Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Проведение семинарских занятий преследует цели: закрепления и углубления знаний о природе и роли местного самоуправления в современном государственном строительстве; усвоения теории муниципального права на опыте России и других стран; изучение актов, составляющих источники муниципального права, исследование судебной практики в области защиты прав местного самоуправления; создание практических навыков по работе с актами муниципальных образований; развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценки.
Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:
- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;
- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;
- развитии логического мышления, способности анализировать, сопоставлять, обобщать;
- расширении словарного запаса бакалавров, усвоении специальной муниципальной терминологии.
Практические занятия по предмету «Муниципальное право» предусматривают следующие задачи:
во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить бакалаврам возможность проявления их индивидуальности;
во-вторых, проверить качество усвоения бакалаврами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару бакалавру рекомендуется:
- ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;
- ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;
- использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.
Кроме изучения вопросов, указанных в плане практических занятий, бакалавр должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоений терминов по теме), тестовое и практическое (решение тестов и юридических задач в области муниципального права).
Для выполнения этих заданий студенту-бакалавру надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.
Текущий контроль предполагает выявление знаний и умений бакалавра по вопросам темы в процессе коллективного обсуждения:
- семинар в диалоговом режиме после освоения материала;
- решение практических задач на основе изученного материала;
- обсуждение решений ситуационных заданий;
- проведение деловой игры;
- тестирование;
- обсуждение презентаций проектов.
Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.
Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:
- заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов-бакалавров по плану занятия;
- обсуждая решения задач, которые содержатся в практикуме;
- проверяя «домашние» задания;
- проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.
В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке сообщений и докладов, выступлений следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.
Практикум, дополняющий своим содержанием данную учебную программу, позволяет преподавателю использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как: метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа); мозговой штурм (из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос); работа в малой группе (решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания). Порядок подготовки студентов к данным видам интерактивных методов обучения, последовательность их действий и рекомендации по этапам решения ситуационных задач подробно описаны во введении к практикуму.
Практическое занятие № 1