Нформационная справка о финансовых показателях, подготовка выводов

ункции и обязанности во время прохождения практики

Выполнял работу по должности помощника бухгалтера. В обязанности входило:

Учет затрат на производство, реализации продукции на основании первичных документов.

Участвовала в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. Осуществляла прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливала их к счетной обработке. Отражала операции в программе «1С. Бухгалтерия» операции, связанные с движением товарно-материальных ценностей. Изучала отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляла источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливала предложения по их предупреждению. Обеспечивала руководителей оперативными отчетами по соответствующим направлениям (участкам) учета. Разрабатывала формы внутренних документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, участвовала в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации с помощью программного продукта. Участвовала в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, планирования себестоимости. Следила за сохранностью бухгалтерских документов, оформляла их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив. Выполняла работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносила изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

Выполняла отдельные служебные поручения непосредственного руководителя. Собирала информацию для дипломного исследования в разрезе корпоративного управления и осуществления контроля, часть которой представляю в основной части отчета по преддипломной практике.

нформационная справка о финансовых показателях, подготовка выводов

Для формирования финансовых результатов по основной производственной деятельности в ООО «Корреспонденция» используется счет 90 «Продажи», предусмотренный Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности. Учет по счету 90 «Продажи» ведется с использованием следующих субсчетов:

- 90-1 «Выручка» – для учета выручки от продаж;

- 90-2 «Себестоимость продаж» – для учета себестоимости продаж

- 90-3 «Налог на добавленную стоимость» – для учета сумм НДС,

причитающихся к получению от покупателя (заказчика)

- 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» – для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

При использовании указанных субсчетов учет операций по формированию доходов и расходов от обычных видов деятельности в ООО «Корреспонденция» осуществляется следующим образом:

- записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж» И 90-3 «Налог на добавленную стоимость» производятся накопительно в течение отчетного года;

- финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка»;

- ежемесячно заключительными оборотами финансовый результат от продаж списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки»;

- синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет;

Рассмотрим вышесказанное на примере. 4 декабря 2013 года ООО «Корреспонденция» заключило с ООО «Рокки» Договор возмездного оказания услуг. В соответствии с условиями договора, ООО «Рокки» до 8 декабря 2013 года обязано перечислить ООО «Корреспонденция» аванс в размере 50 % от стоимости, указанной в договоре – 150000 руб. Окончательный расчет между заказчиком и ООО «Корреспонденция» в сумме 155620 руб. был произведен 14 декабря на основании счета-фактуры. Перечисленные хозяйственные операции были отражены в бухгалтерском учете ООО «Корреспонденция» записями, приведенными в таблице.

Таблица 2. - Отражение в бухгалтерском учете ООО «Корреспонденция» доходов от основной производственной деятельности, руб.

№ п/п Дата Содержание хозяйственной операции Основание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
05.12.2013 Получен аванс на расчетный счет Выписка банка из расчетного счета 62-2
05.12.2013 Начислен НДС с полученного аванса (150000: 118 × 18) Расчет бухгалтерии 90-3
14.12. 2013 Переданы результаты работ заказчику Акт передачи работ 62-1 90-1
14.12. 2013 Зачтен аванс, ранее полученный от покупателя Бухгалтерская справка 62-1 62-2
14.12. 2013 Доначислен НДС в бюджет Счет-фактура № 175 90-3
15.12.2013 Поступила выручка от покупателя по договору Выписка банка из расчетного счета 62-1

Для обеспечения контроля за расчетами с каждым заказчиком по конкретным заказам в бухгалтерии составляется Ведомость № 16 «Реализация работ». Ведомость открывается на месяц, сначала в нее записывают остатки работ, незаконченных и не оплаченных на начало месяца. Затем вписывают счета, выданные заказчикам в отчетном месяце. По мере оплаты счетов заказчиками в ведомости делают об этом отметки. Итоговые данные за месяц ведомости № 16 о передаче работ и их оплате переносятся в регистр синтетического учета – Журнал – ордер № 11. Так, сумма доходов ООО «Корреспонденция» за декабрь 2013 года составила 1192000 руб.

