Понятие бюджетирования. методы, цели составления бюджетов

Тема 8. Бюджетирование

Бюджетирование – это процесс (непрерывный) планирования будущей деятельности, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Бюджет – это количественное выражение планов в натуральных и денежных измерителях.

Бюджетирование выполняет следующие функции:

ü экономический прогноз;

ü контроль результатов деятельности предприятия;

ü координации деятельности подразделений предприятия;

ü основа для принятия решений по развитию предприятия.

Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период в будущем, обычно максимум на год, с разбивкой на более короткие периоды: кварталы, месяцы. Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления (управлять предприятием можно только через краткосрочные (текущие) бюджеты). В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности.

Методы составления бюджетов:

- инкрементное планирование – плановые цифры получают в результате анализа фактических данных с использованием поправок (изменение номенклатуры выпускаемой продукции, объема производства и т.д.);

- нулевое планирование – использует нулевую стартовую позицию; широко используется в том случае, когда предприятие планирует значительное измнение своей деятельности.

Цели составления бюджетов:

1. Помощь при планировании производственных процессов в каждом производственном подразделении (центре ответственности)

Составление бюджета гарантирует, что руководители будут планировать будущую производственную деятельность, принимая во внимание возможные изменения условий деятельности, и определять меры, которые нужно принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий.

2. Координация деятельности различных подразделений предприятия (центров ответственности) и обеспечение гармоничности их функционирования

Каждый центр ответственности влияет на работу других центров ответственности и сам зависит от их деятельности. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения предприятия работали согласованно. Важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга (чтобы не получилось так, что отдел маркетинга дает ход такой программе сбыта, с которой производство просто не сможет справиться).

3. Информационное обеспечение менеджеров всех уровней

Все подразделения предприятия должны иметь полную информацию о планах и политике, которым будет подчиняться предприятие.

4. Стимулирование (мотивация) деятельности менеджеров различного уровня действовать в интересах достижения целей предприятия

Бюджет помогает руководителям в управлении деятельностью и ее контроле в том подразделении, за которое они отвечают. Сравнивая фактические результаты с бюджетными показателями, руководители могут установить, какие расходы не соответствуют первоначальному плану, и поэтому требуют их внимания. Данный процесс позволяет руководителям применять систему управления по отклонениям, когда внимание руководителя и его усилия концентрируются на показателях, которые имеют значительные отклонения от плановых.

5. Оценка эффективности работы менеджеров различных уровней.

Предприятия могут устанавливать вознаграждения своим сотрудникам в зависимости от их способности достигать целей, намеченных в бюджете, или ставить их продвижение по службе в некоторую зависимость от исполнения бюджетов.

Основными этапами составления бюджета предприятия являются:

ü установление общих целей развития предприятия (осуществляется на уровне высшего руководства);

ü прогноз и обоснование плановых объемов продаж;

ü определение ограничивающих факторов (производственные мощности, покупательский спрос, материальные, трудовые ресурсы и т.д.);

ü конкретизация общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения (формирование перечня показателей, которых предприятие стремится достичь, и по которым будет оценивать деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений);

ü подготовка подразделениями оперативных бюджетов;

ü анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировка;

ü подготовка основного (сводного) бюджета;

ü координация и анализ первого варианта основного бюджета, внесение корректив;

ü утверждение бюджета руководством предприятия;

ü последующий контроль, анализ и корректировка бюджета в соответствии с изменяющимися условиями.

Наши рекомендации