Глава 47 Elton John Elton John, 1970
За всю историю популярной музыки на её небосклоне засияло немало рок-героев. А как выглядит рок-герой в нашем представлении? Возможно это парень с гитарой, длинными волосами, вводящий в экстаз публику лишь одним прикосновением к струнам. А может это укротитель микрофонной стойки, гордо ставящий ногу на монитор у края сцены и призывающий публику «зажигать»? Оба эти ответа будут верны, но далеко не окончательны. Сегодня мы с вами поговорим о человеке, которому даже не нужно было особо передвигаться по сцене, чтобы завести аудиторию. Он прекрасно делал это своим умением играть, а играл он на не самом привычном для рок-н-ролла инструменте – рояле. Кто этот парень? – спросите вы, встречайте, Реджинальд Кеннет Дуайт.
«Your Song».
Наверняка все поняли, кого я имею ввиду называя это имя, но всё же поясню, что под этим «неблагозвучным для рок-н-ролла именем» скрывается сэр Элтон Джон. Ещё молодой, двадцатидвухлетний Элтон Джон, который тогда ещё не был Сэром Элтоном, не эпатировал шоу-бизнес своими нарядами и капризами, а был простым парнем, который хотел побороть собственную неуверенность в себе и доказать, что он что-то может.
Не скажу, что путь Элтона на вершины славу был тернист, да, он определённо прошёл через испытания и неудачи, много работал и выступал. И даже записал в 1969 году дебютный альбом Empty Sky, который не имел успеха, но был первым шагом к нему. Лично мне этот дебютный альбом очень нравится, хотя сам Элтон считает его неудачным, но создателям свойственно критически относится к своим творениям.
Сегодня же мы поговорим о втором релизе Элтона Джона, о релизе, который стал его прорывом и даже сейчас, спустя более сорока лет после выхода слушается очень интересно, о чём я убедился на собственном примере. Этот альбом меня заворожил, поэтому, как только запись закончилась я понял, что должен поделиться её красотой с другими. Впрочем, обо всём по порядку.
«I Need You to Turn To».
После неудачи первого релиза Элтон и его верный соавтор Берни Топин и не думали останавливаться. Во время работы в музыкальном магазине Элтон пристально следил за музыкальными новинками, побывал на концертах Боба Дилана и группы «The Who», и та творческая энергия, которая бурлила в нём в итоге вылилась в потрясающую «Your Song», которая была написана 27 октября 1969 года за 10 минут. Пора было писать новый альбом, однако продюсер Стив Браун, работавший над прошлым релизом, решил, что он недостаточно квалифицирован для записи новой пластинки. Тогда на помощь пришёл Пол Бакмастер, собиравшийся создавать оркестровые аранжировки для нового релиза Элтона. Через Пола удалось выйти на Гаса Даджена, именно он работал над альбомом Дэвида Боуи «Space Oddity» (1969), которым восхищался Элтон.
Хотя поначалу Элтон и Берни рассматривали на пост продюсера самого Джорджа Мартина, но тот их желание не разделил. Тогда дуэт вернулся к кандидатуре Гаса. Интересно то, что когда Даджену представили материал для нового альбома, тот воспринял его весьма сдержано, чем сердил Стива Брауна, но, как оказалось, Гас был так воодушевлён, что не хотел показывать чрезмерного восхищения, чтобы не лишиться возможности работать над этим релизом. А восхищаться было чем, уж поверьте.
«Take Me to the Pilot».
Дик Джеймс, менеджер Элтона Джона, оценил запись альбома в 12 тысяч долларов, очень солидная сумма для неизвестного артиста. На такие деньги можно было купить небольшой дом. Основная масса средств пошла на аренду студии и за наем оркестра, который должен был исполнить аранжировки Бакмастера.
Элтон всегда славился своей скрупулезностью и дисциплинированностью при записи альбомов. Все партии пластинки были расписаны по нотам, инструменты настроены, оркестр готов, осталось только взмахнуть рукой. Как позже вспоминал Джон: «Я, двадцатидвухлетний Реджи Дуайт, бросивший школу, коллекционер пластинок, начинающий композитор, сижу перед собственным оркестром, который смотрит на меня и ждёт, когда я дам команду играть». Представляете, что он чувствовал в этот момент?
«No Shoe Strings on Louise».
Если рассматривать процесс записи в наши дни, то порой удивляешься, как музыканты могут по несколько дней возиться не то, что с одной песней, а даже с музыкальным фрагментом. Конечно, сейчас есть технологии, позволяющие разобрать всю песню на сегменты, а после склеивать, как душа пожелает, да, сейчас можно выстроить свою студию и работать хоть 25 часов в сутки. Сейчас нет нужды приглашать десяток музыкантов для создания оркестровок. Тогда же всё было иначе, и позволить себе подобные излишества было невозможно. Особенно если учесть то, что в запись и так была вложена солидная сумма, то действовать нужно было быстро.
И вот за одну январскую неделю 1970 года альбом «Elton John» был записан на студии «Trident Studios». Все инструментальные партии записывались вживую. Только вокал был добавлен посредством наложения. И разве у кого-то возникнет мысль о том, что это плохая запись? Не думаю. Вслушайтесь только в оркестровку «I Need You To Turn To», разве это не прекрасно? И не думаю, что у вас возникла мысль о том, что Элтон ужасно волновался, играя для этой композиции на клавесине. Хоть тот и очень похож на пианино, но имеет свои специфические особенности звукоизвлечения, вот они и нервировали Элтона.