Одновременно с отражением выручки необходимо списать себестоимость проданных работ. При этом необходимо указать себестоимость только тех работ, доход от продажи которых учтен по кредиту субсчета 90-1. Для обобщения информации о себестоимости продукции составляется журнал-ордер № 10. Перечень первичных документов по учету затрат в ООО «Корреспонденция» очень широк и зависит от направления расходов (см.табл. 3).

Таблица 3. - Перечень документов, подтверждающих расходы ООО «Корреспонденция»

Статьи затрат Регистр синтетического учета Первичные документы, подтверждающие расходы
Расходы на оплату труда Свод по заработной плате Расчетно-платежная ведомость
Расходы на обязательное социальное страхование Бухгалтерская справка
Услуги сторонних организаций по перевозке и установке продукции Журнал-ордер № 6 Акт приемки-передачи услуг, товарно-транспортные накладные
Транспортные расходы при эксплуатации собственных транспортных средств Журнал-ордер № 8 Путевые листы, чеки АЗС на приобретение ГСМ, акты выполненных работ по ремонту, счета-фактуры и накладные на покупку запчастей
Амортизация основных средств Ведомость начисления амортизации
Амортизация нематериальных активов Ведомость начисления амортизации
Пожарная и сторожевая охрана, коммунальные услуги, услуги связи Журнал-ордер № 6 Счета –фактуры, договоры с поставщиками, платежные поручения на оплату счетов
Подписка на периодические издания Журнал-ордер № 6 Счета-фактуры, квитанции об оплате
Командировочные расходы Журнал-ордер № 8 Командировочные удостоверения, приказы о направлении работников в командировку, авансовые отчеты
Оплата аренды офиса Ведомость учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами Счета-фактуры, договоры аренды

Рассмотрим состав затрат на производство работ ООО «Корреспонденция» по элементам. В соответствии со сводной калькуляцией, прямые затраты на производство работ за декабрь 2013 г. составили 651626 руб., в том числе по элементам:

- материальные затраты – 490545 руб.

- затраты на оплату труда – 127640 руб.

- единый социальный налог – 33441 руб.

- прочие затраты – 414 руб.

Формирование в течение месяца прямых расходов ООО «Корреспонденция» на выполнение работ по изготовлению продукции было отражено записями, приведенными в таблице 4.

Таблица 4. - Отражение в бухгалтерском учете ООО «Корреспонденция» прямых расходов на выполнение работ по изготовлению продукции, руб.

№ п/п Дата Содержание хозяйственной операции Основание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
31.12. 2013 г. Списаны материалы на производство продукции Лимитно-заборные карты
31.12. 2013 г. Начислена заработная плата основным работникам Свод по заработной плате
31.12. 2013 г. Начислен единый социальный налог с заработной платы основных работников Бухгалтерская справка
08.12. 2013 г. Списаны командировочные расходы работников, связанных с основной производственной деятельностью Авансовый отчет, командировочное удостоверение

К общепроизводственным расходам ООО «Корреспонденция» за декабрь 2013 года относятся:

- амортизация основных средств – 21250 руб.

- затраты на оплату труда персонала общепроизводственного значения–35600 руб.;

- единый социальный налог с заработной платы персонала общепроизводственного значения – 10680 руб.

Итого: 66177 руб.

Формирование в течение месяца и списание общехозяйственных расходов в ООО «Корреспонденция» было отражено записями, приведенными в таблице 5.

Таблица 5.- Отражение в бухгалтерском учете ООО «Корреспонденция» общепроизводственных расходов руб.

№ п/п Дата Содержание хозяйственной операции Основание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
31.12. 2013 г. Начислена амортизация основных средств общепроизводственного значения Ведомость начисления амортизации
31.12. 2013 г. Начислена заработная плата персоналу общепроизводственного значения Свод по заработной плате
31.12. 2013 г. Начислен единый социальный налог с заработной платы персонала общепроизводственного значения Бухгалтерская справка
31.12. 2013 г. Общепроизводственные расходы списаны на затраты основного производства Бухгалтерская справка

Для определения фактической производственной себестоимости общепроизводственные расходы распределяются между заказами пропорционально прямым расходам (см.табл.6)

Таблица 6. - Распределение общепроизводственных расходов за декабрь 2013 г., руб.

