Контртеррористический комитет Совета Безопасности («КТК», «СТС»). 6 страница
Начиная с 60-тых годов, международное сообщество достигло в этом направлении значительного согласия, воплощённого в Конвенциях ООН, – в частности, о торговле наркотиками (1961 г., 124 стран), о психотропных средствах (1971 г., 101 государство), против незаконного распространения наркотических веществ и психотропных средств (1988 г., 74 страны). В разработке этих конвенций активное участие принял Интерпол. Конвенции – каждая в своей сфере – предусматривает меры контроля над наркотическими веществами, борьбы с их незаконным распространением, а также рекомендует меры наказания в случае правонарушений.
Учитывая актуальность этой проблемы, в конце апреля 1998 года Министерством внутренних дел Бельгии в сотрудничестве с МОУП – Интерполом было проведено 24-ое Европейское совещание руководителей национальных служб по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. На кворуме, собравшем около 120 представителей правоохранительных органов из 34 стран мира, была представлена ситуация, сложившаяся в течение последних лет в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в Европе.
На совещании подчёркивалось, что незаконный спрос на наркотические средства и психотропные вещества, рост их незаконного производства и оборота являются глобальной проблемой современности и представляют серьёзную угрозу для социально-экономической и политической систем и стабильности, национальной безопасности и суверенитета всех государств.
Как свидетельствуют статистические данные Интерпола всего в Европе в течение 2007 года изъято более 42 тонн кокаина (в 2003–2004 годах – более 20 тонн). В число лидеров по изъятому в 2007 году кокаину вышли такие страны, как Испания (18516 кг), Нидерланды (7283 кг), Португалия (2811 кг), Бельгия (1864 кг), Великобритания (1756 кг), Германия (1721 кг), Италия (1587 кг), Франция (844 кг), Украина (627 кг), Хорватия (558 кг), Швейцария (349 кг), Россия (248 кг). В целом за 2007 год в Европе были задержаны за нелегальный провоз кокаина наркокурьеры из 76 стран мира. Высокая рентабельность наркобизнеса обусловила его практически полную монополизацию организованными преступными группировками, создающими по существу «индустрию» изготовления и распространения наркотиков. При операциях с наркотиками прибыль составляет от 300 до 2000%.
В качестве наркотиков широкое распространение получили маковая соломка, опий-сырец, опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш, ЛСД, метадон, героин, кокаин, «экстази».
На протяжении последующих лет проблема, связанная с распространением наркотиков и использованием её территории для транзита и сбыта наркотических веществ, остается одной их наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью для правоохранительных органов.
Наркобизнес является серьёзным криминогенным фактором, способствующим обострению оперативной обстановки в стране. Одной из основных причин распространения наркобизнеса является нарастающая экспансия наркотических средств из-за рубежа. Значительно повысился интерес со стороны наркообъединений государств Латинской Америки, регионов «Золотого полумесяца» и «Золотого треугольника», не только как к стране транзита наркотиков, но и потенциально крупного рынка сбыта.
Характеризуя наркобизнес с криминалистической точки зрения, российские криминалисты Брылев В.И. и Каневский Л.Л. выделяют такие наиболее важные, существенные и типичные присущие ему черты:
Латентность наркобизнеса. В ходе анализа дел оперативного учета, результатов изучения данной проблемы и принимаемых мер по сокращению спроса на наркотики, авторами определено, что наркобизнес имеет высокий уровень латентности (свыше 90%).
Сочетание отдельных видов общеуголовных и экономических преступлений на различных уровнях. Анализ практики органов внутренних дел позволяет достаточно чётко определить, что в наркобизнесе наиболее крупные организованные преступные структуры возникают и стабильно функционируют именно на стыке указанных направлений организованной преступной деятельности.
Отмывание незаконных доходов. Говоря о связи наркобизнеса с экономической преступностью, типичным является наличие важнейшей подсистемы, направленной на легализацию огромных доходов, полученных незаконным путём. Эта подсистема характерна для всей преступной деятельности криминального сообщества в сфере наркобизнеса. Но иногда, при совершении особо крупной преступной операции, приносящей огромную прибыль лидерам мафиозных объединений, когда «отмывание» грязных денег реализуется сразу после их получения, этот процесс может быть включен в структуру и отдельного преступления. Деньги, полученные преступным путём, после отмывания вкладываются в легальный бизнес, например путём инвестирования в совместные или иные предприятия.
