривать изолированно. Они частично совпадают не только друг с другом, но также и с другими элементами производственного окружения. Менеджеры, имеющие дело с вопросами социальной ответственности, должны иметь в виду такие примеры:
1. Выполнение правовых обязательств фирмой служит долгосрочным экономическим интересам фирмы. Социально направленные действия помогают привлечь покупателей и оказывают поддержку фирме в целом, а также позволяют занять выгодное положение, что поможет минимизировать ущерб, приносимый фирме, если она когда-либо будет вовлечена в неприятную историю.
2. Большинство правовых обязательств фирмы совпадают с этическими нормами. Например, следование стандартам качества продукции — это, безусловно, верное поведение. Согласно этому правилу, фирма выполняет этические обязательства и это, в свою очередь, помогает компании избежать нареканий в правовой сфере.
3. Дискреционная ответственность часто имеет этические компоненты. McDonalds поддерживает данную концепцию, предлагая бесплатное жилье для семей, в которых серьезно больны дети, поскольку считают, что заниматься такого рода деятельностью просто необходимо. Рассматривая различия между типами социальной ответственности, нужно помнить, что экономическая и правовая ответственности — обязательны, этическая — возможна, а дискреционная — желательна.
Теперь рассмотрим подробнее аргументы в поддержку социальной ответственности и аргументы против социальной ответственности.
15. Основанное 16 мая 1802 года Императорское Человеколюбивое общество стало одним из наиболее гуманных начинаний, характеризующих „дней александровых прекрасное начало". Рескриптом молодого императора, искренно воодушевленного идеей высокого общественного служения государственной власти, предписывалось „для вспомоществования истинно бедным в столице составить особое благотворительное общество". При этом особое внимание было обращено на организацию медицинской помощи нуждающимся, для чего Александр I повелел создать специальный медико-филантропический комитет. Уже через два года „комитет этот учредил бесплатное домовое лечение бедных и диспансерии в разных частях города, где приходящие больные получали от врачей советы и лекарства бесплатно. Были избраны врачи для бедных и открыты лечебницы". По мысли венценосного основателя Человеколюбивого общества, оно должно было стать организующим центром благотворительной деятельности в стране, причем значительную часть расходов брал на себя сам император; предполагались также пожертвования частных лиц, — как российских подданных, так и иностранцев. В 1805 году для этой цели был открыт Попечительный о бедных комитет, получавший ежегодно императорскую субсидию в 40 тысяч рублей, увеличенную через пять лет до 76 тысяч (комитету были переданы дела о помощи нуждающимся, которые обращались непосредственно в государственные учреждения). Деятельность Человеколюбивого общества развивалась столь бурно, что его средств хватало далеко не на все проекты, рассматривавшиеся его руководителями: так, в числе прочих, предполагалось создать и комитет для бесплатной юридической помощи неимущим петербуржцам. В 1816 году новым главным попечителем Общества стал личный друг императора князь А. Н. Голицын. Он предложил проект реорганизации Общества, который был Александром I утвержден. Был создан Совет Человеколюбивого общества и преобразована система Комитетов при нем; ежегодная субсидия из императорского кабинета была увеличена до 100 тысяч рублей, помимо которой государственным казначейством выделялось еще 150 тысяч ассигнациями (42 837 рублей серебром). Постепенно возрастали и частные пожертвования Обществу: общие поступления в его кассу за 1816-1824 гг. составили 1 382 852 рублей серебром. Всего за годы царствования Александра 1 Обществом было открыто 10 заведений для нуждающихся в Петербурге и учреждены шесть попечительных Комитетов в других городах, в том числе и в Москве.
Дальнейшее развитие деятельность Общества получила при императоре Николае I, при котором были основаны еще 32 учреждения, а формы содействия нуждающимся стали еще более разнообразными. Постепенно роль частных пожертвований все более возрастала: со времени вступления на престол Александра III, например, они составили свыше 20 млн рублей, а всего за историю Человеколюбивого общества им была собрана колоссальная сумма в 67 млн, из которых лишь восемь приходилось на долю пожертвований императорской фамилии. Число же тех, кто пользовался помощью Общества, превышало к концу XIX века полтора миллиона человек в год.
