Сцена четвертая. Соблазн во сне
Мне показалось, я должен что-то сказать, и я произнес:
"Холод похож на холод…", и она отозвалась печально:
"Время – на время. Теперь мы никогда этого не забудем".
Она вышла из светящегося круга лампы и я сказал:
"Я пишу это повсюду"
Она повернулась и отошла к туалетному столику. В круглой луне зеркала появилось ее лицо - отражение лица, его оптический образ, двойник, готовый раствориться в трепетном свете лампы. Грустные глаза цвета остывшей золы печально посмотрели на меня и опустились, она открыла перламутровую пудреницу и коснулась пуховкой носа и лба.
"Я так боюсь, - сказала она, - что эта комната приснится кому-нибудь еще, и он все здесь перепутает."
Она щелкнула замочком пудреницы, поднялась и вернулась к лампе.
"Тебе не бывает холодно?" - спросила она.
"Иногда бывает..." - ответил я .
Она раскрыла озябшие руки над лампой, и тень от пальцев легла на ее лицо.
"Я, наверно, простужусь, - пожаловалась она. - Ты живешь в ледяном городе".
Керасиновый огонек делал ее кожу медно-красной и глянцевой.
"У тебя бронзовая кожа, - сказал я. - Иногда мне кажется, что в настоящей жизни ты должна быть бронзовой статуэткой в углу какого-нибудь музея".
"Нет, - сказала она. - Но порой мне и самой кажется, что я металлическая - когда я сплю на левом боку и сердце гулко бьется у меня в груди".
- "Мне всегда хотелось услышать, как бьется твое сердце".
- "Если мы встретимся наяву, ты сможешь приложить ухо к моей груди и услышишь".
-"Если мы встретимся наяву..." Она положила руки на стеклянный колпак и я промолвил:
"Холод похож на холод. Я всюду повторяю эти слова".
Она умолкла, а я все сидел, покачиваясь на стуле.
"Каждое утро, - сказал я, - я произношу фразу, по которой должен найти тебя. Но днем я не могу вспомнить даже твоего лица".
Она стиснула в отчаянии пальцы:
"Ах, если бы мне помнить наши заветные слова или по крайней мере знать название моего города!"
«Знаешь а иногда мне кажется, что все люди вот также пишут на стенах свои заветные слова…Но все они остаются без ответа. Может быть однажды я не выдержу и нацарапаю эти слова на столике в какой-нибудь кофейне».
Горькие складки легли в уголках ее губ.
"Я хочу до тебя дотронуться", - сказал я. Она вскинула глаза, я язычки пламени заплясали в ее зрачках.
"Ты никогда не говорил этого", - заметила она.
"А теперь говорю". Она опустила глаза и попросила сигарету.
"Почему же, - повторила она, - мне никак не вспомнить название своего города?"
Она грустно улыбнулась:
"Эта комната снится мне так же, как и тебе".
Я поднялся и направился к лампе, а она в испуге отступила назад, опасаясь, что я случайно заступлю за невидимую черту, пролегающую между нами. Взяв протянутую сигарету, она склонилась к огоньку лампы.
Ее лицо осветилось красноватым огоньком сигареты, она глубоко затянулась и, покручивая сигарету в тонких пальцах сказала:
"Слава богу. Я, кажется, начинаю согреваться", - и проговорила нараспев, будто повторяя за пишущим пером:
"Я... начинаю... - она задвигала пальцами, будто сворачивая в трубочку невидимый листок бумаги по мере того, как я прочитывал написанные на нем слова, - согреваться..." - бумажка кончилась и упала на пол - сморщенная, крохотная, превратившаяся в пыль золы. "Это хорошо, - сказал я. - Мне всегда страшно, когда ты мерзнешь".
Она затянулась, сосредоточенно глядя на огонек сигареты. И мне опять показалось, что она - из меди, но не холодной и твердой, а из теплой и податливой.
"Я хочу дотронуться до тебя", - повторил я.
"Ты все погубишь, - испугалась она. - Прикосновение разбудит нас, и мы больше не встретимся".
- "Вряд ли, - сказал я. - Нужно только положить голову на подушку, и мы увидимся вновь". Я протянул руку, но она не пошевелилась.
"Ты все погубишь... - прошептала она. - Если переступить черту и зайти за лампу, мы проснемся заброшенные в разные части света".
- "И все же", - настаивал я. Но она лишь опустила ресницы:
"Эти встречи - наш последний шанс. Мы ведь почти ничего не помним наутро". И я отступил. А она положила руки на лампу.
"Скоро рассвет, - заметил я. - Последний раз я просыпался в два часа, и с тех пор прошло много времени". Я подошел к двери и взялся за ручку.
"Осторожнее, - предупредила она. - За дверью живут тяжелые сны".
- "Откуда ты знаешь?"
- "Совсем недавно я выходила туда и с трудом вернулась назад. А проснувшись, заметила, что лежу на сердце".
Но я все же приоткрыл дверь. Створка подалась, и легкий ветерок принес снаружи запах плодородной земли и возделанной пашни. Я повернул к ней голову и сказал:
"Тут нет коридора. Я чувствую запах поля".
- "Там, за дверью, - сказала она, - спит женщина, которая видит поле во сне. Она всегда мечтала жить в деревне, но так никогда и не выбралась из города". За дверью светало, и люди повсюду уже начали просыпаться.
Ветер с поля стал слабее, а потом стих. Вместо него послышалось ровное дыхание спящего, который только что перевернулся в постели на другой бок. Стих ветерок, а с ним умерли и запахи.
Она улыбнулась грустно и положила руки на остывающий колпак лампы:
"Мы удивительные люди, - сказала она. - Мы никогда не помним своих снов".