Особенности, которые присущи каждой из форм.
Прекращение деятельности КО – продолжение.
Требования ЦБ о реорганизации КО должно содержать в обязательном порядке указание причины, послужившей основанием для направления такого требования, а также рекомендации о формах и сроках осуществления реорганизации КО.
В течение 5 дней со дня получения такого требования от ЦБ руководитель КО обязан обратиться в Совет директоров КО с ходатайством о принятии решения о реорганизации КО.
Органы управления КО обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования от ЦБ о реорганизации известить Банк России о принятом решении.
Формы реорганизации КО:
· Слияние
· Присоединение
· Выделение
· Разделение
· Преобразование
Все формы - добровольно. Только первые 2 – могут и в принудительном порядке.
Для всех форм реорганизации выделяется ряд общих черт:
· При всех формах реорганизации КО с созданием нового юридического лица ЦБ обязательно рассматривает вопрос о выдаче новой лицензии на осуществление банковских операций.
· КО при любой форме реорганизации уведомляют ЦБ о своей реорганизации и предоставляют необходимые для реорганизации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации
· При реорганизации с КО обязательно взимается регистрационных сбор.
Особенности, которые присущи каждой из форм.
Слияние и присоединение:
· Они проводятся поэтапно и включают в себя следующие мероприятия:
· Подготовку договора о слиянии или присоединении
· Уведомление территориального учреждения ЦБ по местонахождения реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении
· Проведение совещания представителей банка с представителями территориального учреждения ЦБ по месту предполагаемого нахождения нового банка
· Проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора слияния или присоединения
· Уведомление кредиторов этих банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации
· Проведение общего собрания участников этих банков. Протокол этого собрания представляется в территориальное учреждение Банка России
· Представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков.
При слиянии 2х банков – оба эти банка прекращают свое существование, исключаются из реестра юр. лиц и у них аннулируется их лицензия на осуществление банковских операций. Вновь созданному банку нужно пройти процедуру регистрации заново.
При присоединении ликвидируется только присоединяющийся банк с соответствующими последствиями дл него. Тот же банк, к которому присоединяется другой – остается без изменений и действует в рамках своей лицензии. Однако, если тот банк, который присоединился, приобретает статус филиала присоединяющего банка, то он проходит регистрацию как филиал и действует в рамках лицензии присоединяющего банка.
Разделение или выделение:
· Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков в территориальное учреждение ЦБ представляются те же документы, что и для создания банка.
· Кроме того, представляется протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято решение и разделительный баланс.
· Также предоставляются документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации
· Территориальное учреждение ЦБ по результатам рассмотрения документов, представленных для … , принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных КО и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка в случае разделения.
При разделении банка, банк подлежит ликвидации и его лицензия аннулируется. Вновь созданные, в случае разделения, банки подлежат государственной регистрации как вновь созданные и получают новые лицензии на осуществление банковских операций.
В случае выделения, банк, из которого выделяется другой банк, действует на основании имеющееся у него лицензии, а выделяемый банк подлежит государственной регистрации, как вновь созданный и получает новую лицензию на осуществление банковских операций.
Реорганизация в форме разделения или выделения возможна только в том случае, если после реорганизации каждый из участвующих в реорганизации банков будет соответствовать всем обязательным требованиям и нормативам.
При разделении, а также выделении, разделению подлежат не только активы банка ,но и пассивы, т.е. обязательства. При чем в объеме пропорциональном разделенным активам банка.
Преобразование:
· Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизующегося банка представляются следующие документы:
- передаточный акт
- документы об уведомлении кредиторов о реорганизации банка
- копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банк
· В результате преобразования – лицензия преобразуемого банка аннулируется, вносится сведение об изменении в ЕГЕЮЛ и преобразованный банк получает новую лицензию на осуществление банковских операций – БО.
ЦБ, приняв решение о возможности реорганизации КО, либо о её ликвидации, направляет в регистрирующий орган – ФНС – сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.
Реорганизация или ликвидация КО считается завершенной после внесения соответствующей записи в ЕГЕЮЛ.
Вопрос. Банкротство КО.
Под несостоятельностью (банкротством) КО понимается признанная арбитражным судом её неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаки банкротства КО:
· Неспособность КО удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязанности не исполнены ею в течение 14 дней с даты их использования и (или) стоимость имущества КО недостаточна для исполнения её обязательств перед кредиторами обязанности по уплате обязательных платежей.
· Если требования к КО в совокупности составляют не менее 1 тысячи МРОТ, установленных ФЗ.
