Рок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в три года. 14 страница
Нарушение трудовых обязанностей в виде разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, может стать основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ).
На работника также возлагается полная материальная ответственность в форме возмещения причиненного работодателю ущерба (п. 7 ст. 243 ТК РФ).
Дисциплинарная ответственность работника предусмотрена Законом о коммерческой тайне в случае умышленного или неосторожного разглашения информации (при отсутствии в его действиях состава преступления) (п. 2 ст. 14), в том числе и в форме возмещения ущерба (п. 3 ст. 11).
Основной мерой гражданско-правовой ответственности, предусмотренной законодательством за нарушение режима охраны информации, является возмещение убытков <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 ст. 23 Закона об информации; ст. ст. 11, 12, 14 Закона о коммерческой тайне; ст. 102 НК РФ; и др.
Например, согласно ст. 26 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" за разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает, что в случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ст. 15).
Помимо субъектов ответственности, перечисленных выше, Закон о коммерческой тайне предусматривает, что к гражданско-правовой ответственности может привлекаться лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, если это лицо по требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, отказалось принять меры по охране ее конфиденциальности (ст. 14).
Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой оно получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение трех лет после прекращения трудовых отношений, если иной срок не установлен соглашением.
Основаниями для освобождения от ответственности могут быть действие непреодолимой силы, крайняя необходимость или неисполнение работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.
Гражданско-правовая ответственность также не наступает, если информация самостоятельно получена лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, несмотря на то что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.
Помимо возмещения убытков, защита прав обладателя информации может осуществляться и другими гражданско-правовыми способами, перечень которых предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Способ защиты определяется с учетом имущественных интересов обладателя конфиденциальной информации и характера нарушения его прав.
Проблема выявления юридической природы документированной информации как объекта правового регулирования обусловила сложность в определении не только прав обладателя на информационные ресурсы, но и правовых способов их защиты, которые могут быть вещно-правовыми, обязательственно-правовыми, а также осуществляться с использованием механизмов охраны исключительных прав.
Административная ответственность установлена КоАП РФ. В нем предусмотрены взыскания в виде предупреждения или штрафа за нарушение правил защиты информации и незаконную деятельность в области защиты информации (ст. ст. 13.12 и 13.13); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); нарушение правового режима информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11); неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации либо предоставление неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39).
Помимо общей нормы об ответственности за непредставление в государственный орган сведений (информации), необходимых для осуществления его законной деятельности (ст. 19.7), в КоАП РФ предусмотрены специальные составы правонарушений, связанные с несоблюдением правил обязательного предоставления информации в отдельных сферах - на рынке ценных бумаг, в области налоговой, статистической, бухгалтерской отчетности, таможенной, антимонопольной деятельности и т.д. (ст. ст. 15.6, 15.11, 15.19, 15.21, 13.19, 13.23, 19.8 и др.).
Большое количество норм об ответственности в области защиты информации и информационных прав содержит УК РФ. Например, наступление уголовной ответственности может повлечь отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183).
Нормы УК РФ обеспечивают охрану государственной тайны (ст. ст. 283, 284), тайну личной жизни (ст. 137), тайну связи (ст. 138), а также сведений, связанных с правоохранительной деятельностью (ст. ст. 310, 311, 320).
Специальная глава УК РФ посвящена преступлениям в сфере компьютерной информации (ст. ст. 272 - 274). На защиту информации направлены и нормы УК РФ, по которым наступает ответственность за смежные составы преступлений (например, нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147) и др.
19.6. Государственное регулирование и контроль
в информационной сфере
В наиболее общем виде основные задачи и главные направления государственного регулирования в информационной сфере определены Законом об информации (ст. 3) и Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 4).
Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования, связанных с созданием правовых основ информационного обеспечения предпринимательской деятельности, развитием рынка информационных услуг, формированием и защитой государственных информационных ресурсов, следует выделить такие важнейшие сферы деятельности государства, как сертификация и лицензирование в области информационных отношений, а также контроль за соблюдением требований, предъявляемых к созданию и использованию различных видов информационных ресурсов и защиты информации.
В Российской Федерации осуществляется сертификация средств защиты информационных систем и информационных ресурсов.
Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.
Обязательной сертификации подлежат также информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем.
Порядок сертификации определяется законодательством, например Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 608 "О сертификации средств защиты информации" <1>, Положением о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о ее знаках соответствия, утвержденным Приказом ФСБ РФ от 13 ноября 1999 г. N 564 <2>, и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2579 (в ред. от 17 декабря 2004 г.).
<2> БНА. 2000. N 3.
Государство обеспечивает лицензирование отдельных видов деятельности в области информации, информатизации и защиты информации.
На основании ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" порядок и условия лицензирования конкретных видов деятельности, связанных с использованием и защитой информационных ресурсов, устанавливается рядом подзаконных нормативных актов. Например, Положением о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 348 <1>, Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. N 290 <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2161 (в ред. от 17 декабря 2004 г.).
