Деятельность по ведению реестра и организации торговли
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Особенности деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистратора):
§ регистратором признается только юридическое лицо, деятельность которого не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
§ регистратор не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента;
§ договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом, но регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов;
§ держатель реестра владельцев ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, вправе зачислять ценные бумаги на лицевой счет владельца, только если он является квалифицирован ным инвестором;
§ держатель реестра имеет право взимать со сторон по сделке плату и не вправе взимать со сторон по сделке плату в виде процента от объема сделки;
§ регистратору, допустившему ненадлежащее исполнение порядка поддержания системы ведения и составления реестра и нарушение форм отчетности, может быть предъявлен иск о возмещении ущерба;
§ регистратор по требованию владельца ценных бумаг должен предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету;
§ держатель реестра должен: открыть владельцу ценных бумаг лицевой счет, вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения на основе поручения (распоряжения), производить операции на лицевых счетах владельцев ценных бумаг, доводить до заинтересованных лиц соответствующую информацию.
Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Особенности деятельности организатора торговли на рынке ценных бумаг:
§ раскрыть информацию о правилах допуска участников и ценных бумаг к торгам, заключения, сверки, регистрации и исполнения сделок, правилах, ограничивающих манипулирование ценами, расписание предоставления услуг, регламент внесения изменений и дополнений, а также список ценных бумаг, допущенных к торгам;
§ предоставить информацию о каждой заключенной сделке, о дате и времени заключения сделки, наименовании ценных бумаг, являющихся предметом сделки, цене одной ценной бумаги и количестве ценных бумаг, государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг;
§ допустить к торгам ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов;
§ не раскрывать и не предоставлять информацию о ценных бумагах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и сделках с такими ценными бумагами.
70.Понятие и правовое регулирование оценочной деятельности
ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 №135-ФЗ (в редакции от 24.07.2007)
Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, настоящим ФЗ, а также другими ФЗ и иными НПА РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Настоящий ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
· объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего ФЗ (далее - оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.
К объектам оценки относятся:
· отдельные материальные объекты (вещи);
· совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
· право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
· права требования, обязательства (долги);
· работы, услуги, информация;
· иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
ПП РФ «Об утверждении стандартов оценки» от 06.07.2001 №519 (в редакции от 14.12.2006) – данные стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.
РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим ФЗ.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления государственного статистического учета и БУ и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством РФ.
Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).
Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности(далее также - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.
Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.
Статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.
Принципы осуществления оценочной деятельности:
· принцип профессионализма – оценка должна осуществляться лицом, имеющим соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности (лицензирование оценочной деятельности прекратилось с 01.06.2006);
· принцип независимости – установление запрета на осуществление оценочной деятельности при наличии заинтересованности оценщика; на вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лив деятельность оценщика; на зависимость размера оплаты оценщика за проведение оценки от итоговой величины стоимости объекта;
· принцип полноты – оценщик осуществляет сбор и обработку всей информации, необходимой для объективной оценки;
· принцип достоверности – итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном оценщиком, признается достоверной. Она рекомендуется для совершения сделки с объектом оценки.
71.Субъекты и объекты оценочной деятельности
К субъектам оценочной деятельности можно отнести:
- органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;
- профессиональные объединения оценщиков;
- заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;
- потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценки.
Вместе с тем, действующим сегодня законом об оценочной деятельности регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками процесса оценки — тем, кто оценивает и тем, кто заказывает оценку.
Оценивать объекты могут физические лица — оценщики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работникамиоценочных компаний.