Заказчик Сумма прямых расходов Удельный вес в итоге Общехозяйственные расходы Факт. производственная себестоимость заказа
ООО «Рокки» 0.217
ЧОП «Беркут» 0.207
ООО «Варан-Профи» 0.254
ООО «РЛ-Сервис» 0.322
Итого

В конце месяца ООО «Корреспонденция» осуществляет списание общехозяйственных расходов на финансовые результаты в полном размере. Так, общехозяйственные расходы за декабрь 2013 года составили 232100 руб., в том числе:

- коммунальные услуги – 4670 руб.,

- аренда помещения – 150000 руб.,

- амортизация нематериальных активов – 500 руб.,

- заработная плата управленческого и обслуживающего персонала – 27655 руб.

- единый социальный налог с заработной платы управленческого и обслуживающего персонала – 8297 руб.

Формирование в течение месяца и списание общехозяйственных расходов в ООО «Корреспонденция» было отражено записями, приведенными в таблице 7.

Таблица 7.- Отражение в бухгалтерском учете ООО «Корреспонденция» общехозяйственных расходов руб.

№ п/п Дата Содержание хозяйственной операции Основание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
31.12. 2013 г. Акцептован счет за коммунальные услуги Счет-фактура № 19526
31.12. 2013 г. Начислено за аренду офиса Счет-фактура № 57
31.12. 2013 г. Начислена амортизация нематериальных активов Ведомость начисления амортизации
31.12. 2013 г. Начислена заработная плата управленческому и обслуживающему персоналу Свод по заработной плате
31.12. 2013 г. Начислен единый социальный налог с заработной платы управленческого и обслуживающего персонала Бухгалтерская справка
31.12. 2013 г. Списаны общепроизводственные расходы Бухгалтерская справка 90-2

Рассмотрим порядок документального оформления и бухгалтерского учета расходов на продажу. В ООО «Корреспонденция» к ним в первую очередь относятся представительские расходы. Для контроля за такими расходами в ООО «Корреспонденция» установлены предельные размеры (нормативы) отдельных видов представительских расходов. Нормативы утверждены приказом генерального директора ООО «Корреспонденция» в следующих суммах:

Затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) – до 300 руб. в день;

Транспортное обеспечение – до 600 руб.в день;

Буфетное обслуживание во время переговоров – до 125 руб. в день;

Оплата услуг переводчиков:

-для руководителей делегации – до 250 руб.в день;

-для членов делегации из расчета 1 переводчик на 5 человек – до 200 руб. в день.

Для каждого мероприятия составляется смета представительских расходов, которая утверждается директором ООО «Корреспонденция». Так, 24 декабря 2013 г. ООО «Корреспонденция» принимало делегацию Компании «Eago» из Китая, прибывшую на переговоры для заключения договора о выполнении работ по изготовлению продукции. Для обеспечения приема делегации была составлена смета расходов на 6 человек (три представителя ООО «Корреспонденция» и три представителя Компании «Eago». Были запланированы следующие представительские расходы:

1. Затраты, связанные с проведением официального приема:

6 чел. × 300 руб. × 2 дня = 3600 руб.

2. Транспортное обеспечение:

6 чел × 100 руб. × 2 дня = 1200 руб.

Итого: 4800 руб.

После каждого приема делегации работник, ответственный за оформление представительских расходов, должен составить отчет. В отчете указывают дату и место проведения приема, его программу, участников встречи и величину представительских расходов. 25 декабря 2013 г. менеджер ООО «Корреспонденция» Грешилова И.И. составила отчет о приеме делегации Компании «Eago». В данном отчете были отражены суммы, фактически израсходованные на прием делегации:

1. Затраты, связанные с проведением официального приема:

6 чел. × 200 руб. × 2 дня = 2400 руб.