16. Состояние и основные тенденции в развитии системы государственного призрения. Развитие государственной благотворительности в первой половине XIX в. Изменения в системе управления приказов общественного призрения. Рост формализма в работе приказов и мелочной опеки со стороны МВД. Деятельность гр. В.С.Кочубея по регламентации работы приказов. Правила 1723 г. о внутреннем устройстве богоугодных заведений. Основные тенденции в развитии приказов. Черты кризиса «приказной» системы призрения. Учреждение земского и городского самоуправления и передача им функций призрения в 1860-70-е гг. Состояние системы социальной помощи в земских и неземских губерниях России во второй половине XIX - начале XX в. Основные направления развития «земско-государственной» системы призрения: расширение числа призреваемых, реорганизация богаделен и создание «ремесленных богаделен», расширение системы призрения в области воспитания детей, попытки предупреждения «обнищания», организация пенсионных «эмеритальных» касс для земских служащих (их сущность и назначение). Роль и значение деятельности земств. Работа правительства по составлению нового Устава об общественном призрении. Проекты Устава (К.К.Грота, И.И.Кабата и В.И.Герье - Е.Д.Максимова) и их основные положения. Устав об общественном призрении 1912 г.: его особенности и основные положения. Съезды деятелей по общественному и частному призрению 1910 и 1914 гг.: основные вопросы и итоги. Новые явления в государственной благотворительности в начале 1900-х гг.: оформление системы пособий детям военнослужащих, погибших в годы войн, открытие первого суда по делам о малолетних преступниках, появление рабочего законодательства. Общественная благотворительность в России. Создание «Благодетельного общества» и «Медико-филантропического комитета» (1802). Структура, особенности управления и финансирования. Императорское Человеколюбивое общество (1816): основные задачи, итоги деятельности к концу 1850-х гг. Основные направления деятельности Человеколюбивого общества во второй половине XIX - начале XX в. Реорганизация действовавших и открытие новых благотворительных заведений. Итоги благотворительной деятельности Общества в начале 1900-х гг. Учреждение Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Создание женских училищ ордена Св. Екатерины, «вдовьих домов», повивального училища, училища для глухонемых детей; изменения в порядке приема воспитанниц в Харьковский институт благородных девиц и др. Направления работы Мариинского ведомства во второй половине XIX в. Особенности работы обществ, действовавших под эгидой Мариинского ведомства.
Причины создания и особенности функционирования Российского общества Красного Креста. Назначение домов трудолюбия, их отличия от «работных» домов. Расширение сети домов трудолюбия. Создание Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (1895). Журнал «Трудовая помощь» (1897). Факторы расширения сети местных благотворительных общественных организаций во второй половине XIX в. Создание участковых попечительств о бедных в столичных городах. Основные тенденции в развитии общественной благотворительности. Постепенная «феминизация» благотворительных организаций.
Частная благотворительность и филантропическая деятельность в России. Разовая, случайная филантропия: ее сущность и цели. Систематическая частная благотворительность. Деятельность П.П.Помиан-Пезаровиуса. Благотворительная работа Ф.И.Гааза. Кн. В.Ф.Одоевский как филантроп «по призванию». Причины истинной бедности. Создание и основные направления деятельности Общества посещения бедных (1846-1855). Создание общих «дешевых» квартир, женских рукоделен, лечебницы для приходящих больных. Значение деятельности частных филантропов в первой половине XIX в. Частная благотворительность во второй половине XIX в. и новые сферы призрения. Деятельность Братолюбивого Общества снабжения неимущих квартирами. Народные кухни и столовые Общества поощрения трудолюбия. «Учреждение Святой Марии Магдалины» Московского Дамского попечительства о бедных: его назначение и принципы деятельности.
Оживление церковного призрения во второй половине XIX - начале XX в. Устройство домов трудолюбия в Кронштадте и Санкт-Петербурге. О.Иоанн Кронштадтский и барон О.О.Буксгевден. Учреждение церковных православных братств (1864): основные направления деятельности. Закон 1864 г. о приходских попечительствах при православных церквах. Назначение церковноприходских попечительств: неясности закона и решение проблемы выбора между заботой о внешнем благолепии церквей и работой по призрению (по статистическим данным начала 1900-х гг.). Борьба с пьянством в России.
Первые исследования о явлениях социальной патологии. Основные итоги развития системы социальной помощи в началу XX в. Исследование причин и проблем пьянства (И.Прыжов); связи алкоголизма с ростом числа половых преступлений, самоубийств и с увеличением детской смертности (И.Сикорский). Феномен нищенства на Руси (И.Прыжов). Попытки классификации нищих по «профессиям» и «разрядам» (А.И.Свирский, А.Левенстим, И.Мещанинов) Проблема экономических, этнографических и бытовых причин (А.Левенстим, Е.Максимов, И.Мещанинов). «Нищенские гнезда»: их организация и сущность (И.Мещанинов). А.Бахтиаров о причинах русского нищенства. Исследование проблем самоубийств: причины и мотивы суицида (А.В.Лихачев, В.О.Бехтерев). Антропологический (В.Тарновский) и социологический (П.Е.Обозненко) подходы к проблеме проституции. Организация проституции в России (В.Окороков, И. Приклонский, Д.Бородин). Значение и черты первых исследований по явлениям социальной патологии. Итоги развития системы социальной помощи в России в начале XX в.
17. Вполне аргументированным представляется подход А. Керолла — одного из ведущих мировых специалистов в области отношений бизнеса и общества — предлагающегоувязывать все указанное множество концепций с развитием теории корпоративной социальной ответственности как «ядра», согласованного с альтернативными концепциями или трансформирующегося в них.
Представляется, что именно этот подход позволяет перевести проблему из общих рассуждений о роли бизнеса в общественном развитии к анализу деятельности конкретного делового предприятия, строго говоря, не обязательно относящегося к корпоративному сектору.
Подход А. Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО. Согласно модели А. Керолла, КСО являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна.
Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. В некотором роде правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность – неформальным. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Трактовка КСО как пирамиды сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их систематизировать. В дальнейшем А. Керолл в статье, написанной в соавторстве с М. Шварцем, модифицировал пирамиду путем отнесения филантропической ответственности к категориям этической и (или) экономической ответственности, так как занимаясь «стратегической филантропией», компании нередко руководствуются экономическими мотивами, основываясь на своей экономической ответственности, и различие между „филантропической“ и „этической“ деятельностью иногда сложно провести и в теории и на практике.
Следует также подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом. Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений.
Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик.
Соответственно, корпоративная социальная ответственность может быть определена как рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании.
Таким образом, корпоративные социальные программы в первую очередь следует рассматривать с позиции рациональности и извлечения выгод в долгосрочном периоде. Масштаб и охват корпоративной социальной политики будет зависеть от конкретных целей (кр.
аткосрочных и долгосрочных), которые преследует компания и многих внешних услови
18.Бедность населения – одна из основных глобальных проблем, которая остается нерешенной, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависимости от целей его использования.
Программы борьбы с бедностью.
А) Законодательство о минимальном размере оплаты труда.
Законодательство, устанавливающее минимальную зарплату, — повод для непрекращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают определение нижнего предела заработной платы как способ помощи работающим бедным, не требующий непосредственного вмешательства правительства. Критики считают, что закон о минимальном размере оплаты труда наносит ущерб прежде всего беднякам, права которых он вроде бы призван гарантировать.
Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как только мы используем в нашем анализе инструменты спроса и предложения . Его введение означает увеличение заработной платы работников с низким уровнем квалификации и опыта выше равновесного уровня спроса и предложения. Следовательно, издержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется фирмам, уменьшается, вследствие чего растет уровень безработицы среди групп людей, которых непосредственно затрагивает рассматриваемый нами закон. Те, кто имеет работу, выигрывают, получая более высокую заработную плату, те, кто мог бы получить работу при более низкой заработной плате, но оказался «за воротами» фирм, несут убытки.
Соотношение этих эффектов определяется прежде всего эластичностью спроса на труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают, что спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен, поэтому высокий минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает занятость. Критики установления нижнего предела зарплаты утверждают, что спрос на труд эластичен, особенно в долгосрочном периоде, когда фирмы имеют возможность изменить количество работников и объем производства. Они отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату, — подростки, выходцы из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда, как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна
Б) Социальное страхование.
Один из способов повышения уровня жизни беднейших граждан — прямое пополнение их доходов государством, для чего используется система социального страхования. Социальное страхование — широкий термин, который включает различные правительственные программы, в частности в США существует программа помощи семьям с детьми (АFDС). Типичная семья, получающая помощь по программе АFDС,— семья без отца, с неработающей матерью. (Принятый в 1996 г. закон о реформе социального страхования инициировал значительные изменения в программе АFDС). Другая программа социального страхования (SSI) направлена на предоставление помощи больным или нетрудоспособным малообеспеченным гражданам. Участниками этих программ являются далеко не все граждане, имеющие низкие доходы. Получатели помощи должны обладать некими дополнительными, в сравнении с другими бедняками, «нуждами», связанными с воспитанием маленьких детей или нетрудоспособностью.
Критика программ социального страхования состоит в том, что они создают стимулы к получению государственной поддержки. Например, они побуждают отцов семейств к реальному или фиктивному уходу, так как многие семьи получают финансовую поддержку только в тех случаях, когда отец детей живет отдельно. Они ведут к увеличению числа случаев рождения детей вне браков, так как помощь одинокой женщине предоставляется только в тех случаях, когда у нее есть дети. Критики программ социального страхования утверждают, что такая политика только обостряет проблемы, которые она призвана решать.
Насколько серьезны проблемы системы социального страхования? Никто точно не знает. Сторонники системы социального страхования указывают на то, что бедная одинокая мать, живущая на государственное пособие, вряд ли может рассматриваться как образец для подражания. Более того, анализ показывает, что уменьшение количества семей с двумя родителями вряд ли связано с системой социального страхования, как иногда заявляют ее критики. С начала 1970-х гг. пособия по социальному страхованию в США (скорректированные к уровню инфляции) уменьшились, хотя доля детей, живущих в семье с единственным родителем, возросла.
В) Отрицательный подоходный налог.
Какую бы систему сбора налогов ни выбрало правительство, она воздействует на распределение доходов, особенно в случае прогрессивного подоходного налога, когда семьи с высокими доходами отдают правительству в виде налогов больший процент заработков в сравнении с малообеспеченными семьями. Равенство между группами населения, получающими различные доходы, — важный критерий создания налоговой системы государства.
Многие экономисты выступают за перераспределение доходов в пользу бедных с помощью отрицательного подоходного налога, когда богатые семьи платят налоги на основе дохода, а малоимущие семьи получают правительственную субсидию, то есть «платят» отрицательный налог.
Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества — низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.
Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.
Г) Трансфертные платежи в натуральной форме.
Еще один способ оказания помощи малоимущим — прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и игрушками на Рождество. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ. Сравнима ли эффективность трансфертов в натуральной форме и прямых денежных платежей? Однозначного ответа не существует.
Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.
Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане — обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни.