Требования к контрольной работе

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Институт экономики и управления

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Методические указания

К выполнению контрольной работы

Архангельск

Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией

Института экономики ФГАОУВПО «Северный (Арктический)

федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

12 мая 2012г.

Составитель:

Н.Г. Вотинова, ст. преп.

Рецензент:

М.Л. Репова, доцент, канд. экон. наук

ББК 65.052.9(2)

УДК 657(075.4)

Вотинова, Н.Г. Бухгалтерский учет. Методические указания к выполнению контрольной работы [Текст] / Н.Г. Вотинова. – Арх-к: ИПЦ САФУ, 2012 – 32с.

Подготовлены кафедрой бухгалтерского учета Института экономики САФУ.

Определены общие положения и этапы выполнения контрольной работы, сформулированы требования к ее содержанию и оформлению. Представлены задания и методические указания по выполнению контрольной работы.

Предназначены для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 Экономика.

© Северный (Арктический)

федеральный университет, 2012

© Н.Г. Вотинова

Введение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Он является одной из обязательных и наиболее существенных информационных систем, охватывая значительный объем данных организации, используемых не только внутренними пользователями, но и предоставляемых контрагентам (внешним пользователям).

Учебным планом направления подготовки бакалавриата ФГОС ВПО 080100.62 «Экономика» при изучении первой части дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» предусмотрено выполнение контрольной работы на тему «Бухгалтерский учет основных хозяйственных процессов».

Цель контрольной работы – систематизация и контроль знаний студентов в процессе изучения основ бухгалтерского учета.

Задачами данной работы являются:

- усвоение основных принципов и методологии ведения бухгалтерского учета имущества организации, собственного капитала и ее обязательств;

- ознакомление с документированием хозяйственных операций как правовой основой учетной процедуры;

- изучение системы сбора и обобщения информации об активах, капитале и обязательствах организации, необходимой для составления бухгалтерской финансовой отчетности.

Общие положения

На контрольную работу каждому студенту выдается задание. Задание оформляется на специальном бланке, в котором указывается:

- наименование университета, института и кафедры;

- название дисциплины, по которой выполняется контрольная работа;

- фамилия, имя, отчество студента;

- направление бакалавиата, по которому он обучается, курс, группа;

- индивидуальные исходные данные;

- сроки выдачи задания и сдачи работы;

- подпись преподавателя.

Образец бланка задания приведён в Приложении А.

Номер варианта задания контрольной работы определяется преподавателем.

Требования к контрольной работе

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии со стандартом АГТУ СТО 01.04–2005. Работы студентов. Общие требования и правила оформления. – Взамен СТП АГТУ 2.01–99; введ. 11.01.2006. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2006. – 104с.

Объем контрольной работы, выполненной с помощью технических средств, не должен превышать 15 страниц формата А4.

Работа должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист, задание, лист для замечаний преподавателя, оглавление (с указанием номера страницы, на которой начинается изложение ответов на задание), введение, ответы на поставленные вопросы, список использованных источников, приложение.

Во введении определяются цель и задачи, которые ставит студент при выполнении контрольной работы. Цель работы вытекает из конкретной темы задания. Задачи работы формулируются исходя из плана (содержания) работы. Кроме того, должна быть охарактеризована информационная база работы (использованная учебная литература, материалы периодических изданий, справочно-правовые системы).

Завершается оформление работы проставлением даты ее выполнения и личной подписи студента.

Работа должна быть выполнена и предъявлена для проверки преподавателем в установленные сроки.

Указания по выполнению

Контрольной работы

Контрольная работа носит учетный характер. Исходные данные для ее выполнения (сальдо по счетам Главной книги на начало отчетного периода, перечень обязательных хозяйственных операции) содержатся в разделе 4 методических указаний.

Порядок выполнения контрольной работы следующий:

1 открыть счета синтетического учета, то есть записать сальдо начальное на соответствующие счета. В учебных целях рекомендуется использовать форму бухгалтерских счетов, приведенную в приложении Г;

2 составить журнал регистрации хозяйственных операций за отчетный период, форма которого содержится в приложении Г, указав корреспонденции счетов;

3 отразить на счетах суммы хозяйственных операций, указав порядковый номер операции по журналу регистрации;

4 при необходимости добавить хозяйственные операции, отразив их в журнале регистрации хозяйственных операций и на бухгалтерских счетах;

5 подсчитать обороты и сальдо счетов на конец периода;

6 составить оборотно-сальдовую ведомость по синтетическим счетам (приложение Г);

7 составить бухгалтерский баланс, по установленной форме (в контрольной работе приводится в приложении).

Консультационный материал

В ходе деятельности производственного предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств, в котором выделяют следующие процессы: заготовление, производство, продажа.

В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями, содержанием которых являются движение средств, смены одной формы имущества другой (например, при продаже готовой продукции имущество организации меняет товарную форму на денежную).

Процесс заготовления является первой фазой кругооборота хозяйственных средств, на которой предприятие приобретает предметы труда и средства труда, образующие средства производства, рассчитываясь за них с производителями денежными средствами или иными активами. В процессе заготовления учитываются такие хозяйственные операции, как поступление сырья, материалов от поставщиков, необходимых для производственных и хозяйственных нужд, происходит оплата транспортных расходов по их доставке.

В процессе производства реализуется основная задача – производство готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг), учитываются начисление заработной платы, начисление амортизации основных средств и т.д.

В процессе продажи осуществляются договорные обязательства перед покупателями по продаже готовой продукции (выполнению работ, оказанию услуг); учитываются поступления на расчетный счет выручки от продаж, списание производственной себестоимости продукции и определение финансового результата.

Эти процессы взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами учета.

Бухгалтерский учет регистрирует и обобщает информацию о хозяйственной деятельности организации за определенный промежуток времени, называемый отчетным периодом.

Учетная процедура включает следующие этапы:

- оформление первичной учетной документации;

- анализ первичных документов;

- открытие счетов бухгалтерского учета в начале отчетного периода;

- отражение операций в журнале регистрации хозяйственных операций и перенос записей из него в бухгалтерские счета;

- закрытие счетов в конце отчетного периода;

- составление бухгалтерской финансовой отчетности.

Состояние имущества, которым обладает организация, источников его образования, а также изменения, происходящие в объектах учета, отражаются на бухгалтерских счетах.

Бухгалтерский счет представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется – дебет, правая – кредит.

Бухгалтерский счет содержит следующие элементы:

- сальдо начальное (Сн) – остаток имущества организации или источников его формирования на начало отчетного периода;

- оборот дебетовый (Од) – сумма всех записей по дебету счета в отчетном периоде;

- оборот кредитовый (Ок) – сумма всех записей по кредиту счета в отчетном периоде;

- сальдо конечное (Ск) – остаток имущества или источников его формирования на конец отчетного периода.

По структуре бухгалтерские счета подразделяют на активные и пассивные.

Активные счета – счета, сальдо которых отражается в активе бухгалтерского баланса. Они предназначены для учета имущества организации.

Пассивные счета – счета, сальдо которых отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Они предназначены для учета источников формирования имущества организации.

Схематично активные и пассивные счета можно представить следующим образом:

Д Активный счет К   Д Пассивный счет К
Сн       Сн
+ -   - +
Од Ок Од Ок
Ск Ск

Рисунок – Схемы счетов бухгалтерского учета

Выполнение контрольной работы следует начать с открытия счетов бухгалтерского учета.

Открыть счет – это занести в него остаток имущества организации или источников его формирования на начало отчетного периода, которые содержатся в таблице 10.

В учебных целях рекомендуется использовать форму бухгалтерских счетов, приведенную в приложении Г.

Пример

Сальдо на начало отчетного периода счета 01 «Основные средства» равно 638600 руб.; счет по структуре – активный, значит, сальдо записывается по дебету счета.

Сальдо на начало периода счета 02 «Амортизация основных средств» – 78000 руб.; счет по структуре – пассивный, значит, сальдо записывается по кредиту счета.

  Таблица 1. 01 «Основные средства»   Таблица 2. 02 «Амортизация основных средств»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
№ операции Сумма, руб. № операции Сумма, руб.   № операции Сумма, руб. № операции Сумма, руб.
Сн           Сн
                 
Од   Ок     Од   Ок  
Ск             Ск  

Организация, осуществляя свою деятельность, совершает хозяйственные операции, которые должны быть оформлены соответствующими первичными документами, зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций и отражены на счетах бухгалтерского учета.

Перечень обязательных хозяйственных операций содержится в таблице 11. Форма журнала регистрации хозяйственных операций приведена в приложении Г.

Хозяйственные операции отражаются на бухгалтерских счетах с помощью принципа двойной записи, сущность которого заключается в том, что сумма хозяйственной операции отражается одновременно по дебету одного и кредиту другого счета.

Связь счетов по дебету и кредиту называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими.

