Монета — источник информации

КАРТА МАСТЕРА

АРХЕОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ДЕНЕГ

Количество детей: 6 человека

Возраст детей: 6-14 лет

Время: 30 минут

Оплата 20 талантов, зарплата 30 талантов

РАБОТА С ОЧЕРЕДЬЮ

• Мастер выходит с мастерской и здоровается с детьми

• Мастер меняет время набора на доске на 30 минут

· Уточняет и проверяет, у всех ли есть медосмотр

• Собирает у детей паспорта и по 20 талантов

• Проводит детей в мастерскую

2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ

«Здравствуйте ребята, меня зовут ______, а как вас зовут? (мастер здоровается со всеми детьми поименно). Я главный археолог г. Талантики. Археолог — это историк, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по различным артефактам. Археолог проводит раскопки для поиска источников исследования. Он может изучать останки затонувших кораблей на морском дне, производить раскопки на месте человеческих поселений прошлых веков, реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их по крупицам.

Сейчас я расскажу вам историю появления денег.

Но представляете, раньше, совсем давным-давно, денег вообще не было. А как тогда люди обменивались товарами? А никак. Люди добывали себе все сами, им просто не нужно было ничего покупать. Это называлось «натуральным хозяйством». Но затем, люди стали развивать свои умения, у кого-то лучше получалось делать глиняные горшки, у кого-то охотиться, а у кого-то шить одежду. И это стало гораздо эффективнее. Гончар производил только посуду: ее было много, и она была хорошего качества, а портной только шил одежду. И вот здесь у людей появилась потребность обмениваться своими товарами. Началось товарное производство. Сначала такой обмен происходил вообще без денег. Скажите, как называется такой обмен: товар на товар?

Да/нет, он называется бартер. Когда, к примеру, вы можете 1 рубашку поменять на 1 кувшин. И все бы ничего, пока однажды портной не вышил уж очень красивую рубашку и сказал, что за нее он хочет не один кувшин, а два. Гончар не согласился. Рассудил всех торговец солью. Соль была нужна всем и гончару и портному, поэтому солью можно было измерить справедливую стоимость и кувшина и рубашки. Торговец солью дал за кувшин один стакан соли, а за красивую рубашку с вышивкой 1,5 стакана соли. Получилось, что две красивых рубашки можно было обменять на сколько кувшинов?

Дети отвечают: три.

На три кувшина. Скажите, что в данном случае явилось товаром, а что деньгами?

Дети отвечают, что соль – деньги, кувшин и рубашка – товар.

АРХЕОЛОГ

Правильно, соль – это деньги. Как вы видите, деньгами может быть все, что имеет общепризнанную ценность. Соль была нужна всем, значит, с её помощью можно было измерить стоимость любого товара. Таким образом, первыми деньгами были особо ценные вещи: например, соль, перец, шкурки животных, жемчужины и т.д. И какое-то время это всех тоже устраивало. Но затем, начали торговцы ездить торговать в другие страны. И выяснилось, что в одной стране деньгами является соль, а в другой – листья табака, ацтеки платили – какао-бобами, в Индии – морскими раковинами каури, а где-то вообще крысами расплачивались…

В итоге решили торговцы придумать такой товар, который бы во всех странах одинаково ценился. И придумали. Как вы думаете, что это было?

Дети дают варианты ответов.

АРХЕОЛОГ

Конечно, золото. Золотые кусочки маленькие, прочные, удобные и не портятся от времени. А к тому же золото достаточно редко встречается, а значит, оно достаточно ценное. Но вот проблема – все золотые самородки разные по размеру были, а значит, и по стоимости. Тогда придумали золото плавить и делать из них слитки одного размера и веса. А затем из них начали делать одинаковые кругляшки – монеты. Такие же начали выплавлять и из серебра. Ну, а если товар был слишком дешевый, даже дешевле одной монетки, что тогда делать? Кто знает?

Дети дают варианты.

АРХЕОЛОГ

Тогда эти монеты можно разрубить на части. Получатся рубленые кусочки – рубли. Вот отсюда и получил название ваш российский рубль. А копейки почему так называются, кто знает?

Дети отвечают.

АРХЕОЛОГ

Правильно, в честь Георгия Победоносца, который протыкает копьем змея.

Ну, а потом смекнули, что не обязательно монеты делать из золота. Можно делать из менее дорогих металлов, только наносить на них определенный рисунок, чтобы не подделали, и ими тоже можно расплачиваться. Так начали делать медные, бронзовые, мельхиоровые монеты. Сами по себе они почти ничего не стоят, ведь они сделаны не из драгоценного металла. Но все знают, что в любой момент эту монету можно обменять на такую же золотую в банке, поэтому и расплачиваются ей, как золотой.

· Какую же информацию дают ученым найденные монеты?

Монета — источник информации

Монеты дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок. На них часто изображали пра­вителей, празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Они помогают изучить древний быт, религию, превраща­ются в прекрасные иллюстрации истории.

На монетах Древней Греции часто изображались бо­жества или священные животные. А монеты Ольвии (гре­ческого города на северном берегу Черного моря) отли­вали даже в форме дельфина, считавшегося покровителем города.

В Древней Руси на монетах помещали портрет царя, его титул, с XVIII века стали ставить даже дату и место чеканки.

Нумизматика оказала большую помощь в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречающиеся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек.

На одной монете Римской империи изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме, можно определить, с какой стороны нужно искать и театр Диониса. Монета помогла отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.

Монеты — ценный источник по истории торговли и экономики.

Какую же информацию дают ученым найденные монеты? (помогают изучить древний быт, религию, превраща­ются в прекрасные иллюстрации истории, помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек, отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры)

На Руси металлические деньги появились в Х веке и имели название рубли – рубить, разделять монету на части; куны – мех куницы; ногаты – части, кусочки меха пушных зверьков и т.д.

