Особенности земского самоуправления 2 страница
Избирательные Собрания не имели права давать избранным Гласным никаких инструкций.
На допущенные при городских выборах нарушения могли быть поданы жалобы в Городскую Думу в течение семи дней со времени окончания выборов. Жалобы на неправильное избрание отдельных лиц рассматривались вновь избранной Думой без участия тех лиц, правильность избрания которых подлежала обсуждению.
Жалобы на нарушение общего порядка организации выборов представлялись Губернатору Городским Головой вместе с объяснением, не позже семи дней по их получении. Губернатор передавал эти жалобы на рассмотрение Губернскому Присутствию по городским делам. Если при рассмотрении жалоб подтверждались нарушения, то назначались новые выборы взамен признанных неправильными.
Если в течение семи дней со времени окончания выборов жалоб не было подано, или же Губернским присутствием признано было, что они неосновательны, то избранные Гласные приступали к исполнению своих обязанностей.
Городская Думасоставлялась, под председательством Городского Головы, из Гласных, избираемых на четыре года. В городах, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышало 300, в Думе должно было быть тридцать Гласных. Там, где число избирателей более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавлялось по шесть Гласных до тех пор, пока общее число Гласных не достигало 72-х. В случае выбытия Гласного досрочно, его заменяло лицо, получившее в одном с ним Избирательном Собрании наибольшее, после избранных Гласных, число голосов, если притом в пользу избрания этого лица было подано на выборах не менее половины голосов наличных избирателей.
Члены Городской Думы присутствовали на заседаниях Думы, участвовали в прениях и представляли объяснения по обсуждаемым делам.
Городская Дума представляла собой все городское общество и поэтому обсуждала дела, касающиеся всего городского общества, действуя от его имени во всех случаях, когда закон требовал по этим делам общественного постановления или приговора.
Городской Думе предоставлялось:
а) назначение выборных должностных лиц, и дела общественного устройства (обеспечение деятельности учреждений городского общественного управления), присвоенные Думе Городовым Положением;
б) назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение его размера;
в) установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов, в пределах, установленных Городовым Положением;
г) сложение недоимок по городским сборам;
д) отнесение содержания мостовых и тротуаров и чистки улиц на общие средства города, и вообще переложение натуральных повинностей в денежные, с их оставлением на общей ответственности города;
е) разрешение на займы и иные обязательства от имени города с соблюдением правил, установленных Городовым Положением;
ж) принятие пожертвований в пользу города;
з) определение предметов городских расходов, а равно рассмотрение и утверждение городских смет;
и) рассмотрение и утверждение отчетов о сборе и употреблении городских сумм, о заведовании городским имуществом и вообще о действиях исполнительной власти городского общественного управления;
к) установление правил для заведования городским имуществом и сооружениями, а равно и состоящими в ведении общественного управления благотворительными и иными общеполезными заведениями;
л) определение общего порядка действий исполнительной общественной власти и её снабжение инструкциями о заведовании вверенными ей делами;
м) утверждение постановлений по предметам городского благоустройства, обязательных для городских жителей, с тем, чтобы эти постановления не противоречили существующим законам, а именно:
- о порядке содержания в исправности и чистоте улиц, площадей, мостовых, тротуаров, мостов и гатей, а также сточных труб, каналов, прудов, колодцев, канав и естественных протоков, не исключая и тех, которые находятся на землях, принадлежащих частным лицам, учреждениям и ведомствам;
- о мерах по охране целости, чистоты, и к защите от повреждений, принадлежащих городу общественных сооружений и памятников, а равно садов, бульваров и других общественных мест;
- об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железно-конных и иных усовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования ими, о производстве извозного промысла, о городских омнибусах и других общественных экипажах;
- о чистке дворов, об устройстве и чистке помойных ям и отхожих мест;
- об устройстве и порядке содержания боен и пользования ими;
- о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и напитков и к обеспечению их безвредности;
- о мерах предосторожности против порчи воды;
- о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах;
- об устройстве кровель и об устройстве, чистке и осмотре дымовых труб и печей, и вообще о мерах предосторожности против пожаров;
- о местах, где не допускаются склады дров, сена, соломы, масла, спирта и других легко воспламеняющихся веществ, и о порядке хранения этих веществ;
- о мерах предупреждения и прекращения заразных, повальных и местных болезней, а равно падежей скота;
- о принятии, для охранения благочестия и порядка в публичных местах, мер, сопряженных с расходами или ограничениями в производстве торговли и промыслов.