Порядок составления корреспонденции следующий:

1 по содержанию хозяйственной операции устанавливаются корреспондирующие счета;

2 определяется структура этих счетов (активный или пассивный счет);

3 по содержанию хозяйственной операции устанавливается характер изменений на счетах («+» или «-»);

4 по структуре счета и характеру изменений определяется дебет и кредит счетов.

Корреспонденция с указанием суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью.

Пример

Погашена с расчетного счета задолженность поставщику материалов в сумме 50000 руб.

Порядок составления бухгалтерской проводки по данному факту хозяйственной деятельности следующий:

1 по содержанию хозяйственной операции устанавливаются корреспондирующие счета:

51 «Расчетные счета»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2 определяется структура этих счетов (активный или пассивный счет):

51 «Расчетные счета»   Активный счет
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   Пассивный счет

3 по содержанию хозяйственной операции устанавливается характер изменений на счетах:

51 «Расчетные счета» Активный счет Сумма денежных средств на расчетном счете уменьшается
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Пассивный счет Сумма задолженности перед поставщиком материалов уменьшается

4 по структуре счета и характеру изменений на нем определяется дебет и кредит счетов.

51 «Расчетные счета» А «-» Кредит
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» П «-» Дебет

Данная операция будет отражена в бухгалтерском учете следующим образом:

Д 60 К 51 50000 руб.

Порядок отражения данного факта хозяйственной деятельности в журнале регистрации хозяйственных операций представлен в таблице 3.

Таблица 3. Журнал регистрации хозяйственных операций за 20__ год

В рублях

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция Сумма
дебет кредит
1 1 Погашена с расчетного счета задолженность поставщику материалов

После занесения операции в журнал регистрации хозяйственных операций, ее необходимо отразить на бухгалтерских счетах.

  Таблица 4. 51 «Расчетные счета»   Таблица 5. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
№ операции Сумма, руб. № операции Сумма, руб.   № операции Сумма, руб. № операции Сумма, руб.
Сн           Сн
         
                 
Од   Ок     Од   Ок  
Ск             Ск  

Пояснения к отдельным хозяйственным операциям:

1 суммы налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (операции 1.2, 1.5, 6 – 9, 16, 29) определяются в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации;

2 суммы общепроизводственных расходов подлежащих списанию на затраты основного и вспомогательного производств (операция 11) рассчитываются в ведомости распределения общепроизводственных расходов по форме представленной в приложении Г. База распределения установлена в учетной политике организации (приложение В);

3 определение фактической производственной себестоимости услуг вспомогательного производства (операция 12) производится на основании данных счета 23 «Вспомогательное производство» по формуле:

Требования к контрольной работе - student2.ru (1)

где Ок – оборот по кредиту,

Сн – сальдо начальное,

Од – оборот по дебету,

Ск – сальдо конечное.

Аналогично определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции (операция 14) по счету 20 «Основное производство»;

4 определение финансового результата (прибыль или убыток) от продажи продукции (операция 27) производится ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по счету 90 «Продажи» и кредитового оборота по счету за отчетный месяц.

Если оборот по кредиту счета 90 «Продажи» больше оборота по дебету этого счета, то разница оборотов показывает прибыль от продаж.

Если оборот по кредиту счета 90 «Продажи» меньше оборота по дебету этого счета, то разница оборотов показывает убыток от продаж.

Затем этот финансовый результат списывается со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Аналогично выявляется финансовый результат по прочим операциям (операция 28) по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

После того, как все операции будут зарегистрированы в журнале регистрации хозяйственных операций, необходимо подсчитать итог журнала регистрации, то есть сложить все суммы хозяйственных операций, отраженных корреспонденциями.

Затем, следует закрыть бухгалтерские счета. Закрыть счет – значит, подсчитать оборот по дебету, оборот по кредиту и сальдо конечное.

Сальдо конечное рассчитывается по формулам:

- в активных счетах

Требования к контрольной работе - student2.ru , (2)

- в пассивных счетах

Требования к контрольной работе - student2.ru , (3)

Пример

  Таблица 6. 10 «Материалы»   Таблица 7. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
№ операции Сумма, руб. № операции Сумма, руб.   № операции Сумма, руб. № операции Сумма, руб.
Сн           Сн
 
         
Од Ок   Од Ок
Ск           Ск

Сальдо на конец отчетного периода счета 10 «Материалы»:

Ск = 12500 + 56690 – 5600 = 63590 руб.