Меры по предупреждению банкротства КО:
· Финансовое оздоровление КО – в этих целях применяются след. Меры
- оказание финансовой помощи КО
- может быть изменена структура активов и пассивов КО
- может быть приведен в соответствие размер уставного капитала с величиной её собственных средств
- изменение организационной структуры КО
- иные меры
· Назначение временной администрации по управлению КО.
· Реорганизация КО.
Дело о банкротстве КО может быть возбуждено арбитражным судом исключительно после отзыва у КО лицензии на основании заявления и при наличии признаков банкротства.
Правом на обращение в арбитражный суд имеют право:
· Сама КО – должник
· Кредиторы кредитной организации
· ЦБ РФ – при подаче заявлений может представить в АС кандидатуры арбитражного управляющего.
· Налоговый или иной орган
· Иные уполномоченные органы
Участники КО могут по собственной инициативе принять решение о добровольном объявлении банкротства КО и её ликвидации. А заявление принимается АС после отзыва лицензии.
При поступлении в суд заявления о признании КО банкротом, судья, до возбуждения производства по делу, предлагает ЦБ представить заключение о целесообразности отзыва у КО лицензии, либо копию приказа Банка России об отзыве данной лицензии.
ЦБ обязан в течение 10 дней после получения предложения суда направить данные документы в АС.
В случае, если заключение ЦБ не будет получено судом в течение месяца, либо ЦБ даст заключение о не целесообразности отзыва лицензии, то АС возвращает кредитору его заявление о признании КО банкротом.
При рассмотрении АС дела о банкротстве КО применяется конкурсное производство. Такие меры как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные законом о несостоятельности (банкротстве), при банкротстве КО не применяются.
В решении о признании КО банкротом должно содержаться указание на:
· Открытие конкурсного производства
· Признание требования заявителя обоснованным и включение этого требования в реестр требований кредиторов
· Утверждение конкурсного управляющего
· Размер ежемесячного вознаграждения, которое выплачивается конкурсному управляющему в период со дня открытия конкурсного производства до дня определения размера вознаграждения конкурсного управляющего собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Признание АС КО банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Оно вводится сроком на 1 год. Данный срок КП может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, но не более чем на 6 месяцев. После рассмотрения АС отчета конкурсного управляющего о результатах проведения КП, АС выносит определение о завершении КП. А в случае, если требования кредиторов погашены, то АС выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Данное определение отправляется конкурсному управляющему и в Банк России, после чего завершается процедура ликвидации КО.
Вопрос. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций – БО.
ЦБ вправе отозвать у КО лицензию на осуществление БО по основания, предусмотренным ФЗ «О банках и БД».
Все основания для отзыва лицензии подразделяются на 2 группы:
1. Основания, по которым Банк России вправе отозвать лицензию.
· Установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия
· Задержки начала осуществления БО, предусмотренных лицензией, более чем на 1 год со дня выдачи лицензии.
· Установление фактов существенной недостоверности отчетных данных
· Задержка предоставления ежемесячной отчетности более чем на 15 дней
· Осуществление БО, не предусмотренных лицензией, в т.ч. если этот случай был однократным
· Неисполнение законов, регулирующих БД, а также нормативных актов Банка России, при условии, что в течение 1 года к КО уже неоднократно применялись меры, предусмотренные законом о ЦБ, либо в случае неоднократного нарушения в течение года требований, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
· Неоднократное в течение года неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, АС требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов КО при наличии денежных средств на счетах указанных лиц.
· Наличия ходатайства временной администрации ,если к моменту окончания срока деятельности данной администрации, имеются основания для назначения, предусмотренные законом о банкротстве
· Неоднократное не предоставления в установленный срок КО в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГЕЮЛ.
2. Основания, по которым Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление БО.
· Если достаточность капитала банка становится ниже 2%
· Если размер собственных средств (капитала) КО ниже минимального значение уставного капитала, установленного ЦБ на дату регистрации КО. Данное основание не применяется к КО в течение первых 2х лет со дня выдачи лицензии (первой лицензии).
· Если КО не исполняет в срок требования ЦБ о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств
· Если банк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам платежей в течение 14 дней.
· Если к 1 января 2015 года минимальный размер собственных средств банка не достигнет размеров в 300 миллионов рублей, а банк при этом не подаст в ЦБ ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской КО
· Если банк в период после 1 января 2015 года в течение 3х месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств ниже 300 миллионов рублей, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств и не подаст в ЦБ ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской КО.
· Если банк, размер собственных средств которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам рублей или выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение 3х месяцев подряд допускают снижения размера собственных средств ниже установленного законом минимально закона собственных средств, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств, и не попадут в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской КО.