н) представление об утверждении изменений в плане города;
о) постановление определений о ходатайстве, от имени города, перед высшим правительством о местных пользах и нуждах.
Кроме того, Городская Дума:
а) по представлению Городского Головы:
- утверждала особые временные или постоянные Комиссии, состоящие из нескольких лиц по назначению Думы в целях принятия соответствующих мер в чрезвычайных случаях, а также для ближайшего заведывания отдельными отраслями городского хозяйства и общественного управления (могли по предложению Городского Головы не создаваться комиссии, а соответствующие обязанности поручать особому лицу);
- утверждала инструкции, на основании которых действовали учрежденные временные и постоянные Комиссии;
- назначала лиц в состав особых временных или постоянных Комиссий;
б) определяла:
- положение об устройстве торговой полиции и порядок её действия при утверждении положения и порядка в губернских городах – Министром внутренних дел, в остальных городах и посадах – Губернатором;
- порядок действий Городской Управы и торговых депутаций (где они были) по надзору за производством торговли, на основании имевшихся соответствующих Положений с утверждением Министра внутренних дел по соглашению с Министром финансов.
- новые планы города, или вносили в них изменения при утверждении для губернских городов – Министром внутренних дед, для остальных городов и посадов – Губернатором;
в) определяла способы извлечения доходов от принадлежащего городу имущества;
г) могла устанавливать в пользу города следующие сборы:
- оценочный с недвижимого имущества;
- с документов на право производства торговли и промыслов;
- с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавочек;
д) могла вводить в пользу города сборы, при утверждении в законодательном порядке высшего размера обложения, льгот по сборам, способов взимания сборов:
- с извозного и перевозного промыслов;
- с лошадей и экипажей, которые содержатся частными лицами;
- с собак;
е) сверх этого могла ходатайствовать в установленном порядке о введении в пользу города сбора с квартир или жилых помещений (проекты по данному вопросу со всеми обоснованиями вносились Министром внутренних дел на утверждение в законом установленном порядке);
ж) по своему усмотрению могла, при удовлетворении определенных Городовым Положением потребностей, расходовать городские средства на всякие вообще предметы, относящиеся к пользам города и его обывателей и не противоречащие законам;
з) утверждала формы и порядок счетоводства (ведение счетов по денежным суммам, как поступавшим на приход, так и расходуемым);
и) одновременно с утверждением сметы, назначала способ исполнения той или иной хозяйственной операции: посредством ли отдачи с публичных торгов, или избранным лицам на комиссию, или же хозяйственными распоряжениями Городской Управы (если Дума не определяла соответствующий способ, то его избрание предоставлялось Управе).
Следует иметь в виду, что помимо указанных сборов в городской доход поступали:
- сборы, взимаемые в пользу города при совершении, засвидетельствовании, протесте и представлении ко взысканию различных актов;
- сборы, взимаемые при клеймении мер и весов на основании торгового Устава;
- сборы с аукционных продаж движимого имущества, производимых через должностных лиц городского общественного управления, в размере 2 процентов с вырученной при продаже суммы (сверх 2 процентов, следующих в пользу аукционеров);
- сборы, взимаемые в пользу некоторых городов с привозимых в город и отвозимых из него товаров, на основании особых, Высочайше утвержденных, постановлений;
- производимые некоторым городам пособия из государственного казначейства, на основании особых постановлений, и из земских сборов, на основании Устава о земских повинностях.