Связь с групповой и профессиональной преступностью.
Высокий уровень организованности криминальных формирований и их чёткая функциональная дифференциация. Вовлечение большого количества лиц в наркобизнес (организаторы, расхитители, сбытчики, скупщики, перевозчики наркотиков и другие) подчёркивает повышенную общественную опасность и сложность рассматриваемых преступлений, которые тщательно замаскированы. Наркобизнесу, больше чем другим направлениям организованной преступной деятельности, свойственны следующие признаки:
а) иерархическая и многозвеньевая структура криминальных формирований, включая строгое подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора;
б) организационная стабильность наркообъединения;
в) заблаговременная подготовка, планирование и квалифицированное совершение преступлений;
г) функциональная дифференциация членов преступного объединения (распределение ролей между ними, в том числе при подборе и вербовке соучастников);
д) наличие трудно выявляемых, но прочных связей, базирующихся на строгой самоорганизации, высоком уровне конспирации;
е) продуманная подготовка средств реализации и сбыта наркотиков;
ж) устойчивая направленность на создание коррумпированных связей в правоохранительных органах;
з) четкая система действий, связанных с незаконными операциями с наркотиками;
и) монополизация устремлений на поставленные цели;
к) острая конкуренция и соперничество, существующие между отдельными формированиями наркомафии наряду с преступными контактами и взаимодействием, нередко принимающие формы вооруженных столкновений и физического уничтожения из-за раздела и передела рынков сбыта.
Наркобизнес функционирует в разных регионах и государствах и становится с каждым годом все более транснациональным, оказывая негативное влияние на многие сферы нашей жизни. Отмечается расширение географии международных связей наркомафии и её всё более изощрённая деятельность. Такие страны, как Колумбия, Перу и Боливия являются основными по выращиванию листьев коки. Карибский район используется главным образом для транзита в европейские страны. Традиционным способом нелегального транзита наркотиков стала маскировка под товары, предназначенные для реализации через розничную сеть. С этой целью для успешной переправки к месту назначения контрабандисты используют упаковку для продуктов питания, детских подарков, прячут их в книгах, обуви, посуде из-под алкоголя, батарейках и т.д. Значительные поставки кокаина были выявлены на морских судах в машинных отделениях, в контейнерах. По прогнозам экспертов, морской путь нелегального провоза кокаина в Европу, представляющий наибольшую опасность, в будущем останется главным способом его транспортировки, поскольку даже большие партии данного наркотика имеют наименьшую вероятность быть выявленными среди огромной массы легальных грузов. Западная Европа продолжает оставаться главным рынком сбыта и героина. В преобладающем большинстве случаев его выявляют при проверках автомашин при пересечении границы. Юго-Западная Азия является основным регионом производства опиума. Маршрут провоза идёт из Афганистана через Иран и Турцию, а потом в Западную Европу.
Именно транснациональный характер наркобизнеса определяет необходимость тесного взаимодействия со спецслужбами других стран, возможность которого предоставляет Интерпол. Борьба с незаконным оборотом наркотических веществ, психотропных средств и прекурсоров является одним из приоритетных направлений Интерпола и Национального центрального бюро Интерпола в России.
Генеральный секретариат Интерпола проводит активные мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков в мире, одним из которых является разработка и внедрение в работу международных полицейских проектов по данному направлению борьбы с преступностью.
Так, в конце 90-ых годов Генеральным секретариатом отмечалось резкое увеличение объёма распространения в мире экстази, особенно с Европы в Америку и Австралию. В результате нескольких встреч по данной проблеме представителей правоохранительных органов разных стран было решено представить Интерполу, а именно подразделению по наркотикам и преступным организациям, основную роль в координации и анализе информации о случаях изъятия экстази в мире. На основании этого решения Интерполом был разработан и предложен проект под названием «EXIT». Основные акценты проекта ставились на деятельность израильских и российских организованных преступных группировок. В процессе аналитической разведки и на основании всестороннего анализа информации, поступавшей с разных стран, было установлено, что в процессе незаконного оборота экстази также задействованы множество других международных преступных организаций, в том числе азиатские синдикаты, картели с Центральной и Северной Америки, африканские и карибские преступные сети.