Сальдо на конец отчетного периода счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»:

Ск = 35400 + 762580 – 549000 = 248980 руб.

Для составления бухгалтерской финансовой отчетности бухгалтер должен обработать данные, относящиеся к отчетному периоду. Это требует проведения расчетов, анализа, подготовки проектов отчетных документов. Все они образуют рабочие документы бухгалтера. Особое значение имеет оборотно-сальдовая ведомость. Ее используют для проверки полноты учета и правильности арифметических подсчетов.

Форма оборотно-сальдовой ведомости представлена в приложении Г.

В оборотно-сальдовой ведомости отражаются следующие элементы всех синтетических счетов, ведущихся в организации:

- сальдо начальное,

- оборот дебетовый,

- оборот кредитовый,

- сальдо конечное.

Пример

Извлечение из оборотно-сальдовой ведомости представлено в таблице 8.

Таблица 8. Оборотно-сальдовая ведомость за ____________20___г.

В рублях

№ счета   Наименование счета Сальдо начальное Оборот за период Сальдо конечное
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
             
Материалы - -
             
Расчеты с персоналом по оплате труда - -
             
  Итого            

Если оборотно-сальдовая ведомость составлена верно, то в итоговой строке должны выполняться следующие равенства:

1 Сальдо начальное (столбец «Дебет») = Сальдо начальное (столбец «Кредит»);

2 Оборот за период (столбец «Дебет») = Оборот за период (столбец «Кредит»);

3 Сальдо конечное (столбец «Дебет») = Сальдо конечное (столбец «Кредит»).

Полноту учета проверяют, сравнивая величину дебетового и кредитового оборотов с итогом журнала регистрации хозяйственных операций. Если все факты хозяйственной деятельности организации в бухгалтерских счетах отражены, то эти величины должны быть равными. После того, как оборотно-сальдовая ведомость сведена, составляется бухгалтерский баланс.

В бухгалтерском балансе отражаются сальдо бухгалтерских счетов на начало и конец отчетного периода.

Статьи бухгалтерского баланса, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно).

Задания для выполнения

Контрольной работы

Номер варианта задания контрольной работы устанавливается преподавателем. Варианты заданий для выполнения контрольной работы представлены в таблице 9.

Таблица 9. Варианты заданий для выполнения контрольной работы

Вариант контрольной работы Вариант
сальдо по счетам главной книги содержание хозяйственных операций

Сальдо по счетам главной книги представлены в таблице 10.

Таблица 10. Сальдо по счетам главной книги ООО «________» на 01.01.20__г.

В рублях

№ счета Название счета Сумма
Вариант
Основные средства
Амортизация основных средств
Материалы
Основное производство
Вспомогательное производство -
Готовая продукция
Касса
Расчетные счета
Расчеты с поставщиками и подрядчики
Расчеты с покупателями и заказчиками
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
Расчеты по налогам и сборам
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчеты с подотчетными лицами - -
73-2 Расчеты по возмещению материального ущерба
75-2 Расчеты с учредителями по выплате доходов -
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль

Перечень обязательных хозяйственных операций представлен в таблице 11.

Таблица 11. Хозяйственные операции ООО «_________________» за январь 20___г.