На городские средства обязательно относятся следующие предметы расходов:
- содержание городского общественного управления, в размерах, определенных Городской Думой;
- содержание городских общественных зданий и памятников;
- уплата причитающихся сумм по городским займам и выполнение принятых на себя городом обязательств (включая пенсии, назначенные из городских доходов, в силу постановлений, действовавших до введения Городового положения);
- производство разным учреждениям, установлениям и ведомствам пособий на содержание учебных, благотворительных и иных общеполезных заведений, на основании особых, утвержденных законодательным порядком, постановлений, и производство государственному казначейству пособий, занесенных в государственную роспись;
- издержки по отправлению воинского постоя и других воинских потребностей, а также по отоплению и освещению тюрем и содержанию смотрителей, в законном порядке на город отнесенных;
- участие в расходах на содержание чинов городских полиций там, где такое участие возложено, в законном порядке, на городские средства;
- содержание принадлежащих к составу городских полиций пожарных команд, на основании штатов, существовавших до введения в действие Городового положения, или же утвержденных после такого введения по предварительном рассмотрении их в Городской думе законодательным порядке;
- устройство или наем помещений для городского полицейского управления (где оно учреждается отдельно от уездно-полицейского) и для пожарной при полиции команды с отоплением и освещением, равно выдача квартирных денег не имеющим от города помещения чинам городской полиции и пожарной команды, в размере, определенном штатами и иными высочайше утвержденными постановлениями;
- прочее, сообразно определенным штатам и росписаниям, вещественное довольствие городских полицейских и пожарной команды, именно: снабжение их провиантом и амуницией и пользование в больницах принадлежащих к сим командам чинов;
- содержание общественных пожарных команд, существовавших до введения в действие Городового Положения, или же учреждаемых, на основании определений Городских дум, с надлежащего разрешения, в замен или для усиления полицейских пожарных команд;
- содержание лежащих на отчете города улиц, площадей, дорог, бечевников, мостов, тротуаров, переправ, бульваров, садов, каналов, водопроводов, сточных труб, прудов, канав, протоков и гатей, а также городское освещение в размере не менее существовавшего в городе при введении Городового положения (проезжие улицы, лежащие на таких дорогах, которые состоят в ведомстве путей сообщения, содержатся сим ведомством);
- отвод мест для своза нечистот и для закрытия палого скота.
Проекты постановлений по предметам городского благоустройства, до их утверждения Городской Думой, передавались Городской Управой начальнику местного полицейского управления, который давал по ним заключение. В свою очередь, начальник местного полицейского управления вправе сам представить городскому общественному управлению проекты постановлений, которые, по его мнению, необходимы для благоустройства города и могли бы быть приняты Городской Думой. Если относительно предложенных городским общественным управлением или полицейским управлением постановлений не состоится соглашения, то дело по требованию одной из сторон, поступало на разрешение в Губернское Присутствие по городским делам. Состоявшиеся постановления сообщаются Губернатору, который, если не встретит препятствий к их изданию, делает распоряжение об их опубликовании в губернских ведомостях, в противном случае передает их предварительно на обсуждение Губернского Присутствия по городским делам. Полицейские чины обязаны наблюдать за точным исполнением постановлений и принимать возложенные на них в этом отношении меры. Полиция обо всех замеченных ею неисправностях по какой-либо отрасли городского благоустройства, состоящей в введении городского общественного управления своевременно ему заявляет. За нарушение изданных постановлений, виновные подвергаются наказанию.
Заседания Городской Думы назначались:
- по усмотрению Городского Головы;
- по требованию Губернатора;
- по желанию не менее одной пятой части Гласных, заявленному Городскому Голове.
Для рассмотрения росписей городским доходом и расходам и отчетов Городской Управы должно быть не менее двух заседаний в год, в сроки, назначенные определениями Думы с утверждения Губернатора.
Городская Дума приступала к рассмотрению подлежащих её ведению дел по предложениям:
- Городского Головы или Гласных;
- по представлениям Городской Управы;
- по предложениям, требованиям и заявлениям правительственных установлений;
- по просьбам и жалобам частных лиц.
Предварительное рассмотрение росписей, отчетов и других дел, Городская Дума могла возлагать на особые подготовительные Комиссии, создаваемые из Гласных по её назначению.
Выборы должностных лиц и кандидатов к ним и решения об устранении их от должностей и о предании их суду производились закрытым голосованием.
Городская Дума могла приглашать, через посредничество Городского Головы, на свои заседания без права голоса посторонних лиц для полезных по её мнению объяснений по рассматриваемым делам.
Для ведения дел Думы избирался Городской Секретарь.
