Раздел 3 . выбор стратегии организации 7 страница
К «жестким» элементам относятся: стратегия, состав работников и системы. К «мягким» элементам: стиль, сумма навыков и структура. Совместные ценности не относятся ни к «мягким», ни к «жестким» элементам, а выполняют роль связующего звена.
Такой подход определяет последовательность внутренних изменений в организации после выбора определенной стратегии и позволяет осмыслить внутренние элементы организации, оказывающие влияние на ее будущее и на успех реализации выбранной стратегии. В частности, помогает ответить на вопросы:
- какие требуются опыт и ресурсы;
- какие необходимы структура и система организации;
- какие кадры и какой стиль руководства могут обеспечить эффективность реализации стратегии;
- какая организационная культура в большей степени соответствует выбранной стратегии?
После выбора стратегии следующим шагом является определение того, какие навыки и ресурсы потребуются для осуществления стратегии, какие навыки и ресурсы надо развивать или приобрести, чтобы реализовать стратегию. Эти навыки представляют связь между стратегией и новым обликом организации и в то же время определяют те изменения, которые должны произойти в других внутренних элементax: структуре, системах, кадрах, стиле.
В таблице 10 проведен сравнительный анализ необходимых навыков и ресурсов для реализации таких противоположных базовых конкурентных стратегий, как лидерство по издержкам и дифференциация.
Таблица 10
Сравнительная характеристика навыков и ресурсов базовых деловых стратегий
Стратегия лидерства по издержкам | Стратегия дифференциации |
- навыки в планировании производства с целью максимизации эффективности эксплуатации оборудования; - наличие знаний и опыта в контролировании источников затрат; - капитал, необходимый для достижения экономии на масштабах; наличие дешевой рабочей силы; свободный доступ к источникам сырья и ресурсам; - эффективная сбытовая система; - контроль над закупками; оптимизация логистики; - наличие у руководства знаний и опыта по управлению издержками по всей цепочке ценностей; планирование и контроль трудового процесса; - знания в обучении персонала методам, повышающим эффективность труда, мотивация к снижению затрат; высокая техническая компетенция | - высокие навыки маркетинговой деятельности, особенно в части анализа потребителей и их проблем; - глубокое понимание нужд и потребностей; - способность предвидеть эволюцию рынка; - репутация лидера в технологии и качестве продукции; креативные способности руководителей и персонала; - высокая степень компетенции в разнообразных областях управления и организации; - сложившиеся длительные традиции деятельности в отрасли; навыки в координации различных функциональных направлений НИОКР - производство - маркетинг; - инвестиции в базовые исследования. |
8.2 Разработка тактик, политик, процедур, правил
После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров:тактики, политики, процедур и правил.
Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называюттактикой.
Некоторые характеристики тактических планов:
- тактику разрабатывают в развитие стратегии;
- в то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена;
- тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия;
- в то время как результаты стратегии не могут быть обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.
Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. Политика направляет принятие решений, но и оставляет свободу действий.
Процедуры – описывают действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует совершить в данной ситуации. В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой и небольшим числом альтернатив.
Когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, руководители используют правила. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.
Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. Но непрерывная оценка плана имеет чрезвычайное значение для его долгосрочного успеха.
8.3 Контроль бюджетов
Внимание ученых постоянно направлено к проблеме формирования и совершенствования бюджетирования как одного из инструментов реализации стратегии, которое сегодня достаточно активно используется в практической деятельности отечественных предприятий. Однако учеными до сих пор не выработана однозначная трактовка и назначение бюджетирования и поэтому довольно часто система бюджетирования не приносит предприятиям желаемого эффекта.
Анализируя низкую эффективность бюджетирования, можно выделить основные причины этой проблемы: отсутствие четкой цели системы бюджетирования при ее внедрении на предприятии; разрыв между стратегическими целями предприятия и целями системы бюджетирования; отсутствие поддержки процесса реализации стратегии бюджетированием.