Порядок выполнения курсовой работы. Министерство Образования и науки РФ

Министерство Образования и науки РФ

Порядок выполнения курсовой работы. Министерство Образования и науки РФ - student2.ru федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

Факультет экономики и менеджмента

Методические указания к курсовой работе

по дисциплине: «Планирование на предприятии»

« РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Санкт- Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

Роль и значение бизнес-плана в предпринимаельской деятельности 3

1. Порядок выполнения курсовой работы.. 4

2. Состав бизнес-плана.. 5

2.1. Вводная часть или резюме проекта 5

2.2 Общее описание компании.. 7

2.3 Анализ положения дел в отрасли.. 8

2.4 Анализ рынка.. 10

2.5 Существо предлагаемого проекта.. 11

2.6 План маркетинга.. 12

2.7 Производственный план.. 12

2.8 Организационный план.. 15

2.9 Анализ и оценка рисков.. 15

2.10 Финансовый план.. 16

3. Требования к оформлению курсовой работы.. 20

Приложение А.. 21

Приложение Б. 22

Приложение В.. 23

ВВЕДЕНИЕ

Роль и значение бизнес-плана в предпринимаельской деятельности

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует (а также на других рынках), составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимые специализированным научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.

Бизнес- план является кратким, точным, доступным и понятным описанием предполагаемого направления развития предприятия, важнейшим инструментом анализа большого количества различных ситуаций, позволяющим оценивать и выбирать наиболее перспективные решения и определять средства для их достижения.

Основными целями и задачами бизнес-плана являются:

1) обоснование предполагаемого направления развития предприятия и оценка результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения цели;

2) возможность выявить курс действий и управления предприятием. Поэтому его можно представить как руководство для исполнения и контроля;

3) обоснование эффективности бизнеса, необходимое для получения инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса;

4) реклама для предполагаемого нового направления развития бизнеса. Создавая деловую репутацию бизнес- план является своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен составляться в строгом соответствии с определенными правилами;

5) предоставление возможности самообучения. В этом аспекте разработка бизнес- плана представляет собой непрерывный процесс выявления сильных и слабых сторон предприятия.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Для практической реализации бизнес-планирования представляется важным соблюдение основополагающих принципов:

– гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды в которой функционирует предприятие;

– непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;

- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимосвязано, взаимозависимо);

- итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

- участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей деятельности;

- адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

Порядок выполнения курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Планирование на предприятии» предполагает разработку бизнес-плана производства продукта (работ, услуг) в любой области хозяйства. При этом студент использует собственные знания, данные и опыт в рассматриваемой области.

Цель курсовой работы – оценить и разработать реальные возможности создания предприятия в существующих условиях хозяйствования. Поэтому состав разделов бизнес-плана носит ориентировочный характер и может быть скорректирован с учётом конкретных условий. Главное – рассчитать эффективность планируемой деятельности предприятия, учитывая весь комплекс факторов в условиях неопределённости по всем основным финансово-экономическим показателям.

Тема курсовой работы – «Разработка бизнес-плана открытия (расширения) предприятия».

Вид деятельности предприятия студент выбирает самостоятельно:

- производство;

- строительство;

- оптовая торговля;

- розничная торговля;

- ремонтные услуги;

- сфера гостиничного бизнеса;

- сфера ресторанного бизнеса;

- транспорт и связь;

- финансовая деятельность;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг;

- образование и т.д.

Примерный перечень тем курсовых работ приведен в Приложении В.

Процесс разработки бизнес плана состоит из нескольких последовательных этапов.

На первой стадии разработки бизнес-плана определяются источники необходимой для создания документа информации. Обычно в качестве последних могут выступать:

-исследования рынка предполагаемой продукции, определение основных тенденций его развития;

-исследования сырья, основных и вспомогательных производственных материалов, охватывающие имеющиеся и прогнозируемые запасы сырья и потребляемых ресурсов, необходимых для предприятия, а также имеющиеся и прогнозируемые тенденции в области изменения цен на такие материалы и ресурсы;

-исследование месторасположения предприятия и оценка его воздействия на окружающую среду;

-исследования оптимизации масштабов производства, как часть исследований по выбору технологии;

-исследования, посвященные выбору специализированного оборудования и пр.

Вторым этапом является определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван решать бизнес-план, и должны быть ясно и кратко сформулированы. В качестве целей могут, например, выступать, привлечение финансовых средств для запуска в производство технологически новой продукции, увеличение доли потребителей товаров компании среди участников рынка за счет привлечения новых групп покупателей и пр.

Третьим этапом является установление общей структуры документа. В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются достаточно традиционные разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Четвертым этапом является непосредственно сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.

Пятый этап - непосредственное написание бизнес-плана.

Состав бизнес-плана

Бизнес-план включает следующие разделы:

1. Резюме (вводная часть).

2. Общее описание компании.

3. Анализ положения дел в отрасли

4. Анализ рынка.

5. Существо предлагаемого проекта (характеристика производимого продукта (работ, услуг)).

6. План маркетинга.

7. Производственный план.

8. Организационный план.

9. Анализ рисков.

10. Финансовый план.

11. Приложения

Наши рекомендации