Заседания Городской Думы считались правомочными, если на нём присутствовало не менее одной трети всего числа гласных и решения принимались простым большинством голосов. Присутствие не менее половины гласных для правомочности заседания Городской Думы требовалось при рассмотрении дел:
- о приобретении в пользу города недвижимого имущества или об его отчуждении;
- о займах, поручительствах или гарантиях от имени города;
- о переложении натуральных повинностей в денежные;
- об устранении должностных лиц городского общественного управления от должности и о предании их суду.
При этом решение по этим вопросам принималось большинством не менее двух третей наличных голосов.
Копии всех определений Городской Думы безотлагательно предоставлялись Губернатору, который, если не усматривал в них нарушения законов, передавал их для опубликования в губернских ведомостях. Независимо от этого, определения Думы печатались в особом издании, если городское общественное управление признает возможным его учреждение.
Порядок производства дел в Городской Думе определялся ею самой при соблюдении правил о производстве дел в земских, дворянских и городских общественных и сословных собраниях.
Определения Городской Думы об отдаче впервые участков городской земли в чье-либо исключительное пользование и об устройстве на таких участках сооружений, стесняющих проход или проезд, подлежат утверждению в губернских городах –Министром внутренних дел, в уездных – Губернатором (данное положение не распространялось на распоряжения городского общественного управления об отводе мест на площадях и улицах для установки подвижных ларей, палаток, полицейских будок, публичных отхожих мест и других, необходимых для города, общественных построек незначительного размера).
Определения Городской Думы о назначении и размере платы за проход и проезд по сооружениям, воздвигнутым за городской счет для сообщения внутри города, или же за стоянку судов в водных сообщениях, пролегающих через городские земли, приводятся в действие не иначе как с утверждения Министра внутренних дел, по согласованию с Министром финансов или путей сообщения.
Определения Городской Думы о займах, поручительствах, или гарантиях от имени города (в тех случаях, когда сумма лежащих на городе обязательств превышала или вследствие предложенного нового обязательства, должна превысить, в общей совокупности сумму городских доходов за два последних года), представлялась на утверждение Министра внутренних дел с указанием источников, из которых предполагается покрывать ежегодно платежи по принимаемому обязательству.
Городская Управа составлялась из Городского Головы и членов Управы, число которых определялось Городской Думой, но не могло быть менее двух (кроме Городского Головы). В небольших уездных и безуездных городах, а также в посадах, городская Дума могла не учреждать Городскую Управу, возложив её обязанности на Городского Голову при утверждении такого решения Министром внутренних дел.
На Городскую Управу возлагалось непосредственное ведение делами городского хозяйства и общественного управления на основании Городового Положения и правилам и указаниям, устанавливаемым Городской Думой.
Управа:
- ведала текущими делами по городскому хозяйству;
- изыскивала меры по его улучшению;
- исполняла поручения Думы;
- собирала нужные ей сведения;
- составляла проекты городских смет (росписей);
- взимала и расходовала городские сборы на установленных Думой основаниях;
- предоставляла в назначенные Думой срок отчеты о своей деятельности и состоянии подведомственных ей дел (отчеты и заключения Думы по ним печатались для всеобщего сведения).
Городская Управа также:
- утверждала планы и фасады частных зданий в городе, выдавала разрешения на постройку и наблюдала за правильностью исполнения построек, руководствуясь правилами строительного Устава и постановлений Городской Думы (к должностям общественного управления причислялась и должность городского архитектора);
- могла разрешать устройство в городе пристаней для причала судов и выгрузки товаров, общественных купален и бань, театров и других зрелищ, также фабрик, заводов и иных промышленных предприятий из разряда тех, которые, по своей безвредности, могли быть допущены повсеместно, а равно как газового освещения в них (список фабрик и заводов, промышленных предприятий, разрешенных к строительству публиковался ежегодно Министром внутренних дел);
- могла с разрешения Городской Думы вносить принадлежащие городу капиталы для обращения под проценты в кредитные учреждения как правительственные, так и частные, приобретать на эти капиталы государственные ценные бумаги и гарантированные Правительством облигации, а также облигации городских кредитных обществ и поземельных банков;
- хранила принадлежащие городу денежные документы и наличные суммы по нё усмотрению и согласно инструкциям, изданным Думой или своих кассах или в казначействах или же в кредитных учреждениях;
- составляла в сроки, установленные Городской Думой, ежегодные отчеты о движении городских сумм, которые, после проверки и окончательного утверждения Думой, направлялись Губернатору для сведения (отчетность городского общественного управления не подлежала ревизии общих контрольных учреждений);
- распределяла дела между членами Управы.
