Этические нормы поведения служащего
Нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.
Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.
Правила и нормы делового этикета не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора деловых партнеров, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами. Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям.
Весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т. е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро.
Нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.
Соблюдение принципа консерватизма является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, в светском этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека.
Нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически.
Универсализм значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.
Суть принципа эффективности в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т. д. В конечном счете, использование деловой этики является экономически выгодным.
По принадлежности к носителям ценностей нормы делятся на всеобщие, общественные, групповые и личностные.
Всеобщие моральные нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития, основываясь на признании абсолютной ценности человеческой жизни.
Общечеловеческие ценности составляют фундамент морали каждого общества. В процессе взаимодействия людей общественные нормы служат средством организации общежития их членов, оформления, упорядочивания, регулирования, оценивания отношений, взаимодействия и поведения людей.
Общественные нормы обращают свои требования ко всем членам данного общества, регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя в общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение.
Групповые нормы представляют собой стандартизированные правила поведения, которые принимаются участниками группы как законные определения ожидаемых функций группы. Они обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, даже и тогда, когда он становится членом другой группы.
Личностные нормы выступают как интегративная характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о себе. Следование личностным нормам укрепляет чувство самоуважения, высокую самооценку, уверенность в правильности своих действий и поступков. Отступление же от них сопряжено с чувством вины, самоосуждением и даже нарушением личности