Современные названия денег появляются в XVI веке.

Развитие денег на этом не остановилось. Металлическая монета создавала немало неудобств, особенно при расчетах и перевозках. Доставить такие тяжести за сотни и тысячи верст было хлопотно.

1.С развитием банков металлические деньги сменились бумажными банкнотами (своеобразные расписки, которые выдавали банки при приеме на хранение определенного количества золота.).

Банковская расписка оказалась удобнее, чем золотые монеты. Бумажные деньги появились в России с середины XVIII века. Они носили название ассигнаций (бумажные деньги).

Но расчеты по-прежнему проводили, ориентируясь на серебряную монету, которая продолжала обращаться в стране. Близкими, по сути, заменителями монет становятся банковские чеки (оформленный определенным образом денежный документ, в котором содержится указание банку о выплате денег). Монета — источник информации - student2.ru

Следующим шагом в развитии денег становятся электронные деньгикарточки. Монета — источник информации - student2.ru

1. Функции денег.

2. Какие функции выполняют деньги?

Монета — источник информации - student2.ru

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - РАСКОПКИ (7 минут)

Мастер объясняет правила и проводит раскопки.

АРХЕОЛОГ

Теперь вы знаете, как появились первые деньги, и как они превратились в монеты. А значит, мы можем приступать к раскопкам. Обратите внимание сюда. (ПОКАЗЫВАЕТ НА РАСКОП). Это называется раскопом – здесь археологи проводят раскопки. Недавно я нашел в этом раскопе старинные монеты. Я уверен, что их до сих пор там остается еще много. Наша задача – найти их.

Для начала нужно вооружиться инструментами археолога.

Мастер подводит детей к столу, на котором уже лежат подготовленные комплекты: одноразовые перчатки, сито, кисточка, лопатки.

АРХЕОЛОГ

Смотрите, что у меня есть: лопатки и кисточки.

А еще нужно надеть вот эти одноразовые перчатки.

Мастер помогает надеть перчатки.

АРХЕОЛОГ

Теперь берем сито и подходим к раскопу.

Мастер подводит детей к раскопу.

АРХЕОЛОГ

Ставьте сито рядом с собой. В них мы будем складывать все находки. Будьте осторожны, до предметов нельзя дотрагиваться руками, чтобы не повредить их – работаем только инструментами.

Итак, сначала берем лопатку и набираем земли в сито, просеиваем землю, если находим монетку, с помощью кисточки счищаем грязь и пыль с монеты. Складываем все монеты на поднос. Будьте осторожны. Ни в коем случае нельзя разбрасываться песком, иначе вы сразу будете исключены.

Мастер демонстрирует процесс, доставая одну монетку.

Сейчас я засеку время, вы должны будете собрать как можно больше монеток за две минуты. Готовы? Тогда я даю обратный отсчет. На старт, внимание, марш!

Дети начинают раскопки монеток на время. Мастер следит, чтобы они соблюдали правила и не баловались. Говорит, когда осталась минута, 30 сек, 10 сек. Отсчитывает 3, 2, 1.

АРХЕОЛОГ

Ого! Я знал, что здесь много монеток, но чтоб настолько!!! Давайте подсчитаем, сколько монеток нашла ваша команда.

Аниматор подсчитывает.

АРХЕОЛОГ

Целых 15! Банк нашего города будет доволен.

Мастер берет поднос с найденными монетами и несет их на стол.

АРХЕОЛОГ

Сейчас мы будем изучать ваши находки. Смотрите, какие отличные монеты – они хорошо сохранились. Какое изображение мы на них видим?

Аниматор показывает детям монету.

АРХЕОЛОГ

Сейчас я задам вам еще 5 вопросов о том, как вы знаете части монеты. Готовы?

Сторона с изображением Правителя была у монеты главной и называлась….

Дети отвечают.

Правильно, аверс. А обратная сторона?

Дети отвечают.

Реверс. Это сторона с информацией – номиналом монеты, годом выпуска, клеймом пробы. А кто знает, как называется ребро монеты?

Дети отвечают.

Да, оно называется гурт. На гурте вы можете рассмотреть узор. Скажите, зачем он нужен?

Дети отвечают.

Правильно, чтобы определить, что монета не поддельная. Без этого гурта от золотой монеты можно отрезать кусочек золота и выдавать ее за более дорогую. А кто-то знает, как называется информативная надпись по кругу монеты?

Дети отвечают.

АРХЕОЛОГ

Она называется легенда. Обычно легенда – это как реклама государства или правителя, выпустившего эту монету.

Расскажите каждый о своей монете.

Монеты в России чеканятся на двух монетных дворах - Санкт-Петербургском монетном дворе (СПМД) и Московском монетном дворе (ММД). Как правило, на современных российских монетах указано место их чеканки. На монетах 1991-1993 годов знак монетного двора находится на оборотной стороне монеты (реверсе) над датой. На современных монетах образца 1997 года крупных номиналов (рубли) он находится на лицевой стороне (аверсе) под правой лапой орла, в виде монограммы СПМД или ММД. На мелких номиналах (копейках) справа внизу под копытом коня ставят буквы С-П (Санкт-Петербург) или М (Москва).

Итак, кто такой археолог? Что мы сегодня изучали? Что раньше было деньгами?

ВЫДАЧА З/П, СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ (3 МИНУТА)

· Благодарим каждого поименно за работу . Спрашиваем, понравилось ли им работать Археологом?

· По факту выплачиваем 30 талантов.

· Прощаемся с ребятами, приглашаем на Раскопки еще раз

   

Наши рекомендации