При Городской Управе могли создаваться особые временные и постоянные Комиссии для принятия соответствующих мер в чрезвычайных случаях, а также для ближайшего заведывания отдельными отраслями городского хозяйства и общественного управления. Председателем Комиссии, как правило, становился один из членов Управы. Городской думой, по предложению Городского Головы, председателем Комиссии могло быть назначено особое лицо, тогда оно становилось членом Городской Управы.
Порядок работы Городской Управы, указание дел, подлежащих коллегиальному обсуждению Управой или единоличному рассмотрению Городским Головой, членами Управы определялись инструкциями Думы.
Дела, подлежащие коллегиальному обсуждению Городской Управой, решались большинством голосов. Однако если Городской Голова найдет, что определение большинства незаконно, он останавливал исполнение данного решения, при обязательном представлении дела Губернатору, который передавал данное дело для рассмотрения в Губернское присутствие по городским делам. В чрезвычайных случаях и не терпящих отлагательства, Городской Голова вправе был сам принимать меры, предоставленные коллегиальному обсуждению Управы. При этом он был обязан доводить до сведения Управы о своих действиях на первом же очередном её заседании.
В случае возникновении трудностей при исполнении определений Городской Думы, Управа могла по заключению большинства своих членов приостановить исполнение соответствующего определения и сообщить Думе о возникших трудностях. При подтверждении Думой своего определения, Управа обязана была его исполнить. Если Управа по заключению большинства своих членов признавала определение Думы противозаконным, то, не приводя его в исполнение, сообщала об этом Думе. В случае не устранения разногласий между Думой и Управой, дело вносилось Губернатору, который передавал его для разрешения в Губернское Присутствие по городским делам.
Выборные и иные должностные лица городского общественного управления.
По выбору Городской Думы замещались должности Городского Головы, членов городской Управы, Городского Секретаря (секретаря Думы).
После избрания Городского Головы Думой назначался член Управы, исполняющий обязанности Головы в случае его временного отсутствия или оставления им своей должности в течение последнего года службы.
Лица, избранные на должность Городского Головы, а также назначенные для временного исполнения его обязанностей утверждаются в своих званиях: в губернских городах – Министром внутренних дел, в прочих городах – Губернатором (разрешений на вступление в должности иных лиц не требовалось).
Срок службы Городского Головы и членов Городской Управы - 4 года; каждые два года половина членов Управы замещалась вновь избираемыми, среди которых могли быть и выбывшие. Срок службы Городского Секретаря определялся Думой.
На должности членов Управы избирались кандидаты для замещения этих должностей в случае временного отсутствия или досрочного прекращения полномочий соответствующего члена Управы. Выборы кандидата производились отдельно, после выбора должностного лица.
По выбору Думы назначались члены торговой депутации, председатель и члены Комиссии для оценки недвижимого имущества (если таковые имелись).
На выборные городские общественные должности могли избираться не только гласные, но и другие лица, имеющие права голоса на выборах. На должность Городского Секретаря могли быть избраны лица, имеющие Русское подданство, но не отвечающие двум другим условиям обретения права голоса на городских выборах.
Членами Городской Управы не могли быть одновременно отец и сын, тесть и зять, а также родные братья. На должности по городской общественной службе не могли быть избраны духовные лица, Председатели и члены судебных мест, за исключением Почетных Мировых судей, прокуроры и их товарищи, чиновники казначейства. Лица, состоящие на государственной службе, могли занимать городские общественные должности с сохранением занимаемых должностей по государственной службе только с разрешения начальства.
Должности по городской общественной службе совместимы с должностями по земским и сословным учреждениям.
Лица, избранные в должности общественного управления приносили присягу о добросовестном исполнении принимаемых ими на себя обязанностей (если вера кого-либо из избранных не допускала присяги, то от таковых бралась соответствующая подписка).
Должности в Канцеляриях Городской Думы и Управы (за исключением Городского Секретаря) замещались по найму, согласно установленному Думой порядку.
Должностным лицам общественного управления не присваивались права государственной службы, за исключением Городского в губернских городах Секретаря (причислялся к должности VIII класса).