В связи с растущей активностью и постоянным увеличением употребления синтетических наркотиков в мире недавно Генеральным секретариатом Интерпола введен новый проект под названием «SYDRUG», главной целью которого является сбор, накопление, анализ информации и принятие мер по противодействию распространения этого вида наркотиков. Основными заданиями проекта являются:
обеспечение правоохранительных органов необходимою информациею по выявлению наиболее активных транснациональных преступных организаций, занимающихся поставкой синтетических наркотиков;
оказание помощи в установлении связей между транснациональными преступными организациями и поставщиками этих наркотиков;
исполнение функций централизованного массива информации по незаконному обороту, изъятию синтетических наркотиков, и расследованию преступлений относительно данного вида наркотиков национальными правоохранительными органами;
проведение исследований синтетических наркотиков.
В случае возбуждения уголовного дела по фактам незаконного оборота наркотиков или имеющегося дела оперативного учета правоохранительные органы России на основании запроса имеют возможность получить из Генерального секретариата Интерпола и с Национальных бюро Интерпола зарубежных стран следующую информацию:
о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к незаконному обороту наркотиков;
о преступных сообществах, занимающихся наркобизнесом;
о факте изъятия наркотиков;
об основных видах наркотических средств или психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте;
о новых видах наркотиков, появляющихся в обороте;
о способах нелегального производства наркотиков, наиболее часто встречающихся способах упаковки, выявленных подпольных лабораториях;
о каналах транспортировки и методах сокрытия;
материалы международных конференций, симпозиумов, рабочих встреч и иных совещаний по линии Интерпола по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, периодические издания, подготавливаемые Генеральным секретариатом по данным вопросам;
обзоры статистики и правоприменительной деятельности (анализ изъятий наркотиков, тенденции в борьбе с наркобизнесом, информационные материалы о деятельности специализированных служб полиции различных государств).
Практика показывает, что при расследовании преступлений по факту незаконного оборота наркотиков следственными и оперативными подразделениями правоохранительных органов ещё в недостаточной мере используются возможности Интерпола. Часто при расследовании уголовных дел, связанных с нелегальным оборотом наркотиков, сотрудники правоохранительных органов необоснованно подчиняют свои действия лишь одной цели – доказыванию факта принадлежности наркосредств подозреваемому, упуская моменты наличия межрегиональных и международных связей. В то время как наркобизнес – это «особый вид разнообразной, экономически мотивированной, изощрённой, широко разветвлённой противозаконной деятельности высокоорганизованного и конспиративного наркообъединения с международными контактами, занимающегося поставками наркотиков на основе разделения труда в целях систематического получения необлагаемых налогом максимальных доходов и влияния в политической и общественной жизни». Поэтому одной из тактических особенностей расследования преступлений в сфере наркобизнеса является необходимость всестороннего изучения международных связей, для чего активно использовать имеющиеся криминалистические учёты и банки данных Интерпола. А при наличии соответствующих оснований правоохранительные органы России имеют возможность при координации НЦБ Интерпола проводить совместные операции.
Проблемы и особенности использования возможностей Интерпола в противодействии экономической преступности.
Экономическую преступность можно охарактеризовать как противоправную деятельность, которая включает в себя злоупотребления в экономической сфере, посягающие на порядок экономического управления, наносящие значительный вред интересам государства, предпринимательской деятельности и гражданам и осуществляющиеся постоянно в рамках и под прикрытием легальной экономической деятельности с целью получения незаконного дохода как физическими, так и юридическими лицами.
Проникая в экономические отношения, преступность мешает развитию производства, отвлекает инвестиционные и валютные ресурсы, стимулирует инфляционные процессы, лишает государственный бюджет значительной части доходов, тормозит программы социальной защиты населения.
Сегодня экономические преступления значительно отличаются от тех, что были характерными 10–15 лет тому назад. Если раньше они по своей технологии были достаточно просты (кража путем растраты, оплата фактически невыполненных работ, внесение в ведомости на оплату труда «мертвых душ», приписки, спекуляция и т.д.), то в условиях появления новых форм собственности, изменения механизма функционирования хозяйства они сильно изменились. Экономическая преступность, особенно в финансово-кредитной сфере, приобрела выраженный интеллектуальный характер. Современные экономические преступления можно определить такими свойствами, как:
гибкая адаптация преступников к новым формам и методам предпринимательской деятельности;
маскирование под видом законной предпринимательской деятельности;
доскональное владение рыночной ситуацией, оперативное реагирование на быстрые смены рыночной конъюнктуры и действующего законодательства;
активное и грамотное использование в преступной деятельности банковских документов, электронных кредитных карточек, средств связи, оргтехники;
различные способы сокрытия преступлений под видом «неудавшейся» коммерческой деятельности (фиктивные банкротства, реорганизации с открытием филиалов, дочерних предприятий, сменою адресов, переименований и т.д.).