<2> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1775 (в ред. от 17 декабря 2004 г.).
Функции государственного регулирования и контроля в информационной сфере реализуют различные федеральные органы исполнительной власти: Министерство информационных технологий и связи РФ (в ведении которого находятся Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральная служба по надзору в сфере связи), Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (в ведении которого находятся Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство), Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и др. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в ред. от 15 марта 2005 г.) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 (в ред. от 22 июля 2005 г.) "Структура федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
В соответствии с Положением о федеральном агентстве по информационным технологиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 319 <1>, данное Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним. Федеральное агентство по информационным технологиям является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2782.
Федеральная служба по надзору в сфере связи осуществляет контроль и надзор за выполнением требований в сфере информационных технологий и связи, лицензирование деятельности в области оказания услуг связи, международного информационного обмена федеральными информационными ресурсами и информационными ресурсами, находящимися в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, деятельности удостоверяющих центров электронной цифровой подписи, а также контроль за соблюдением установленных лицензионных требований и условий <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 318 // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2781.
Глава 20. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
20.1. Понятие инновации и инновационной деятельности
В российском праве термин "инновация" появился в начале 1980-х годов. Определение инновации дано в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" <1>. Инновация (нововведение) рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.
Сложились различные подходы к пониманию сущности инновации. Инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новой техники, технологии, организационных форм и т.п. По-разному используются понятия новшества, нововведения, инновации. Часто они отождествляются. Иногда новшество связывают с начальной стадией научно-производственного цикла (изобретение, ноу-хау и т.п.), нововведение - с использованием новшества на промежуточной стадии, а инновация рассматривается как распространение нововведения на конечной стадии научно-производственного цикла. К основным характерным свойствам инновации относятся в первую очередь новизна и коммерциализация. Инновации не всегда принимают товарную форму. Они могут создаваться для внутреннего применения, но и в этом случае коммерциализация остается потенциальным свойством инновации.
В настоящее время нет единого подхода к подразделению инноваций на виды. Их классифицируют, например, в зависимости от уровня новизны инновации: радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.) или в зависимости от области применения инновации: управленческие, организационные, социальные, промышленные. Критериями классификации инноваций могут быть масштаб инноваций, результативность, этап научно-технического процесса, темпы осуществления.
В общем виде все инновации делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические. К технологическим относятся инновации, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс, к нетехнологическим - организационные, управленческие, социальные. Технологические инновации, в свою очередь, подразделяются на продуктовые и процессные <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 321.
Продуктовая инновация может быть базисной или улучшающей. Базисная продуктовая инновация - это новый продукт, функциональные характеристики которого, использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Улучшающая продуктовая инновация - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены. Процессные инновации связаны с технологически новым или усовершенствованным производственным методом. В связи с упомянутыми инновациями следует отметить изменения, внесенные в методологию определения инновационной активности промышленных предприятий. Если ранее к инновационной деятельности относился весь комплекс научно-технологических и организационных мероприятий, проводимых на промышленных предприятиях, то с 2003 г. к инновационным мероприятиям рекомендовано относить, как и в официальной статистике, технологические инновации - продуктовые и процессные. Подобные изменения были вызваны необходимостью выявлять наиболее эффективные инновации, внедряемые в производство с целью существенной интенсификации производства и улучшения качества производимой продукции <1>.
--------------------------------
<1> См.: Конев Е.В. Корпоративные формы развития научно-инновационной деятельности в России. М., 2003. С. 25.
Вышеупомянутое Постановление Правительства РФ "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы" содержит определение инновационной деятельности. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Различают понятие инновационной деятельности в широком и узком смысле. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают использование научно-технических знаний с целью преобразования различных сторон общественной жизни. В узком смысле - это деятельность, направленная на получение новых научно-технических знаний и их реализацию в производственной сфере с целью создания конкурентоспособного товара.
Следует отметить, что в нормативных актах и научной литературе нет единого подхода к определению инновационной деятельности. Некоторые авторы считают, что научно-исследовательская деятельность не всегда приводит к результатам, которые следует внедрять, и вряд ли можно рассматривать ее как инновационную. В данном случае инновационная деятельность оказывается деятельностью лишь по созданию разработок и их практическому внедрению, и за рамками ее остается процесс создания и выявления новшеств (знаний, технологий и т.п.).
Иное определение инновационной деятельности связано с пониманием ее как процесса выполнения работ или услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. Чаще используется это более широкое определение инновационной деятельности, согласно которому научная деятельность и научно-техническая деятельность являются стадиями инновационного процесса и их совокупность с "материальными" стадиями (производство, торговля и потребление) рассматривается как инновационный цикл.