Документ, содержание хозяйственной операции   Сумма, руб.
Вариант
Счет, счет – фактура. Приняты к оплате поступившие от поставщиков материалы            
1.1 стоимость материалов
1.2 НДС ? ? ? ? ? ?
Авансовый отчет. Приобретены работником отдела материально – технического снабжения (подотчетным лицом) материалы за счет подотчетных сумм
Лимитно-заборная карта. Отпущены за отчетный период материалы по фактической стоимости:            
3.1 в основное производство
3.2 во вспомогательном производстве
3.3 на общепроизводственные нужды основного и вспомогательного производств
3.4 на общехозяйственные нужды
Счет, счет – фактура. Акцептованы расчетные документы поставщиков за электроэнергию, потребленную:            
4.1 в основном производстве
4.2 во вспомогательном производстве
4.3 на общепроизводственные нужды основного и вспомогательного производств
4.4 на общехозяйственные нужды
4.5 НДС ? ? ? ? ? ?
Продолжение таблицы 11
Документ, содержание хозяйственной операции   Сумма, руб.
Вариант
Расчетно-платежная ведомость. Начислена заработная плата:            
5.1 рабочим основного производства
5.2 рабочим вспомогательного производства
5.3 управленческому и обслуживающему персоналу основного и вспомогательного производств
5.4 работникам администрации предприятия
Расчет бухгалтерии. Начислены страховые взносы в Пенсионный фонд от заработной платы:            
6.1 рабочих основного производства ? ? ? ? ? ?
6.2 рабочих вспомогательного производства ? ? ? ? ? ?
6.3 управленческого и обслуживающего персонала основного и вспомогательного производств ? ? ? ? ? ?
6.4 работников администрации организации ? ? ? ? ? ?
Расчет бухгалтерии. Начислены страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования от заработной платы:            
7.1 рабочих основного производства ? ? ? ? ? ?
7.2 рабочих вспомогательного производства ? ? ? ? ? ?
7.3 управленческого и обслуживающего персонала основного и вспомогательного производств ? ? ? ? ? ?
7.4 работников администрации организации ? ? ? ? ? ?
Расчет бухгалтерии. Начислены страховые взносы в Фонд социального страхования от заработной платы:            
8.1 рабочих основного производства ? ? ? ? ? ?
8.2 рабочих вспомогательного производства ? ? ? ? ? ?
8.3 управленческого и обслуживающего персонала основного и вспомогательного производств ? ? ? ? ? ?
8.4 работников администрации организации ? ? ? ? ? ?
Расчет бухгалтерии. Начислены страховые взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от заработной платы:            
9.1 рабочих основного производства ? ? ? ? ? ?
9.2 рабочих вспомогательного производства ? ? ? ? ? ?
9.3 управленческого и обслуживающего персонала основного и вспомогательного производств ? ? ? ? ? ?
9.4 работников администрации организации ? ? ? ? ? ?
  Справочно: класс профессионального риска I II III II IV III
Ведомость начисления амортизации. Начислена амортизация основных средств:            
10.1 по основным средствам основного производства
10.2 по основным средствам вспомогательного производства
10.3 по основным средствам общепроизводственного назначения основного и вспомогательного производств
10.4 по основным средствам общехозяйственного назначения
Ведомость распределения общепроизводственных расходов. Списаны общепроизводственные расходы:            
11.1 на основное производство ? ? ? ? ? ?
11.2 на вспомогательное производство ? ? ? ? ? ?
Расчет бухгалтерии. Списаны затраты вспомогательного производства ? ? ? ? ? ?
  Справочно: незавершенное вспомогательное производство на конец месяца
Ведомость распределения общехозяйственных расходов. Списаны общехозяйственные расходы ? ? ? ? ? ?
Накладная. Оприходована на складе готовая продукция основного производства ? ? ? ? ? ?
  Справочно: незавершенное основное производство на конец месяца
Счет, счет – фактура. Приняты к оплате расчетные документы рекламной компании:            
15.1 стоимость рекламных услуг
15.2 НДС ? ? ? ? ? ?
Выписка из расчетного счета. Оплачен счет рекламной компании с расчетного счета ? ? ? ? ? ?
Списаны расходы по продаже ? ? ? ? ? ?
Счет. Признана в бухгалтерском учете выручка от продажи продукции
Счет – фактура. Выделен НДС из выручки от продажи ? ? ? ? ? ?
Накладная. Списана фактическая производственная себестоимость проданной продукции
Выписка из расчетного счета. Зачислена на расчетный счет задолженность покупателей за отгруженную им продукцию
Выписка из расчетного счета. Перечислено в оплату счетов поставщиков
Расчет бухгалтерии. Удержаны из заработной платы работников:            
23.1 НДФЛ ? ? ? ? ? ?
23.2 суммы по возмещению материального ущерба
Расходный кассовый ордер. Выдано из кассы под отчет директору на расходы по командировке
Расчет бухгалтерии. Начислены проценты по краткосрочному кредиту
Выписка из расчетного счета. Погашена задолженность:            
26.1 перед работниками по оплате труда
26.2 перед учредителями по выплате доходов ? ? ? ? ? ?
26.3 перед бюджетом по НДФЛ ? ? ? ? ? ?
26.4 перед бюджетом по НДС ? ? ? ? ? ?
26.5 по процентам за краткосрочный кредит банка
26.6 по основной сумме обязательства по краткосрочному кредиту (1/10 часть) ? ? ? ? ? ?
Расчет бухгалтерии. Выявлен финансовый результат от продажи продукции ? ? ? ? ? ?
Расчет бухгалтерии. Выявлен финансовый результат по прочим операциям ? ? ? ? ? ?
Расчет бухгалтерии. Начислен налог на прибыль ? ? ? ? ? ?

Наши рекомендации