За последние годы появились новые виды экономических преступлений, методики расследования которых ещё недостаточно разработаны. Среди них: преступления, связанные со злоупотреблениями депозитным капиталом, злоупотребления и мошенничества в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения, злоупотребления с инвестициями, посягательства на финансово-коммерческий сектор экономики, нарушение правил свободной конкуренции, компьютерные преступления.
Ежегодно Национальным центральным бюро Интерпола обрабатывается порядка 40–43 тысяч международных запросов, сообщений и следственных поручений, из них 8–9 тысяч относительно преступлений в сфере экономики. На основании поступающих сведений от правоохранительных органов России и зарубежных стран российским бюро Интерпола постоянно проводится анализ причин углубления криминализации экономики и условий, способствующих этому явлению. Регулярно готовятся и направляются в центральные таможенные и налоговые органы, службу безопасности, прокуратуру, областные управления МВД аналитические обзоры по вопросам «отмывания» средств, полученных незаконным путём, проблемам мошенничества с использованием пластиковых платёжных карточек, об опыте правоохранительных органов других стран в борьбе с компьютерной преступностью. При выявлении и расследовании преступлений данной категории правоохранительные органы сталкиваются с трудностями, возникающими в связи с территориальной юрисдикцией. В таких случаях возможно использование каналов Интерпола с целью получения необходимой информации и сбора доказательств по делу.
Большой проблемой, требующей научных экономических и правовых исследований и урегулирований, является усовершенствование борьбы с экономическими преступлениями, совершаемыми с использованием технологии международных трансфертных операций и оффшорных зон. Официально в мире зарегистрировано около 30 оффшорных зон и 20 по признакам приближающихся к ним. Например, в Лихтенштейне доходы от 40 тысяч оффшорных компаний составляют 30% бюджетных поступлений. На Кипре до середины 90-ых годов от зарегистрированных 20 тысяч оффшорных компаний ежегодные доходы составляли 200 млн. долларов США. В США их было зарегистрировано 28 тысяч. На Бермудских островах – 6,5 тысяч компаний, Антильских островах – 30 тысяч, Каймановых островах – 25 тысяч, на Британских Виргинских островах – более 15 тысяч компаний (приблизительно по одной на каждого жителя). С начала 80-ых годов увеличивается количество банков, банковских отделений, страховых компаний в таких оффшорных зонах. Так, на Каймановых островах зарегистрировано свыше 500 оффшорных банков, 43 из 50 наикрупнейших банков мира имеют здесь свои отделения или дочерние структуры.
В последние годы национальная и международная кредитно-финансовые системы переживают значительные организационно-технические преобразования. Новые технологии межбанковских и внутрибанковских операций, несмотря на сложные компьютерные средства защиты, нередко используются организованной преступностью для отмывания денег через подпольные конвертационные центры. Миграция финансовых ресурсов происходит путём незаконных трансакций, которые осуществляются через некоторое количество «прокси-серверов», «анонимайзеров», другие автоматизированные компьютерные системы. Переход преступниками «электронной государственной границы» сегодня не проблема, так как на ней нет ни таможен, ни пограничников.
«Теневые» организации разных стран активно используют технологии банковских структур: «Havala» (Индия), «Fei chi'en» (Китай), «Hundy» (Пакистан), «Security First Bank» и «Mark Twain Bank» (США). Поэтому современная экономическая преступность требует от правоохранительных органов новых подходов по борьбе с «отмыванием грязных» денег, налоговыми правонарушениями, мошенничеством с финансовыми ресурсами и неконтролированным оттоком национальных капиталов за границу.
Нередко отношения между партнёрами строятся на основе различного рода операций по задолженностям, в частности по внешнеторговым контрактам, с участием многих сторон. Выявить истинный характер взаимоотношений и объём перечисляемых средств очень трудно. Разные формы обеспечения долговых обязательств, гарантии, депозит ценных бумаг не даёт возможности установить владельцев этих средств.