«First Episode at Hienton».
Когда я слушаю этот альбом, то мне всегда кажется, что от него очень уж веет Англией, особенно в лирических композициях. Словно тебя окутывает липковатый туман, но при этом ты знаешь, что сквозь его паутину вскоре прорвётся солнце. Меланхолией здесь и не пахнет, хотя так может показаться. Наоборот здесь только созидательная красота. Да и какая меланхолия? Стоит только услышать первые аккорды «Take Me To The Pilot» или ждущей нас «The Cage». Как говорил сам Элтон: «Порой я не понимал о чём пишет Берни, возможно потому, что он тогда книгами «глотал» научную фантастику». Топин же утверждает, что его вдохновила манера написания текстов Дэвидом Боуи. Тот просто брал отдельные фразы, писал их на бумажках, после складывал в шляпу и доставал в произвольном порядке. Не знаю пользовался ли Берни этим приёмом, но у каждого свой подход. В добавок ко всему в написании текстов поучаствовал и сам Элтон. Во время записи «Border Song» оказалось, что для полноценной песни не хватает одного куплета, а Топина не было поблизости и Элтон написал финальную строфу сам. Позже он признался, что его стихи ужасны, а Берни наоборот похвалил друга, сказав, что в последней строфе тот пытается обобщить всё, что Берни хотел сказать до этого.
«Sixty Years On».
Для второго альбома было отобрано 10 композиций, ещё три были записаны, но в окончательную версию не вошли, а использовались, как стороны B для синглов. И знаете все 10 композиций это отменные музыкальные бриллианты. Да, бывает так, что в отличном альбоме всё же закрадётся хоть одна композиция несколько выбивающаяся из общего ряда (привет Элису Куперу), но в случае с этим диском всё настолько ровно, что мне хочется процитировать одного посетителя форума, который воскликнул: «Откуда этот парень берёт мелодии???». И впрямь, откуда? Просто они все здесь, нужно только услышать. Будь то нежные «Your Song» и «Border Song», глубоко лиричная «The Greatest Discovery» и, вдохновлённая «The Beatles», «Sixty Years On», динамичные «Take Me To The Pilot» и «The Cage». Некоторые критики утверждают, что после этого релиза Элтону так и не удалось добиться подобной целостности на последующих пластинках. И, признаюсь, есть доля истины в их мнении.
«Border Song».
Казалось бы, всё прошло без сучка без задоринки, но тут пришло время оформить будущую пластинку, а Элтон всё ещё не мог совместить у себя в голове свой образ очкарика со статусом рок-звезды. Нелёгкую задачу оформления взяли на себя фотограф Стоуэлл Стэнфорд и художественный директор Дэвид Ларкхэм. Я сталкивался с мнением, что идея данной обложки была навеяна оформлением альбома «Suitable For Framing» (1969) группы «Three Dog Night», на которой присутствовала композиция Lady Samantha авторства Джона и Топина. Как вспоминает фотограф: «Мы перебрали тогда множество фотографий и все они были ужасны. На одном фото Элтона едва можно было разглядеть, снимок получился очень тёмным, поэтому мы его и использовали». Обложка так же играет не малую роль в туманной атмосфере альбома. И вот в апреле 1970 года в Великобритании и июле 1970 в США альбом поступил в продажу и произвёл очень сильное впечатление на всех.
«The Greatest Discovery».
Альбом занял 4 место в США и 5 в Британии. Первой в качестве сингла была выпущена «Border Song», но она не принесла того успеха, на который рассчитывал музыкант. Хотя в последующем эту композицию перепела небезызвестная Аретта Фрэнклин, и в её исполнении песня вошла в Топ-40. Следующий же сингл «Your Song» вознёс Элтона к славе. Эта пропитанная лёгкой ностальгией и такой неуловимой светлой грустью композиция не оставляет слушателей равнодушными и по сей день. Хотя, потенциальным хитом была «Take Me To The Pilot», именно она была на стороне А, а «Your Song» довольствовалась лишь позицией би-сайда, но диджеи на радиостанциях посчитали иначе и не прогадали. И сложно сейчас представить себе какой-нибудь сборник композиций Элтона, на котором не был бы представлен данный релиз. Особенно приятно удивит поклонников альбом 1987 года «Live in Australia», на котором было записано 6 из 10 композиций этого релиза.
«The Cage».
Как и в отношении любого другого произведения искусства сложно сказать, что делает этот альбом таким примечательным. Можно сказать, что это красивые аранжировки, в купе с запоминающимися мелодиями, очень личные стихи Берни Топина исполненные ещё юношеским и несколько трепещущим вокалом Элтона, но, изложив все эти факты, понимаешь, что это ещё не всё далеко не всё. Если уж говорить о вокале, то Элтон позже говорил: «Когда я слушаю этот альбом, то кажусь себе оскопленным школьником». Впрочем самокритики, как и самолюбования Элтону не занимать, к тому же если бы этот альбом был исполнен уже не юношей, но мужем, то, возможно, всё было бы несколько иначе. Кто знает. Сейчас эти песни уже живут своей жизнью, а это ли не успех? Так что рекомендую вам однажды взять этот диск, поставить его в проигрыватель и насладится, а после поделиться этим наслаждением с близкими.
«The King Must Die».