Инновационный процесс может быть расчленен на отдельные этапы. Иногда рассматриваются три фазы инновационного процесса относительно нового продукта: разработка, освоение и распространение. Может идти речь и о четырех этапах этого процесса: фундаментальные исследования, исследования прикладного характера, опытно-конструкторские и экспериментальные разработки, коммерциализация результатов научных исследований и разработок. Инновационную деятельность рассматривают и как опосредующее звено между собственно научной и производственной сферой. В данном случае инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, особой системы мотивации субъектов инновационной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М., 2001. С. 35.
Развитие инновационных процессов обусловлено, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями. Инновационная деятельность в современной России связана с формированием новой, предпринимательской культуры. Представление об инновационной деятельности как основной функциональной характеристике предпринимательства обосновал Й. Шумпетер. Он писал о предпринимателе, осуществляющем "реорганизацию экономической жизни на началах большей частнохозяйственной целесообразности" <1>. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, создание конкурентоспособного продукта, способного обеспечить дополнительную прибыль. Любая инновационная деятельность является предпринимательской, поскольку она самостоятельна, связана с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта и ответственность.
--------------------------------
<1> См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 189.
Иногда инновационную деятельность рассматривают как разновидность деятельности, включающей в себя лишь элементы предпринимательства. Это объясняют тем, что создание новых и оригинальных продуктов и их внедрение как элементы первых стадий инновационного процесса не относятся к предпринимательской деятельности в точном значении данного понятия, ибо решающим критерием, определяющим коммерческий успех, является качество новой конечной продукции, технологий и машин. К тому же на первых стадиях инновационного цикла деятельность, как правило, бесприбыльна <1>.
--------------------------------
<1> См.: Коммерческое право. Часть II: Учебник. СПб., 1998. С. 88.
В середине 80-х годов XX в. в западной экономической литературе появился термин "национальная инновационная система". Национальная инновационная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время национальная инновационная система - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М., 2002. С. 7.
Эффективность инновационного развития зависит от взаимодействия между участниками инновационного процесса. Роль государства, например, заключается в содействии инновационному бизнесу, но и частный сектор оказывает государству поддержку в его инновационной политике, в частности, отчислениями в инновационные фонды, помощью научным организациям. В целях продвижения новых технологий в производство необходимо взаимодействие государственных научных организаций и вузов с промышленными предприятиями.
На формирование и состояние национальной инновационной системы оказывают влияние многие факторы. Сегодняшнее состояние национальной инновационной системы России называют кризисным. Оно обусловлено недостаточным финансированием науки из федерального бюджета, невостребованностью научно-технических разработок со стороны частного сектора, "утечкой умов" и т.д. В России должна быть сформирована инновационная система нового типа, которая сможет объединить усилия государства, научного сообщества и частного предпринимательского сектора экономики для осуществления перехода страны на инновационный путь развития.
Формирование национальной инновационной системы предусматривает построение инновационной инфраструктуры, т.е. комплекса организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и практическому применению нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса. Они находятся в определенной связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. Это инвестиционные и инновационные фонды, банки, бизнес-инкубаторы, экономические ассоциации, финансовые группы, связанные с научно-техническими новшествами, и др. Обязательным элементом инфраструктуры инновационного рынка являются так называемые инновационные посредники, которые занимаются продвижением инноваций на рынок. К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией разработок, консалтингом и маркетингом инноваций. Специализированные фирмы - инновационные посредники получают посредническую прибыль за счет оптимизации инновационного процесса или его отдельных стадий.
Важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры в России является формирование научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и инкубаторов бизнеса. Первый отечественный технопарк был создан в 1990 г. в Томске. Сегодня сотни малых инновационных фирм работают в составе и при поддержке инновационно-технологических центров и технопарков. Отличие состоит в том, что в первом случае оказывается помощь уже сформировавшимся малым инновационным фирмам, во втором случае - начинающим малым фирмам. Существуют два вида бизнес-инкубаторов: они могут быть составной частью технопарка, но могут быть и самостоятельной организацией. Юридически бизнес-инкубаторы чаще всего оформлены как некоммерческие организации, специализирующиеся на поддержке малого бизнеса. В настоящее время в России действует около 40 инновационно-технологических центров, 80 технологических парков и около 60 бизнес-инкубаторов. Перспективны с точки зрения формирования технопарка наукограды, сосредоточившие научно-технический потенциал оборонного сектора и крупные вузы.
20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности
Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации Закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <1>, который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137 (с изм. от 19 июля и 17 декабря 1998 г., 3 января, 27 и 29 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 июня 2005 г.).
Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1>. Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких как изобретения, полезные модели, промышленные образцы <1>, программы для ЭВМ и базы данных <2>, топологии интегральных микросхем <3>, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров <4>.
--------------------------------
<1> Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319 (с изм. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 февраля 2003 г.).
<2> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программы для вычислительных машин и баз данных" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325 (с изм. от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г.).
<3> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологии интегральных микросхем" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2328 (с изм. от 14 июня 2002 г., 2 ноября 2004 г.).
<4> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322 (с изм. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.).
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <1>. Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 гг. утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605 <1>.