Порядок выполнения курсовой работы. Министерство Образования и науки РФ
Министерство Образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
Факультет экономики и менеджмента
Методические указания к курсовой работе
по дисциплине: «Планирование на предприятии»
« РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ»
Санкт- Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
Роль и значение бизнес-плана в предпринимаельской деятельности 3
1. Порядок выполнения курсовой работы.. 4
2. Состав бизнес-плана.. 5
2.1. Вводная часть или резюме проекта 5
2.2 Общее описание компании.. 7
2.3 Анализ положения дел в отрасли.. 8
2.4 Анализ рынка.. 10
2.5 Существо предлагаемого проекта.. 11
2.6 План маркетинга.. 12
2.7 Производственный план.. 12
2.8 Организационный план.. 15
2.9 Анализ и оценка рисков.. 15
2.10 Финансовый план.. 16
3. Требования к оформлению курсовой работы.. 20
Приложение А.. 21
Приложение Б. 22
Приложение В.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Роль и значение бизнес-плана в предпринимаельской деятельности
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует (а также на других рынках), составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимые специализированным научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.
Бизнес- план является кратким, точным, доступным и понятным описанием предполагаемого направления развития предприятия, важнейшим инструментом анализа большого количества различных ситуаций, позволяющим оценивать и выбирать наиболее перспективные решения и определять средства для их достижения.
Основными целями и задачами бизнес-плана являются:
1) обоснование предполагаемого направления развития предприятия и оценка результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения цели;
2) возможность выявить курс действий и управления предприятием. Поэтому его можно представить как руководство для исполнения и контроля;
3) обоснование эффективности бизнеса, необходимое для получения инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса;
4) реклама для предполагаемого нового направления развития бизнеса. Создавая деловую репутацию бизнес- план является своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен составляться в строгом соответствии с определенными правилами;
5) предоставление возможности самообучения. В этом аспекте разработка бизнес- плана представляет собой непрерывный процесс выявления сильных и слабых сторон предприятия.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Для практической реализации бизнес-планирования представляется важным соблюдение основополагающих принципов:
– гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды в которой функционирует предприятие;
– непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;
- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимосвязано, взаимозависимо);
- итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей деятельности;
- адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Порядок выполнения курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Планирование на предприятии» предполагает разработку бизнес-плана производства продукта (работ, услуг) в любой области хозяйства. При этом студент использует собственные знания, данные и опыт в рассматриваемой области.
Цель курсовой работы – оценить и разработать реальные возможности создания предприятия в существующих условиях хозяйствования. Поэтому состав разделов бизнес-плана носит ориентировочный характер и может быть скорректирован с учётом конкретных условий. Главное – рассчитать эффективность планируемой деятельности предприятия, учитывая весь комплекс факторов в условиях неопределённости по всем основным финансово-экономическим показателям.
Тема курсовой работы – «Разработка бизнес-плана открытия (расширения) предприятия».
Вид деятельности предприятия студент выбирает самостоятельно:
- производство;
- строительство;
- оптовая торговля;
- розничная торговля;
- ремонтные услуги;
- сфера гостиничного бизнеса;
- сфера ресторанного бизнеса;
- транспорт и связь;
- финансовая деятельность;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- образование и т.д.
Примерный перечень тем курсовых работ приведен в Приложении В.
Процесс разработки бизнес плана состоит из нескольких последовательных этапов.
На первой стадии разработки бизнес-плана определяются источники необходимой для создания документа информации. Обычно в качестве последних могут выступать:
-исследования рынка предполагаемой продукции, определение основных тенденций его развития;
-исследования сырья, основных и вспомогательных производственных материалов, охватывающие имеющиеся и прогнозируемые запасы сырья и потребляемых ресурсов, необходимых для предприятия, а также имеющиеся и прогнозируемые тенденции в области изменения цен на такие материалы и ресурсы;
-исследование месторасположения предприятия и оценка его воздействия на окружающую среду;
-исследования оптимизации масштабов производства, как часть исследований по выбору технологии;
-исследования, посвященные выбору специализированного оборудования и пр.
Вторым этапом является определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван решать бизнес-план, и должны быть ясно и кратко сформулированы. В качестве целей могут, например, выступать, привлечение финансовых средств для запуска в производство технологически новой продукции, увеличение доли потребителей товаров компании среди участников рынка за счет привлечения новых групп покупателей и пр.
Третьим этапом является установление общей структуры документа. В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются достаточно традиционные разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Четвертым этапом является непосредственно сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.
Пятый этап - непосредственное написание бизнес-плана.
Состав бизнес-плана
Бизнес-план включает следующие разделы:
1. Резюме (вводная часть).
2. Общее описание компании.
3. Анализ положения дел в отрасли
4. Анализ рынка.
5. Существо предлагаемого проекта (характеристика производимого продукта (работ, услуг)).
6. План маркетинга.
7. Производственный план.
8. Организационный план.
9. Анализ рисков.
10. Финансовый план.
11. Приложения