2. Транспортное обеспечение:

6 чел × 100 руб. ×2 дня = 1200 руб.

Итого: 3600 руб.

На израсходованную сумму 3600 руб. 25 декабря 2013 г. был составлен авансовый отчет № 74, к которому были приложены проездные билеты на общую сумму 1200 руб. и счет-фактура кафе за организацию обедов на сумму 2400 руб. Таким образом, документально подтвержденные представительские расходы ООО «Корреспонденция» за декабрь 2013 г. составили 3600 руб.

Формирование в течение месяца и списание коммерческих расходов в ООО «Корреспонденция» было отражено записями, приведенными в таблице 8.

Таблица 8.- Отражение в бухгалтерском учете ООО «Корреспонденция» коммерческих расходов руб.

№ п/п Дата Содержание хозяйственной операции Основание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
24.12. 2013 г. Выдано сотруднику подотчет на расходы по приему делегации Расходный кассовый ордер № 302
24.12. 2013 г. Документально подтвержденные расходы учтены в составе коммерческих расходов Авансовый отчет № 52
31.12. 2013 г. Коммерческие расходы списаны на финансовые результаты Бухгалтерская справка 90-2

Далее необходимо рассмотреть порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по формированию финансовых результатов на предприятии ООО «Корреспонденция» за декабрь 2013 года. Для этого сопоставим выручку с суммой себестоимости и НДС:

- Выручка от продажи работ – 1406560 руб.

- НДС – 214560 руб.

- Прямые расходы – 651626 руб.

- Общепроизводственные расходы – 66177 руб.;

- Общехозяйственные расходы – 232100 руб.;

- Коммерческие расходы – 3600 руб.

- Прибыль от основной производственной деятельности -238498

Полученная сумма является прибылью от продаж за декабрь 2013 г. и отражается проводкой:

Дебет 90-9 «Прибыль от продаж» Кредит 99 «Прибыли и убытки» – 238498 руб. – прибыль от продаж за декабрь 2013 г. Данная сумма отражается в журнале – ордере № 15.

На сумму прибыли начисляется налог на прибыль по ставке 25 %:

238498 руб. × 25 % = 57240 руб.

Начисление налога на прибыль в ООО «Корреспонденция» отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль» – 57240 руб. – начислен налог на прибыль за декабрь 2013 года.

Если разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж отрицательная, организация в отчетном месяце получила убыток. Эту сумму необходимо отразить заключительными оборотами месяца по кредиту субсчета 90-9 и дебету счета 99 «Прибыли и убытки»:

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 90-9 – отражен убыток от продаж.

Счет 90 «Продажи» на конец каждого месяца иметь сальдо не должен. Однако все субсчета счета 90 «Продажи» в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться, начиная с января отчетного года. При этом субсчет 90-1 «Выручка» в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС» – только дебетовое сальдо. Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток» может иметь как дебетовое сальдо (прибыль), так и кредитовое (убыток). Покажем это на примере счета 90 за ноябрь 2013 г. (см.табл. 9):

Таблица 9.- Схема записей по счету 90 «Продажи», руб

Наименование субсчетов По дебету По кредиту
Сальдо на 01.11.2013 г. -
Обороты ноября
Субсчет 90-1 «Выручка»  
Субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»  
Субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость»  
Субсчет 90-9 «Прибыль»  
Итого
Сальдо на 01.12.2013 г. -

В конце года ООО «Корреспонденция» проводит реформацию баланса. Под реформацией баланса понимается распределение полученной в течение отчетного года прибыли или же списание полученного за год убытка. Фактически реформация заключается в совершении итоговых бухгалтерских проводок (записей по счетам учета), направленных на распределение всей полученной в течение отчетного года или же списание полученного за отчетный год убытка. Итогом проведения реформации является закрытие счетов учета финансовых результатов отчетного года – балансовых счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

31 декабря 2013 года бухгалтер ООО «Корреспонденция» отразил в бухгалтерском учете реформацию баланса записями, приведенными в таблице 10.