Тем не менее, Интерпол активно участвует в профилактике и борьбе с экономическими преступлениями. На 66-ой сессии Генеральной ассамблеи МОУП (г. Нью-Дели, 1997 г.) обсуждалась, как основной вопрос повестки дня, проблема борьбы с отмыванием грязных денег. С 17.09.2001 года в Генеральном секретариате образовано специальное подразделение – «Отделение по финансовым и высокотехнологическим преступлениям» («Financial and High Tech Crime Sub-Directorate»), предметом внимания которого являются преступления, связанные с «отмыванием» денег, использованием пластиковых платёжных карточек, нарушением прав интеллектуальной собственности.
Это вновь созданное подразделение Генерального секретариата активно сотрудничает с другими международными организациями, занимающими подобными вопросами, такими как: Financial Action Task Force (FATF), Egmont Group, Asia Pacific Group on Money Laundering (APG), Caribbean Financial Action Task Force (CFATF), Select Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures (PC-R-EV Committee – Council of Europe), European Banking Federation Fraud Working Group, International Banking Security Association (IBSA). Результатом совместной деятельности и в рамках инициатив ООН была создана база данных «AMLID» (Anti Money Laundering International Database), включающая сведения по фиксируемым в мире преступлениям по отмыванию грязных денег, информацию в отношении лиц, банков, коммерческих структур, причастных к махинациям с финансами, а также аналитические обзоры, опыт борьбы спецподразделений различных стран с подобного вида преступлениями.
Данные обстоятельства расширяют возможность правоохранительных органов стран в предотвращении, выявлении и расследовании преступлений в сфере экономики.
Возможности Интерпола в противодействии незаконному изготовлению поддельных денежных знаков
Борьба с фальшивомонетничеством лежала ещё в основании образования Интерпола. Можно сослаться на одну из старейших международных конвенций, принятую 20 апреля 1929 года в Женеве – Международную конвенцию по борьбе с подделкой денежных знаков. В её подготовке принимала участие Международная комиссия уголовной полиции. В соответствии с этой Конвенцией в каждой стране дознание по делам подделки денежных знаков должно вестись в рамках национального законодательства особым центральным бюро. После 1950 года Интерпол стал постоянным рабочим органом, действующим от имени международного сообщества государств по вопросам борьбы с такого рода преступлениями.
Указанная Конвенция на долгие годы определила всю политику международного сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством. В деятельности Интерпола по этому вопросу можно выделить следующие направления:
учёт случаев фальшивомонетничества, изготовителей и сбытчиков поддельных денег и ценных бумаг;
сбор и распространение информации об изменениях в денежных системах стран мира;
изучение способов подделки денежных знаков и ценных бумаг, используемых преступниками, с целью выработки защитных мер;
подготовка рекомендаций странам-участницам по усложнению технологии изготовления денежных знаков и ценных бумаг и их защите от подделок;
выработка рекомендаций по вопросам регулирования борьбы с фальшивомонетничеством на национальном и международном уровнях;
обобщение опыта работы полиции по борьбе с подделкою денежных знаков и ценных бумаг и распространение наиболее эффективных методов;
проведение мероприятий по повышению профессионального уровня полицейских служащих, занятых в сфере борьбы с фальшивомонетничеством.
выработка тактики в отношении информирования населения о появлении поддельных денежных знаков
исследование поддельных денег с целью установления общего источника происхождения и присвоение учётного индикатива (с 1961 года, после организации при Генеральном секретариате Интерпола лаборатории для проведения экспертиз банковских знаков разных стран).
На 5-й Международной конференции Интерпола по вопросам борьбы с фальшивомонетничеством в 1969 году принята резолюция, обязывающая полицейские аппараты внимательно следить за всеми техническими достижениями в отрасли полиграфического производства, собирать документацию по этим вопросам. По мнению секретариата Интерпола, учреждения, выпускающие деньги, несут ответственность за изготовление купюр и защиту от их подделки. Поскольку не все способы защиты засекречены и некоторые из них известны преступникам, было бы целесообразно печатать банкноты разной стоимости с помощью разных клише, материалов, процессов и машин, каких нет на промышленных предприятиях. При изготовлении денег не всегда используются краски, имеющие секретные защитные свойства, так как производства этих красок очень дорого. Металлические деньги необходимо печатать из материалов, которые имеют электрические и магнитные свойства, причем монеты одной стоимости, выпускаемые разными странами, должны иметь одинаковые свойства. Рекомендовано также внести поправки в уголовно-процессуальное законодательство в той части, что выводы экспертов разных стран, предоставленные письменно и под присягой, принимались судами в качестве доказательств.
