Методические основы создания отдела контролинга
В роботах отечественных исследователей обосновывается необходимость создания отдела контролинга, который должных быть включенный в структуру финансово-экономических служб предприятия, которые подчиняются заместителю генерального директора из экономики (финансовому директору).
При создании службы контролинга на предприятии нужно учитывать следующие основные требования:
1. Служба контролинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения.
2. Служба контролинга должна иметь возможность и полномочие организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, которая необходимая для анализа и выводов, но которая не содержится в существующих документах финансово-экономических служб.
3. Служба контролинга должна иметь возможность внедрять новой процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе.
4. Служба контролинга должна иметь возможности быстро доказывать информацию к сведению высшего руководства предприятием.
5. Служба контролинга должна быть независимой от любой финансово-экономической службы.
С учетом специфики предпринимательской деятельности полиграфических предприятий и новизной внедрения в организационную структуры службы контролинга нами предлагается следующая последовательность структура отдела контролинга:
-руководитель службы контролинга;
- специалист-куратор цехов;
-специалист из управленческого учета;
-специалист из информационных систем;
-специалист с финансового контролинга;
Руководитель службы контролинга обобщает работу подраздела, несет ответственность за исходящие документы, аналитические расчёты и прогнозы перед своим непосредственным руководителем -заместителем директора из экономики (финансовым директором), а также перед генеральным директором.
Обязанности специалиста- куратора цехов:
-разработка форм собирания аналитической информации по цехам предприятия;
-собирание аналитической (плановой и фактической) информации под цехов;
-обработка и анализ полученных данных, разработка нормативов затрат по цехам и поддержка их актуальности;
-расчет аналитических показателей работы цехов и предприятия в целом;
-прогнозирование выручки, затрат и прибыли с помощью методики контролинга;
-анализ отклонений фактических данных от плановых, выявление причин отклонений и установление виновных;
-составление аналитических отчетов для заместителя генерального директора из экономики (финансового директора);
Обязанности специалиста из управленческого учета:
-разработка процедуры передачи данных из бухгалтерии в службу контролинга;
-контроль за собиранием и анализом фактической учетной информации в службе контролинга;
-разработка предложений относительно оптимизации учетного процесса в бухгалтерии из позиций аналитических служб;
-экономическая экспертиза управленческого учета.
Обязанности специалиста из информационных систем:
-анализ внешнего (рынков капитала, работы, сырья, материалов; конкурентов; экономической, политической и социальной сферы) и внутреннего (маркетинга; человеческих, технических и технологических ресурсов; изготовление продукции; имеющейся организационной структуры; финансового состояния) среды с целью построения и систематического исследования "кризисного поля";
-оценка целесообразности автоматизации контролинговой работы на отдельных этапах;
-разработка форм для автоматизированного сбора информации;
-оптимизация документообороту на предприятии.
Обязанности специалиста с финансового контролинга:
-оценка эффективности использования капитала;
-оптимизация " затраты-производство-прибыль";
-оценка эффективности инвестиции;
-оценка удовлетворительности финансово-экономического состояния;
-диагностика и оценка факторов и причин неудовлетворительного состояния финансовой стойкости;
-разработка результатов контролинга - управленческих решений.
Как итог выше представленных результатов исследований и с целью ударения на важности создания на отечественных предприятиях системы контролинга, целесообразно еще раз подчеркнуть, что: вследствие своей комплектности и интегрированности контролинг обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлому, настоящему и будущему, системный подход к выявлению и решению проблем, которые возникают перед предприятием; контролинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность разных служб и подразделов предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.