Городской Голова мог отлучаться из города на два месяца, доводя об этом до сведения Губернатора, на больший срок – следовало получать разрешение Губернатора. Гласные о своих отъездах из города извещали Городского Голову. Должностные лица городского общественного управления испрашивали разрешение у Городского Головы на отъезд из города.
Городскому голове и членам городской Управы воспрещалось входить в подряды и поставки по предметам городского хозяйства. Однако они могли участвовать в торгах на отдачу в содержание городского имущества, с заменой их в части присутствия в Управе на их кандидатов.
Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями городского общественного управления, имели право иска на общих основаниях.
Жалобы на незаконность определений и постановлений Городских Дум, которые были утверждены Министром внутренних дел или Губернатором, когда по свойству предмета не могло быть начато иска по общим основаниям, приносились Правительствующему Сенату.
За исключением указанных случаев, жалобы на неправомерность распоряжения Городской Управы или Городского головы приносились Думе, а на противозаконные определения Думы – Губернатору, который передавал их на разрешение Губернскому Присутствию по городским делам.
Жалобы и заявления правительственных, земских и сословных установлений по пререканиям их с городским общественным управлением о пределах ведомства, власти и обязанностях, также направлялись Губернатору и им передавались на обсуждение Губернскому присутствию по городским делам. Таким же образом поступал и Губернатор, в тех случаях, когда непосредственно усматривал незаконность распоряжения или определения городского общественного управления.
Губернское присутствие по городским делам разрешало подлежащие его рассмотрению дела простым большинством голосов. Решения его немедленно приводились в исполнение (если в самом заключении не постановлено противное).
Городскому общественному управлению, как и всем ведомствам и установлениям, а равно частным лицам, недовольным решением Губернского присутствия по городским делам, предоставлялось обжаловать это решение Правительствующему Сенату в шестинедельный срок (аналогичное право было и у Губернатора).
Должностные лица городского общественного управления подвергались ответственности за преступления по должности не иначе как по суду. Предание суду должностных лиц, кроме Городского Головы, с устранением или без устранения от должности, могло последовать по определению Думы.
Губернатор, если усматривал противозаконные действия должностных лиц городского общественного управления, передавал таковые на обсуждение Губернского присутствия по городским делам. Определение Присутствия о предании суду должностных лиц общественного управления до приведения его в исполнение, сообщалось Думе, которая, в случае несогласия с определением Присутствия могла в шестинедельный срок со дня получения определения срок принести жалобу Правительствующему Сенату.
Городские Головы предавались суду исключительно по определению департамента Правительствующего Сената, основанному на определении Городской Думы или Губернского присутствия по городским делам.
Городские Головы и члены Городских Управ судились по преступлениям по должности в Судебной Палате, а в местностях, где ещё не введены Судебные Уставы, в Уголовной палате или в Соединенной палате Уголовного и Гражданского суда по принадлежности.
Лица, служащие в городском общественном управлении, в том числе по найму, в случае преступлений по должности, подлежат наказаниям, установленным Уложением о наказаниях.
Таким образом, и земская и городская реформа Александра II теоретически базировалась на положениях общественной теории местного самоуправления, которая была достаточно популярна среди российских юристов и исследователей того времени. И земство, и городское управление признавались именно как общественное управление, а служба в рамках этого управления – общественной, а не государственной службой. Тем самым в России сложились две системы управления: государственная и общественная. Первые же годы функционирования земских учреждений и учреждений городского общественного управления показали, что их деятельность была четко ориентирована на обеспечение жизнедеятельности населения за счет развития местного хозяйства и его вписывания в рыночные отношения.
Реформирование земства и городского самоуправления Александром III.
Обеспокоившись размахом общественного самоуправления в пореформенной России, ростом его самостоятельности в решении местных дел, а также желая устранить выявившиеся недостатки в его организации, Александр III провел его очередное реформирование. Причем в итоге, как справедливо подчеркивают современные исследователи, произведенные изменения превратились в контрреформы, преследовавшие две основные цели: укрепление позиций дворянства в земских учреждениях и усиление правительственного контроля над общественным управлением [Ежова О. Реформы местного самоуправления в Российской империи (1864-1917 гг.) // Федерализм, 2000, № 1, с. 251].