Тема 15. государственный кредит
Государственный кредит - это денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных средств указанных лиц в распоряжение органов государственной власти и использованием их для финансирования государственных расходов.
Субъектами государственного кредита являются:
кредиторы: юридические и физические лица, другие государства;
заемщик: государство.
Объектом государственного кредита являются расходы, связанные с удовлетворением потребностей государства.
Цель государственного кредита - финансирование государственных расходов и погашение дефицита государственного бюджета.
Классификация государственных кредитов осуществляется по различным признакам:
1. По правовому оформлению:
а) государственные кредиты, которые предоставляются на основе соглашений, т.е. кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов;
б) кредиты, обеспеченные выпуском ценных бумаг, т.е. мобилизация средств на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг:
- облигациями - долговыми обязательствами государства, по которым в указанные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть выпущены для покрытия бюджетного дефицита или под конкретные проекты. Это, как правило, средне- или долгосрочные займы;
- казначейскими обязательствами, которые имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Это, как правило, краткосрочные займы.
2. В зависимости от размещения займов:
а) внутренние мобилизуемых на внутреннем финансовом рынке;
б) внешние, поступающие извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов.
3. По праву эмиссии:
а) государственные займы выпускаются центральными органами управления; поступления от них направляются в государственный бюджет;
б) местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
4. По характеру использования ценных бумаг:
а) рыночные займы, т.е. в виде ценных бумаг, которые свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке;
б) нерыночные займы, которые не допускают выхода ценных бумаг на рынок;
в) специальные займы, размещаемые среди финансовых институтов.
5. По валюте:
а) натуральные займы. Они появляются в периоды экономического расстройства и инфляции. Номинал облигации указывается в натуральных единицах. Однако сама облигация покупается и погашается в денежной форме в соответствии со стоимостью этого товара на момент сделки купли-продажи;
б) денежные займы. Они могут быть в национальной валюте или в валюте других стран.
6. В зависимости от срока погашения:
а) краткосрочные кредиты - сроком действия до одного года;
б) среднесрочные кредиты - от одного до пяти лет;
в) долгосрочные кредиты - свыше пяти лет.
7. По характеру выплаты доходов:
а) процентные займы. Доход по ним устанавливается в виде фиксированной или плавающей ставки процента;
б) выигрышные займы. Выплата дохода осуществляется на основе проведения тиражей выигрышей, т.е. доход получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли;
в) дисконтные займы. Они характеризуются тем, что ценные бумаги продаются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости.
8. По характеру погашения задолженности:
а) государственные кредиты с единовременной выплатой;
б) государственные кредиты с выплатой частями. Используются три варианта:
погашение равными частями;
погашение нарастающими суммами;
погашение уменьшающимися суммами.
9. По методам размещения:
а) добровольные государственные кредиты;
б) принудительные государственные кредиты. Они возникают во время войн или чрезвычайных обстоятельствах. Одной из форм принудительных займов является замораживание вкладов в сберегательных кассах.
По своему экономическому содержанию государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга.
Государственный долг - это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще непогашенных государственных займов, т.е. финансовые обязательства государства на определенную дату перед своими кредиторами. Различают текущий и капитальный, внешний и внутренний долг.
Текущий долг - сумма задолженности и процентов, которые должны быть погашены в текущем году.
Капитальный долг - общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по займам.
Внешний долг - задолженность кредиторам за пределами данной страны.
Внутренний долг - задолженность кредиторам в данной стране.
Управление государственным долгом заключается в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Источниками погашения государственных займов могут быть:
доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
дополнительные поступления от налогов;
экономия средств от сокращения расходов;
эмиссия денег;
привлечение средств от новых займов (рефинансирование).
В отдельных случаях в результате изменения ситуации в экономике или на финансовом рынке, когда государство не способно обеспечить достаточную платежеспособность, оно вносит следующие коррективы в заемную политику:
1. Конверсия - изменение доходности займа.
2. Консолидация - передача обязательств по ранее выпущенному займу на новый заем с целью продления срока его действия. Проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые.
3. Унификация - объединение нескольких займов в один, что упрощает управление долгом.
4. Обмен по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга.
5. Отсрочка погашения означает перенос сроков выплаты задолженности. При этом выплата доходов не осуществляется за все время переноса сроков.
6. Аннулирование долгов - полный отказ государства от своего долга.