Вопросы о том, как остановить поток «фальшивок», ежегодно выносится на сессию Генеральной ассамблеи Интерпола, обговариваются на международных конференциях (всего их состоялось восемь – 1931, 1935, 1950, 1961, 1969, 1977, 1986, 1997 годы). На 8-й международной конференции по вопросам борьбы с фальшивомонетничеством при Генеральном секретариате Интерпола принято решение: создать дополнительно к имеющимся банкам данных центральный банк данных идентификации цветных ксерокопировальных машин; главным направлением профилактики, как и прежде, признать широкое информирование полицейских органов и общественности разных стран мира о способах выявления поддельных денег с привлечением к этому средств массовой информации и глобальной компьютерной сети типа Интернет; учитывая, что фальшивомонетничество связано с другими видами преступлений, организовать специальную подготовку офицеров связи для представительства национальных специализированных подразделений, национальным бюро Интерпола рекомендовано обеспечить его работу специально подготовленными офицерами.
В состав Генерального секретариата Интерпола входят две группы из 12 высококвалифицированных специалистов. Первая группа занимается делами, связанными с фальшивомонетничеством, и подготовкой соответствующей документации, а также проведением исследований, другая группа – подготовкой и выпуском бюллетеней.
С целью усовершенствования деятельности и повышения её эффективности сотрудниками Интерпола разработана специальная компьютеризированная программа с базой данных, содержащей свыше 40 тысяч случаев выявления фальшивых денежных знаков и финансовых документов, в результате чего в значительной степени упрощается: быстрое определение вида подделки и сравнение его с имеющимися аналогами; получение данных относительно распространения фальшивых банкнот по определённому региону; сравнение имеющихся сведений по годам. Использование данной информационной системы значительно сокращает время на проверку и установление информации, а также обеспечивает доступ к ней всех национальных полицейских служб.
Для предоставления помощи национальным правоохранительным органам в проведении борьбы с фальшивомонетничеством Интерпол разработал специальную процедуру сбора и передачи информации. При обнаружении и изъятии фальшивых банкнот правоохранительные органы стран посылают в Интерпол в установленной форме сообщение по каналам радиосвязи или телефаксом. На следующем этапе, не позднее, чем через месяц после совершения преступления, в Генеральный секретариат отправляется более подробная информация, обработав которую, сотрудники секретариата рассылают национальным службам (данные о новых методах подделки ценным бумаг; сообщения о новых преступниках, которые должны быть арестованы и выданы правоохранительным органам той или иной страны).
Информация, которая направляется сторонам – членам Интерпола, постоянно обновляется, дополнения и поправки рассылаются ежемесячно, уведомления об аннуляции отдельных сообщений – дважды в месяц.
В Интерполе существует и определённый порядок идентификации фальшивых денежных знаков. Считается, что две или больше фальшивые банкноты можно отнести к одному виду, если они имеют одинаковые характеристики из-за использования одной печатной формы. При определении вида подделки легко установить, относится ли она к уже известным аналогам или изготовлена впервые. Такая идентификация позволяет национальным службам определить уровень распространения в обиходе фальшивых банкнот, каналы их распространения, проследить источники их происхождения и прочее.
Для выявления подобных связей национальные органы полиции присваивают определённому типу подделки шифр своей страны. Генеральный секретариат Интерпола также индексирует зарегистрированные фальшивки. В картотеку Интерпола введено более 12 тыс. международных индексов. Каждый код индекса состоит из двух элементов: именованной «приставки» – буквы и цифры, которые обозначают страну, денежные знаки которой подделаны, и номера, указывающие на хронологический порядок регистрации в деле данной подделки.
Генеральным секретариатом Интерпола разработаны также специальные международные индексы для классификации фальшивых банкнот и ценных бумаг: подделки денежных знаков, которые не причиняют значительных убытков экономике страны; подделки, выполненные грубо и легко распознаются; подделки ограниченного оборота из-за трудностей сбыта; подделки, выполненные кустарно и требующие много времени на изготовление.
Особые индексы, так называемые «индексы фиктивности», присваиваются таким видам подделок: подделки несуществующих банкнот; подделки денежных знаков несуществующей стоимости в валютной системе данной страны; подделки, изображения на которых не соответствует изображению на настоящих денежных знаках страны; банкноты, изготовленные для использования в театральных и телевизионных постановках прочие.