Таблица 10.- Отражение в бухгалтерском учете ООО «Корреспонденция» реформации баланса, руб.

№ п/п Дата Содержание хозяйственной операции Основание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
31.12. 2013 г. Закрыт субсчет 90-1 Бухгалтерская справка 90-1 90-9
31.12. 2013 г. Закрыт субсчет 90-2 Бухгалтерская справка 90-9 90-2
  31.12. 2013 г. закрыт субсчет 90-3 Бухгалтерская справка 90-9 90-3

После этого сальдо по счету 90 «Продажи» в целом и по всем открытым к нему субсчетам по состоянию на 1 января 2014 года стало равным нулю.

Рассмотрим порядок отражения финансовых результатов от основной производственной деятельности в бухгалтерской отчетности ООО «Корреспонденция». Наиболее полной и значимой отчетной формой о финансовых результатах является «Отчет о прибылях и убытках», который составляется на основе данных синтетического и аналитического учета, представленных в различных регистрах . В таблице 11 приведен порядок расчета показателей ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в части основной производственной деятельности.

Таблица 11.- Порядок отражения финансовых результатов от основной производственной деятельности ООО «Корреспонденция» в бухгалтерской отчетности, тыс.руб.

Наименование показателя Код показателя Обороты по счетам бухгалтерского учета Сумма, тыс. руб.
Выручка Итоговый оборот по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка», минус обороты по дебету счета 90 «продажи» субсчет 3 «НДС».
Себестоимость продаж Итоговый оборот по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», в корреспонденции со счетом 20
Валовая прибыль Строка 2110 минус строка 2120
Коммерческие расходы Итоговый оборот по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «себестоимость продаж», в корреспонденции со счетом 44
Управленческие расходы Итоговый оборот по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «себестоимость продаж», в корреспонденции со счетом 26.
Прибыль (убыток) от продаж Расчетный показатель: строка 2100 минус строка 2210 минус строка 2220. Должен соответствовать итоговым оборотам по дебету (либо кредиту) счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль от продаж, в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»

В первом разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» представляются важнейшие оценочные показатели хозяйственной деятельности организации. К доходам по обычным видам деятельности относится выручка, признанная организацией, в сумме 5122 тыс.руб. К расходам относятся себестоимость продаж, а также коммерческие и управленческие расходы.

В себестоимость продаж ООО «Корреспонденция» включает все прямые расходы, которые признаются при продаже работ, по которым определена выручка, и непосредственно направлены на получение дохода от продажи. Это расходы, учтенные непосредственно на счете 20 «Основное производство» – 4402 тыс.руб.

Коммерческие расходы представляют собой расходы на маркетинг, рекламу, заработную плату сотрудников системы сбыта. Доставку продукции потребителю, а также накладные расходы, возникающие в ходе сбытовой деятельности. По данной строке ООО «Корреспонденция» отражает расходы, списанные в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» с кредита счета 44 «Расходы на продажу» – 51 тыс.руб.

К управленческим расходам относятся расходы по управлению организацией и расходы общего характера, не связанные с производством конкретных видов продукции, работ, услуг. Представление этих расходов в отчете осуществляется только в том случае, когда организация формирует себестоимость по принципу «сокращенной себестоимости», как в ООО «Корреспонденция». По данной строке ООО «Корреспонденция» отражает расходы, списанные в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» – 273 тыс.руб.

В первом разделе также выделяются промежуточные итоги, качественно характеризующие обычную деятельность организации, т.е. валовая прибыль и прибыль (убыток) от продаж.

Валовая прибыль – это разница между доходами от обычной деятельности и прямыми расходами на нее:

5122 тыс. руб. – 4402 тыс.руб. = 720 тыс.руб.

Прибыль от продаж – это разность между доходами и расходам от обычной деятельности и коммерческими и управленческими расходами:

720 тыс.руб. – 51 тыс.руб. – 273 тыс.руб. = 399 тыс.руб.

Далее необходимо провести анализ финансовых результатов ООО «Корреспонденция», формирования и использования.

Наши рекомендации